"Это лучший!" -- сказал маршал авиации Индии, покидая кабину СУ-30. Один килограмм самолета стоит 1500 долларов.
"Это
лучший!" — сказал маршал авиации
Индии, покидая кабину СУ-30. Один
килограмм самолета стоит 1500
долларов.
Владимир КИНЩАК,
"Восточно-Сибирская правда"
В канун нового, 2001 г.,
губернатор Иркутской области Борис
Говорин поздравил работников
Иркутского авиационного
производственного объединения
(ИАПО) с достижением, которое стало
сенсацией на международном
авиационном рынке. Между
руководством
"Рособоронэкспорта" и
министерством обороны Индии 28
декабря 2000г. подписано соглашение о
лицензионном производстве в Индии
боевого самолета Су-30МКИ. Иркутский
контракт, оцениваемый более чем в
три миллиарда долларов,стал
крупнейшим за всю сорокалетнюю
историю военно-технического
сотрудничества между нашими
странами. Героя сенсации и главного
исполнителя проекта — ОАО ИАПО
"ИРКУТ" — представляет
технический директор предприятия
Александр Вепрев.
Александр
Алексеевич недавно вернулся с
первой в третьем тысячелетии
выставки авиационной военной
техники "Аэро Индия 2001" в
Бангалоре. Звездой авиасалона, на
котором были представлены 19 типов
самолетов из 17 стран, стал
истребитель Су- 30МКИ из Сибири.
— Best! — сказал
Главком ВВС Индии главный маршал
Типнис, покидая кабину Сухого. Он
опробовал свое приобретение в
воздухе. Остался очень доволен. В
выборе нового истребителя Индия не
ошиблась. В выборе партнера тоже.
—
Александр Алексеевич, при всей
почтенной истории ИАПО, которому
через три года исполнится 70 лет,
завод никогда не был
авиастроительным гигантом. Как
получилось, что сейчас, не в лучшие
для ВПК времена, именно "ИРКУТ"
столь эффектно продвинул
российскую авиационную технику на
мировой рынок?
— В истории
ИАПО есть принципиальная
особенность. Она хорошо
прослеживается в перечне
самолетов, которые отрабатывались
и выпускались в Иркутске: И-14, СБ,
Пе-2, Пе-3, Ил-4, Ер-2, Ту-2, Ту- 14, Ил-28,
Ан-12, Як-28, Ан-24Т, МиГ-23УБ, МиГ-27,
Су-27УБ, Су- 30. При этом ИАПО
сотрудничал практически со всеми
крупными советскими
конструкторскими бюро. Из
послужного списка видно, что
практически каждый иркутский тип
самолета содержал в себе
конструктивно-технологические
решения, не имевшие аналогов в
практике самолетостроения.
Наработанный инженерный и
производственный потенциал
удалось сохранить. Поэтому сейчас,
когда появились объективные
условия для подъема производства и
выхода на международный и
внутренний рынок, мы сумели
оптимально его использовать.
Характеризуя
состояние дел на объединении,
Вепрев рассказал, что за последние
два года объем валовой продукции
увеличился на 70%, а средняя
заработная плата работников
предприятия с 1654 руб. поднялась до
4640 руб. — в 2,8 раза. На работу принято
1500 специалистов. Только в 2000 г.
создано 800 новых рабочих мест. Для
части подразделений завода двух —
трехсменный режим работы стал
нормой. По оценкам руководства
объединения, на ближайшие три года
ИАПО заказами обеспечено.
На заказах
Александр Алексеевич остановился
подробнее. Самый сложный — контракт
о поставке в Индию Су-30МКИ. В начале
90-х годов встал вопрос об
обновлении военного авиационного
парка Индии. Тогда генеральный
директор ОКБ Сухого Михаил Симонов
предложил индусам проект, который
предполагал создание
принципиально нового,
"интернационального",
самолета. Особенности: в разработке
участвуют специалисты индийских
авиационных кампаний, электронное
оборудование — израильское,
французское, индийское и
российское.
Индусы не
сразу приняли решение. Им было из
чего выбирать. И в том, что контракт
был в конце концов подписан с
Россией, а не с французами, огромная
заслуга президента ИАПО Алексея
Федорова и генерального директора
объединения Владимира Ковалькова,
которые участвовали в длительных и
трудных переговорах с индийской
стороной. Триумф на авиасалоне в
Бангалоре подвел черту в этом
процессе.
