Электрички XXI века
Электрички
XXI века
20 апреля на
Киевском вокзале в Москве
состоялась встреча министра путей
сообщения Николая Аксененко, мэра
Москвы Юрия Лужкова и начальника
Московской железной дороги
Геннадия Фадеева. Поводом для
встречи послужило ознакомление с
новым электропоездом серии
"ЭМ", а также обсуждение
проекта
"Финансово-экономического
соглашения между правительством
Москвы и Московской железной
дорогой на 2001 г.".
Железнодорожники с гордостью
продемонстрировали мэру Москвы и
собравшимся журналистам свою
новинку — электропоезд
"Московский" ("ЭМ"). В
блестящем бело-голубом поезде с
просторной кабиной машиниста и
комфортными салонами вряд ли
кто-нибудь узнает старенькую
зеленую электричку. А между тем
именно на "скелете" последней
и создают новые "ЭМ".
Называется этот процесс
"капитальный ремонт с продлением
срока службы".
Хотя
капитальный ремонт — процесс крайне
непопулярный в современном
машиностроении, но при нынешней
изношенности подвижного состава и
нехватке средств на покупку новых
поездов, подобная инициатива МПС
заслуживает похвалы. Ведь все плюсы
такого стратегического решения
очевидны: как по своему внешнему
виду, так и по ходовым параметрам
"ЭМ" соответствует
европейскому уровню качества. При
этом цена создаваемого
электропоезда определена в 35 млн.
руб., что примерно вдвое дешевле,
чем закупка нового. Кроме того, по
словам Юрия Лужкова,
эксплуатационные затраты "ЭМ"
оцениваются на 30% ниже, чем для
классических "электричек",
выпускаемых в настоящее время.
Планируется, что в текущем году
будет выпущено 16 поездов серии
"ЭМ", график финансирования
которых уже согласован.
На
сегодняшний день существует четыре
экспериментальных образца (первые
три уже успешно работают — ходят по
скоростной линии в аэропорт
"Домодедово" и на Ярославском
направлении МЖД и заслужили
одобрение пассажиров). А все
достоинства конечного варианта
"электрички XXI века", по словам
Юрия Лужкова, москвичи смогут
оценить в мае 2002 года. Что же
касается финансово- экономического
партнерства железнодорожников и
администрации Москвы, то согласно
подписанному 19 апреля 2001 г.
соглашению правительство столицы
обязуется компенсировать
Московской железной дороге
планируемые в 2001 г. убытки от
пригородных пассажирских
перевозок в размере 647 млн. руб. (37%
от их объема). Хотя, по словам
заместителя начальника Московской
железной дороги Сергея Козырева,
возможно, железнодорожники
добьются 100-процентной компенсации
убытков. Примерно с половиной
регионов МПС уже подписало
соглашения о полной или частичной
компенсации убытков от
функционирования поездов
пригородного сообщения, со многими
из оставшихся переговоры близятся
к завершению. Однако есть еще
некоторые руковдители местных
администраций, которые до сих пор
не осознали необходимость подобных
шагов. Дело в том, что когда будет
ликвидировано перекрестное
субсидирование пассажирских
перевозок за счет грузовых (а
произойти это должно уже в
ближайшее время), МПС просто "не
потянет" эксплуатационные
расходы по содержанию электричек. В
тех регионах, власти которых не
хотят субсидировать этот вид
транспорта, пассажиры не только не
увидят "электричек XXI века", но
могут даже остаться без старых. Там
же, где местные администрации
решили оказать помощь МПС,
модернизация электричек может
начаться уже в ближайший год.
Иван
КАЛАШНОВ