Иркутск казачий: нить истории
Иркутск
казачий: нить истории
Юлия КОРЫТНАЯ
"Восточно-Сибирская правда"
Сегодня,
накануне 340-летия Иркутска, еще раз
хотелось бы вспомнить о людях,
которые не только заложили
Иркутский острог, но и долгие годы
до и после этого занимались
освоением сибирских земель, — об
иркутских казаках.
Свое
старшинство Иркутское казачество
ведет с 1607 года — с момента
постройки Мангазейского острога. В
1618 году боярским сыном Альбичевым и
сотником Рукиным был построен
Енисейский острог (ныне город
Енисейск). А в 1644 году из Енисейска
был отправлен за Байкал атаман Иван
Колесников с командою в 100 человек
казаков с наказом "наведаться о
серебре или серебряной руде, в
котором бы то ни было месте".
Весною 1645 года он двинулся к
Байкалу, желая пройти на южную его
сторону, но не смог выполнить этого
— ему помешало восстание ангарских
и верхоленских бурят. Уже в
следующем году была вновь
снаряжена казацкая экспедиция на
Байкал из 84 человек под начальством
боярского сына Ивана Похабова,
назначенного на смену Колесникову.
Похабов в 1647 году переправился на
южный берег Байкала, исследовал
монгольские земли на наличие
драгоценных металов и, убедившись в
их отсутствии, вернулся в Енисейск.
На время вместо Похабова в "южные
земли байкальские" был отослан
боярский сын Иван Галкин с 60
казаками с наказом "на новые
народы наложить ясак, места около
Байкала точно описать, а что самое
главное, золотых и серебряных
искать жил".
Галкин дошел
до устья реки Баргузин, построил
там острог, перевел весь гарнизон
из ангарского острога и назначил
туда новый в 50 человек. А в 1650 году
на смену Галкину прибыл атаман
Василий Колесников, который за два
года своего пребывания заботился о
поддержании установившегося
порядка и собирал сведения о крае.
В 1652 году
Колесникова сменил боярский сын
Иван Похабов, который проездом на
Байкал для удобства в сборе ясака с
ангарских бурят построил при устье
реки Иркут зимовье, а 6 июля 1661 года,
как видно из письма казацкого
сотника Якова Похабова енисейскому
воеводе Ивану Ржевскому "противъ
Иркута ръки на Верхоленской
сторонъ был заложенъ новый острогъ
— житный государевъ амбаръ съ
башней наверху и нъсколько башень
по странамъ нынъ городъ
Иркутскъ".
Именно со
времени создания Иркутского
острога и появилось историческое
название — Иркутское казачество.
Это отражено в летописях и
государственных актах. Из Иркутска
казачьи дружины двинулись далее в
Забайкалье, на Амур, вплоть до
Аляски. Принято считать, что в то
время в России было 11 казачьих
войск, однако в военной
энциклопедии под порядковым
номером 12 указано: "казачье
население Енисейской и Иркутской
губерний, управляемое особым
порядком".
До 1920 года
Иркутское генерал-губернаторство,
а с 1907 года и Иркутский военный
округ включали в себя Енисейскую,
Иркутскую губернии, Якутскую и
Забайкальскую области. И
действительно, казачье население
Иркутской и Енисейской губерний с
созданием Сибирского и
Забайкальского казачьих войск
стояли особняком со своим
управлением. Управление было
бригадным и выставляло два
строевых конно-казачьих полка. В 1822
году был сформирован Иркутский
городовой казачий полк со своим
самоуправлением.
Положением
от 1851 года было определено быть
Иркутскому конно-казачьему полку
шестисотенного состава, но уже с
утратой самого самоуправления и
передачей полка военному
ведомству. С освоением Забайкалья и
Амура большое количество иркутских
казаков было откомандировано в
указанные места, вплоть до Камчатки
и Аляски. Естественной прибыли
казаков не хватало, так как
категорически было запрещено
верстать инородцев, бродяг и
крестьян, как в других войсках.
Поэтому в 1871 году служивый состав
был определен в одну строевую сотню
— 146 казаков. Однако обязанности
службы остались те же самые, крайне
обременительные. Казачье население
выставляло одну сотню, в военное
время — дивизион, кроме того, до
трех сотен по нарядам Горной,
Караульной службы, сопровождения
этапов, отправки золота в столицы.
Вся граница с Китаем и Монголией
была поделена на три линии:
Цурухайтуевская с центром в Чите,
Харацайская с центром в
Верхнеудинске и Тункинская с
центром в Иркутске. Первыми двумя
ведали забайкальские казаки, а
третьей — иркутские. В итоге вся
служба делилась на внутреннюю,
внешнюю и полевую. И это при
малочисленности, огромной
территории, отсутствии войскового
устройства, земельного войскового
надела, что вызывало справедливое
недовольство казаков. Долгое время
принцип служения казака был таков:
"доколе может"…
Предпринимались многочисленные
попытки реорганизации и войскового
устроения, начиная от времени
правления Александра III и до
времени правления Николая II, однако
волокита, нежелание земельного
передела и, главное, нежелание
самих генерал-губернаторов,
имеющих в лице иркутских казаков
свое личное войско, сводили все эти
попытки на нет.
Только в
марте 1917 года на Учредительном
Круге было провозглашено Иркутское
казачье войско. Первым атаманом
стал родовой иркутский казак
Прокопий Петрович Оглоблин.
Иркутское казачье войско было
признано всеми казачьими войсками
и утверждено верховным правителем
А.В. Колчаком. Однако существование
Иркутского казачьего войска
продлилось недолго — после
большевистского переворота
казачество было уничтожено, все
станицы стерты с лица земли, а
православные храмы, оплоты веры, во
все времена являвшейся для казаков
основой, были уничтожены или
закрыты. Начался долгий период
небытия, продолжавшийся
восемьдесят лет.
Иркутское
казачество возродилось к жизни в 1990
году. А в 1999 году Иркутское казачье
войско наконец-то внесено в
государственный реестр. И сегодня в
Иркутское реестровое казачье
войско входит уже более 4000 человек
со всей Иркутской области.
Восстанавливаются многовековые
традиции иркутского казачества.
Казаки, как и в далеком прошлом,
несут свою нелегкую службу, охраняя
покой и имущество граждан,
государственные объекты и
природные ресурсы области.
Огромное внимание уделяется
войском воспитанию современных
подростков, особенно
"трудных". Но это только начало
возрождения. Основная работа еще
впереди. Иркутским казакам
предстоит восстановить прерванную
нить истории и проследить, чтобы
она осталась целой для наших
потомков.