Под крышей дома своего
Под
крышей дома своего
Праздник
этот знаменует собой переход к
заключительному этапу реформы в
жилищно-коммунальной отрасли.
Проходила она в разных регионах
по-разному. Где-то власти просто
повышали уровень квартплаты, где-то
пытались разобраться с
коммунальщиками, заставляя их
работать дешевле и качественней,
где-то создавали альтернативные
структуры.
При всем этом
общее состояние наших городов и
поселков не улучшилось, комплекса
жилищно-коммунальных услуг,
соответствующего даже минимальным
стандартам, мы не получили. Более
того, надежность инженерной
инфраструктуры городов и поселков,
качество содержания жилья из года в
год ухудшается. Почему?
Об этом и
пойдет речь в беседе нашего
корреспондента с директором
Ангарского жилищно-коммунального
треста, депутатом городской Думы
Владимиром Тютриным.
—
Владимир Ильич, лауреату
всероссийского конкурса
"Трудовая слава России — 2000",
наверное, есть что рассказать о
достижениях своего коллектива.
Однако, давайте отступим от
традиций и поговорим о проблемах,
которые захлестнули отрасль в
последнее время.
— Вы правы,
сегодня отрасль наша находится в
режиме выживания. Пытаясь
приспособиться к рыночным
условиям, в регионах насоздавали
разного рода сервисных структур —
ЖСК, РЭПы, ГРЭПы, ТСЖ, ДЭУ… И все это
с ориентацией на конкурентную
борьбу. Дескать, конкуренция решит
все проблемы коммунального
хозяйства.
Беда этих
новообразований одна — они не имеют
ни средств, ни баз, ни кадров. А
самое главное — нет веры, что,
разморозив систему водо- или
теплоснабжения, они смогут что-то
исправить. Выходит, что спросить
будет не с кого, виноватой
останется администрация, а
страдать будут люди.
Даже мы из-за
нехватки средств уже не в состоянии
восстанавливать возрастающий
износ коммунальных сетей,
конструктивных элементов зданий.
— Многие
специалисты, и вы в их числе,
предсказывали, что ставка на
конкурентную среду (а именно это
декларировалось в качестве главной
цели реформы), окажется
несостоятельной. В чем, на ваш
взгляд, ее ошибочность?
— Тогда на
всех уровнях утверждалось: дескать,
стоит лишь покончить с монополией
коммунальных предприятий, создать
альтернативные службы, и отпадет
всякая необходимость регулировать
цены, это сделает сам рынок.
Возможно,
где-нибудь в Сочи таких конкурентов
и можно "разводить", но только
не у нас в Сибири. Подобрали на
конкурентной основе частные
предприятия либо безответственных
руководителей и разморозили дома в
Чуне, Усть-Куте, Черемхове,
Нижнеудинске, Усолье-Сибирском…
Кто-нибудь понес за это
ответственность?
Ошибочность
идеи реформаторов в том, что
жилищно-коммунальные услуги могут
быть конкурентоспособны только при
100%-ной их оплате, а это при
сегодняшней зарплате жильцам явно
не по карману. Поэтому конкуренция
в отрасли так и не состоялась. И это
уже начали понимать руководители
федеральных органов, ответственные
за проведение реформы. Именно так я
расцениваю возврат к идее
регулирования тарифов на
коммунальные услуги. Жалко лишь,
что к этому времени многие
производства и базы ЖКХ оказались
разваленными или в руках структур,
далеких от нужд и запросов
населения.
— Но
ваш-то трест существует и, судя по
призам, наградам и отзывам
клиентов, работает неплохо?
— Точнее,
работал. Наша администрация
заказала (втайне от коммунальщиков)
проект реорганизации ЖКХ. На днях
удалось ознакомиться с
73-страничным трудом Иркутской
академиии народного хозяйства.
Ничего нового. Те же федеральные
(образца 1992-1994 гг.) документы и
типовые договоры, в основе которых
пресловутая конкуренция, на
которой уже многие обожглись. Все
свелось к ликвидации трех
существующих в городе трестов и
созданию на их базе некоего
муниципального образования
"Управляющая компания" с
самостоятельными ЖЭКами.
Обосновывается
подобная реорганизация
недостатком средств в городской
казне, необходимостью сокращать
расходы на коммуналку. Вот только
непонятно, как можно что-то
"сокращать", увеличивая (до 30%)
численность служащих, на зарплату и
налоги которых потребуется более 50
млн.руб? Если, к примеру, наш трест
содержит на данный момент двух
юристов, то после реорганизации они
появятся в каждом из
"самостийных" ЖЭКов. То же с
плановиками, экономистами,
снабженцами, кадровиками…
Дабы не
допустить в Ангарске второго
Приморья, депутаты решили
ограничить полномочия мэра и
администрации в принятии
кардинально важных для города
решений без согласования с Думой.
Кстати, присутствовавший на
заседании председатель комитета по
ЖКХ области Петр Воронин заметил:
"К реформированию надо подходить
очень вдумчиво и осторожно, чтобы
не натворить поспешностью
непоправимых бед".
— Тем не
менее не станете же вы отрицать, что
необходимость реформирования
отрасли назрела?
— Не стану. Но
пути реформирования должны быть
другими. В этих вопросах я
сторонник профессора Московского
института коммунального хозяйства
Ф.Г. Таги-заде, который призывает
перестать бороться с монополизмом
коммунальных предприятий, так как,
с точки зрения организации,
эффективности обслуживания, они
являются не злом, а благом,
поскольку чем выше уровень
централизации и концентрации в
системе коммунального
обслуживания, тем дешевле
производство и распределение
услуг.
Это, кстати,
доказали наши подразделения в
своей повседневной работе. Сегодня
трест обслуживает более тысячи
домов (1,8 млн.кв.м), в которых
проживает 82,5 тысячи человек. У нас
свое ремонтно-строительное
управление с кровельным,
строительным, механическим и
электротехническим участками, свой
транспортный цех, своя аварийная
служба.
При этом
используется наша база далеко не на
полную мощь. Если, скажем, в прежние
годы РСУ капитально ремонтировало
10-12 домов, то в прошлом — лишь четыре,
а на нынешний даже в плане нет. А
ведь мы могли бы ремонтировать
жилье других трестов. И значительно
дешевле, чем это делают сторонние
организации. Но администрация
города предпочтение отдает именно
им, держа своих коммунальщиков в
"черном теле". Не парадокс ли,
что на капремонт город не выделил в
прошлом году ни копейки, все
делалось за счет квартплаты.
Дотаций на содержание жилья
получили 20% от запланированного, из
них "живыми" деньгами около
десяти миллионов.
Мы понимаем,
что без реформирования не обойтись.
Но, чтобы достичь поставленных
целей, надо не уничтожать остатки
предприятий ЖКХ, а более эффективно
искать резервы сокращения
издержек, внедрять новые
технологии. При этом не забывать о
людях, работающих в нашей отрасли, о
наших клиентах, для которых жилой
дом — это частица Родины.
За ее
возрождение, за возрождение нашей
професссии я и хочу поднять свой
бокал.
С праздником
вас, единомышленники, друзья и
коллеги. Успехов вам в нашем
многотрудном деле!