Чтобы не смолкла музыка
Чтобы
не смолкла музыка
У искусства есть враг: имя ему
— невежество.
Бен
Джонсон
английский драматург и поэт
Поводом для
этих размышлений послужил такой
факт. В областном центре хотят
закрыть одну музыкальную школу в
связи с тем, что она была
расположена не в отдельно стоящем
здании, а на первом этаже жилого
дома, и репетиции юных музыкантов
очень беспокоили соседей.
И тогда встал
вопрос: быть или не быть новому
зданию, а значит, и самому учебному
заведению?
Казалось бы,
чего тут думать: надо рыть котлован,
но не для того, чтобы закапывать в
него таланты, а, наоборот, возводить
фундамент эстетического развития
наших деток. Однако мнения
разделились. Кто-то банально
пожалел денег. Дескать, до мажоров
ли нам с бемолями, когда бюджет
города латаный-перелатаный и
наличествуют, мол, более
животрепещущие дыры и прорехи,
требующие материальных вложений.
Даже классика цитировали: "И кому
же в ум пойдет на желудок петь
голодный!" При нашей бедности
такие нежности! Не до жиру — быть бы
живу!
Прежде всего
на память мне пришли слова Анны
Ахматовой о том, что она могла бы
прожить без хлеба и самого
необходимого, но без того, что
таковым не является, без искусства,
поэзии, общения с друзьями, жизни
своей не представляет. Потому что
жизнь человеческая без всей этой
избыточности теряет смысл.
Сегодня мы
откажемся от музыкальных школ,
завтра придется забыть о высшем
музыкальном образовании, а
послезавтра не будет в нашем городе
ни музыкального театра, ни
филармонии с концертными залами и
выездными площадками. Можно ли
после этого Иркутску претендовать
на звание культурного города и
областного центра?
Есть ли
альтернатива культуре? Есть. Это
китч в искусстве, пошлость в
газетах, скудоумие по телевидению,
безграмотность в письме, убожество
в устной речи, брань на площадях,
похабщина на улицах, шприцы в
подворотнях, вонь в подъездах. Нам
это надо?
Сегодня люди
привыкнут жить без музыки (хотя
какая же это жизнь — так,
прозябание), завтра научатся
обходиться без ложки и вилки, а
потом приспособятся поедать друг
друга, и не только в фигуральном
смысле. Ведь культурный слой в
коллективном сознании нации, увы,
настолько тонок и уязвим, что не
успеешь и глазом моргнуть, как
завоешь согласно пословице: с
волками жить — по фене ботать. Надо
постараться заложить в молодом
поколении те нравственные основы,
которые дают человеку возможность
чувствовать и мыслить как разумное
создание. А деградировать он сможет
и сам, причем безо всяких усилий и
помощи извне.
Заглянем в
историю. В XIX веке музыкальное
воспитание в Иркутске могли
предложить либо частные учителя
при домашнем воспитании, либо
Девичий институт с момента его
открытия в 1845 году. Но 17 июня 1899 года
в восточно-сибирской столице
открывается музыкальная школа
свободного художника Анатолия
Юрьевича Гиниты-Пилскудского, где
обучают уже не только девочек, но и
мальчиков игре на фортепиано, а
флейту можно было освоить и в
другой частной музыкальной школе. А
через год медные и деревянные
духовые инструменты привлекают
сотню детей в музыкальные классы
Иркутского отделения Российского
музыкального общества. В 1914 году в
этих классах воспитанников уже 138, в
1916-м — 157, причем дети обучаются еще
и по классу пения и скрипки. А ведь
население Иркутска в то время было
немногим более 90 тысяч человек. К
тому же дети дворян, священников,
купцов, из так называемых
благородных семейств, получали
всестороннее образование,
включавшее начальное музыкальное,
и в гимназиях, и дома, где долго
сохранялись трогательные традиции
домашнего музицирования, к
сожалению, утраченные в наши дни.
Сейчас больше слушают, то есть
потребляют, нежели воспроизводят,
исполняют сами.
Революция и
последовавшая за нею гражданская
война не благоприятствовали
развитию изящных искусств, ведь
известно, что, когда говорят пушки,
музы молчат. Но уже в 1923 году в нашем
городе появляется детская
музыкальная школа одновременно с
музыкальным училищем. Сегодня в
Иркутске только в десяти
муниципальных школах Иркутска
получают начальное музыкальное
образование 3320 детей. Кроме того,
есть еще и учебные заведения
областного подчинения. Например,
школа искусств и школа-интернат N 15
основного общего образования с
углубленным изучением музыки
(школа музыкантских воспитанников).
А среднее специальное образование
можно получить в училище культуры,
музыкальном и
музыкально-педагогическом
училищах, высшее музыкальное
образование — на соответствующем
факультете педагогического
университета. В советский период
явно прослеживалась тенденция к
развитию музыкального образования,
дополнительного к общему среднему,
и наше начальное музыкальное
образование было признано лучшим в
мире.
Вправе ли мы
растерять то, что собрано по
крупицам, — драгоценный
педагогический опыт детского
музыкального образования? Упустив
сейчас, сможем ли наверстать в
будущем? Ведь даже стоящий на месте
непременно деградирует. Чего же
ожидать от того, кто пятится!
Так стоит ли
строить новые музыкальные школы в
Иркутске? Для меня ответ ясен и
однозначен.
В моей еще
достаточно молодой памяти хранимы
те благодатные для подрастающего
поколения времена, когда о проблеме
детской беспризорности и
наркомании я читал в заметках о
закордонной жизни в рубрике "Их
нравы". А параллельно — об
успехах моих юных и взрослых
соотечественников на
международных музыкальных
конкурсах и фестивалях. Вот яркий
пример: школа-интернат
музыкантских воспитанников была
открыта в грозном 43-м для
мальчиков-сирот, потерявших
родителей на фронте. С 1968 года здесь
учатся и девочки. Школе есть чем и
кем гордиться. В прошлом году
духовики Сергей Колесников, Иван
Сидорчук и Юрий Копцев поступили в
Московскую консерваторию. А
меццо-сопрано Арина Машкина
выдержала конкурс в Венскую
консерваторию, где из двухсот
конкурсантов приняли всего восемь,
причем из России поступила только
иркутянка Арина. Может быть, предки
наши, предшественники на этой
земле, были глупы и недалеки, если в
голодные и холодные военные годы,
отказывая себе подчас в самом
необходимом, беспокоились о детях,
их гармоничном развитии и ранней
профориентации? Не лучше ли было б
все на всех поделить и проесть? Нет,
они понимали, что так заботятся и о
себе в старости, о талантливых
молодых людях с ясным взором и
человеческим достоинством.
А
школу город построит!
Павел
ШАПОШНИКОВ
депутат Думы г. Иркутска