Таланты. Поклонники. Единомышленники.
Таланты.
Поклонники. Единомышленники.
Cветлана ЖАРТУН
Наталья
Владимировна Печерская работает
главным режиссером Иркутского
музыкального театра четырнадцать
лет. Первый постановщик
классических опер и рок-опер, она не
изменяет жанру музыкальной
комедии, считая его для театра
приоритетным.
— Театр
должен быть таким, каким его хочет
видеть город, — считает Печерская.
Вдумываясь в
эту простую мысль, понимаешь, что
она права. На практике — в пробах,
ошибках, достижениях — Печерская
доказала результативность работы,
в которой главным стала
востребованность театра у
зрителей. Сегодня с неизменным
успехом идут на сцене рок-оперы,
спектаклю "Юнона" и
"Авось" исполнилось пять лет.
Ушли в прошлое споры о том, нужны ли
Иркутску подобные постановки и
эксперименты. Зрители своими
постоянными аншлаговыми
посещениями доказали, что жанр этот
им интересен.
Казалось бы,
на традиционных спектаклях
музыкальной комедии "Бал в
"Савойе", "Сильва",
"Летучая мышь" публика должна
состоять из людей старшего
поколения. Но, оказывается, и
молодежь с удовольствием смеется
над проделками простаков и
очаровывается поступками красивых
героев.
Принято
считать, что у современного
поколения другой вкус, другие
музыкальные ритмы, многие
воспитаны на поп-культуре, модных
шоу-представлениях. Но придите в
театр: молодежь слушает и
воспринимает оперетту так же, как
их папы и мамы, сидящие рядом.
Печерская
считает, что в музыкальной комедии
"Бабий бунт" Евгения Птичкина
заложен мощный народный исток,
существующий в генах каждого,
поэтому спектакль находит отклик в
душах зрителей.
— Но если
рассуждать о публике вообще, то она
в последнее время изменилась, —
продолжает Наталья Владимировна, —
она стала более категоричной и
импульсивной в оценках. Зрители —
люди все очень разные. Миф о
любителях классической оперетты,
какими славился Иркутск в прежние
годы, поколеблен, так же, как
изменился за свою вековую историю и
сам жанр.
—
Наталья Владимировна, вы приехали в
театр, который был славен
исполнением традиционных
опереточных спектаклей, труппа
состояла из актеров, строго
разделенных по амплуа: простаков,
героев и героинь; были любимцы
публики, которых буквально носили
на руках. Какое впечатление
осталось у вас от того времени?
— Очень
хорошо помню свое очарование
деревянным центром города и
невысоким зданием театрика —
уютного, по-домашнему
располагающего. Никакого налета
показного официоза — все просто,
сдержанно, дружелюбно. Покорила
технически превосходно оснащенная
сцена, небольшой и в то же время
вместительный зрительный зал. Это
действительно был театр с его
скромной атмосферой закулисной
жизни и праздничной во время
спектаклей.
Труппа
удивила своей доброжелательностью,
не изощренная в распрях,
группировках, интригах. Нет,
конечно, случались ссоры и споры, но
они разрешались достойно по сути
своей. Поговорка — для достижения
цели все средства хороши — в этой
труппе казалась неуместной, для
выяснения отношений здесь
выбирались
интеллигентно-цивилизованные
средства.
— Вы
могли бы назвать имена особенно
любимых вами актеров?
— Это
некорректно. Все актеры у нас
творческие люди. В труппе каждый
занимает свое место и одинаково
необходим как в массовых сценах,
так и центральных ролях. Был период,
когда театр, переходя в статус
музыкального, расширял свой
творческий состав, набирая певцов с
оперными голосами. Тогда актеры
поделились на исполнителей
спектаклей музыкальной комедии и
опер, но в труппе быстро произошел
диффузионный процесс: все актеры
востребованы во всех жанрах. Те, кто
умел петь только оперные партии,
уехали, оставшиеся заняты во всех
постановках текущего репертуара.
Например, народный артист Николай
Иванович Хохолков и представить не
мог, что будет занят в рок-мистерии,
сегодня он незаменим в спектакле
"Иисус Христос — суперзвезда".
Свою любовь к
опере мы стремимся выразить в
спектаклях малых форм, которые идут
у нас на большой и малой сценах. В
небольшом зале камерного театра
уютно чувствуют себя и актеры, и
слушатели. По средствам
выразительности, акустическим
данным он ни в чем не уступает
основному залу.
— Как вы
оцениваете творческий уровень
актеров театра?
— Я к ним
привыкла точно так же, как и
зрители. Если искать объективную
оценку каждому исполнителю, лучше
спрашивать у режиссеров,
приезжающих в наш театр на
постановки. Вячеслав Цюпа, главный
режиссер Красноярского театра
оперы и балета, хорошо знакомый с
музыкальными театрами страны,
высоко оценил нашу труппу, назвав
ее одной из лучших. Он был удивлен
слаженной работой коллектива,
занятого в спектакле "Сильва"
Имре Кальмана.
Театр
сегодня может гордиться работой
всех постановочных цехов, особенно
цеха по свету. Световая партитура
создает в спектакле среду, которая
может многое скрыть или, наоборот,
проявить. Она может создать на
сцене объем, целостность картины,
атмосферу места действия. Свет
часто бывает одним из главных
компонентов постановочного
решения спектакля.
— В 1999
году в Иркутском театральном
училище вместе с режиссером и
педагогом Павлом Владиславовичем
Степановым вы выпустили курс
студентов, квалифицированных как
актеры музыкального театра.
Помнится, на выпускном вечере было
торжественно объявлено, что все
ребята зачисляются в штат. Как они
прижились?
— Курс принес
в театр молодость. Все они с разным
потенциалом, крикливые и шумливые,
заставили обратить на себя
внимание. В работе с ними возникает
множество проблем, которые часто
разрешаются непросто. Но с ними
интересно. Ребята умеют мыслить
нестандартно, фантазируют в
непривычном ракурсе. Все они заняты
сегодня в массовых сценах и очень
украшают их. Многим поручены
ведущие партии, с которыми они
успешно справляются. Хорошо, что в
театре есть рок-группа. Она нам тоже
не дает спокойно жить, внося в
работу атмосферу легкого стресса и
творческой неупокоенности.
— 60-летие
театра — это подведение итогов?
— Скорее,
праздник. Но до него надо дожить.
Надо выпустить мюзикл "Моя
прекрасная леди", в котором,
кстати, роль Элизы Дулитл будут
исполнять две наши выпускницы — Аня
Рыбникова и Саша Гаращук. Предстоит
съездить на гастроли в Воронеж.
Придумать юбилейный концерт, в
котором можно было бы показать
возможности всей труппы.
Подведение итогов — это анализ
работы. Не нам судить о себе, но
хочется заметить, что театр вбирает
в себя все проблемы времени, в
котором живет. Лицо театра — это
выражение настроения общества, и
часто настроение этого праздника
зависит не только от усилий театра.
— Что бы
вы хотели пожелать своему театру в
канун юбилея?
— Быть
востребованным, в первую очередь у
себя дома. Актеры часто добирают
зрительскую любовь на гастролях. В
незнакомом городе, где исполнители
становятся "чистым листом", на
их работу появляется новый взгляд.
Аплодисменты звучат более
непосредственно и искренне,
становятся объективными и очень
дорогими. Хочется, чтобы и в своем
городе каждый спектакль был
событием для зрителей, а у театра
появлялись не только поклонники, но
и единомышленники.