— По тому, что
на салоне были представлены
Великобритания, Израиль и Франция,
можно судить, кто ориентирован на
индийский рынок. Ведь в свое время
Индия приобретала "Миражи", — —
объяснил Вепрев. — Самолет Су-30МКИ
является полным аналогом тех машин,
которые мы будем поставлять по
контракту. Он изготовлен по
серийной технологии и произвел
очень хорошее впечатление на
специалистов. Индусы ждали эту
машину. Интерес к ней прессы был
огромнен. Главком ВВС Индии
совершил на новом самолете полет 9
февраля. Вместе с ведущим
летчиком-испытателем ОКБ Сухого
Вячеславом Аверьяновым главный
маршал Типнис отработал на нем
несколько фигур высшего пилотажа.
Его буквальные слова: "Машина
поражает своей мощью и
маневренностью".
У индийских
летчиков есть основания
радоваться, у наших авиастроителей
— гордиться.
Многофункциональный
истребитель Су-30МКИ предназначен
для завоевания господства в
воздухе на театре военных действий,
а также уничтожения целей на земле
и на море в тактической и
оперативной глубине обороны
противника, днем и ночью, в любых
погодных условиях. При дозаправке в
воздухе он может находиться в
полете до 10 часов. Машина оснащена
необычными двигателями, впервые
запущенными в серию.Их сопла
закреплены на поворотном
устройстве и могут поворачиваться
на угол до 15 градусов. Благодаря
этому можно менять направление
вектора тяги. Это обеспечивает
практически неограниченную
маневренность и уникальные
взлетно- посадочные
характеристики. Достаточно
сказать, что самолет способен как
бы остановиться в воздухе и
"зависнуть" на двигателях,
сохраняя почти горизонтальное
положение ("чакра").
Истребитель оснащен
радиоэлектронным оборудованием
нового поколения. Комплекс
вооружения позволяет наносить
упреждающий удар по любым
воздушным целям. Для поражения
наземных целей в состав вооружения
входит комплект высокоточного
оружия. Оценивая новую машину,
Герой России заслуженный летчик-
испытатель Анатолий Квочур заявил,
что модернизированный Су-30 можно
смело сравнивать с лучшим
американским самолетом F-15E. .
ИАПО готов
приступить к поставке первой
партии машин в Индию уже в конце
этого года. Контракт рассчитан на 17
лет и предусматривает в
последующем организацию и
производство российских самолетов
в Индии. Специалисты "ИРКУТА"
выедут туда уже в марте.
Индийский
заказ самый крупный, но не
единственный, которым живет
"ИРКУТ". Сегодня выполняется
контракт по производству
учебно-боевых самолетов Су-27УБК для
Китая. Первая партия была
поставлена в конце 2000 г. Кстати
говоря, именно на учебно-боевом
двухместном самолете Су-27УБ была
впервые выполнена знаменитая
фигура высшего пилотажа "Кобра
Пугачева" с выходом на угол атаки
в 120 град.
— Важным
направлением работы объединения, —
продолжил Вепрев, — — является
исполнение заказа МЧС России по
поставке семи многоцелевых
реактивных самолетов-амфибий Бе-200.
Это совершенно уникальная машина —
последнее достижение мировой
гидроавиации. Ближайший конкурент,
самолет CL-415, фирмы CANADAIR, безнадежно
отстает от нашего по своим
возможностям. Наш самолет (в
пожарном исполнении) забирает 12
тонн воды, канадец — 6. Это позволяет
Бе-200 сбросить 320 тонн воды на пожар
за одну заправку топливом. Один
такой самолет сейчас в Таганроге,
проходит сертификацию и летные
испытания, второй — в цехе
окончательной сборки, третий — в
стапелях агрегатно-сборочного
производства. Мы считаем выход
этого класса машин на
международный рынок перспективным.
К нему проявили колоссальный
интерес на прошлогоднем салоне в Ле
Бурже. Его ждут.
— Лучшие
в мире российские боевые самолеты —
в Индию и Китай. А на чем будут
летать отечественные ВВС? В прошлом
году Министерство обороны России
не смогло приобрести ни одного
боевого самолета:
— Да. И
насколько мне известно, до 2007 г.
Российские ВВС не планируют
закупать новую технику. Впрочем,
есть путь, по которому, на наш
взгляд, есть смысл пойти и к
которому мы готовимся. Это
модернизация существующей
авиационной техники, в частности —
самолетов Сухого. Они обладают
настолько высокими
аэродинамическими
характеристиками, что еще пять —
десять лет смогут выдерживать
конкуренцию на международном
авиарынке. А вот что касается
"мозгов самолета", бортового
оборудования, комплекса
авиационного вооружения, то они
должны быть модернизированы. Это
реальное направление. По нему
сегодня идут и "Боинг", и
"Локхид".
— В этом
деле мы отставали всегда.
— Да,
электроника всегда была нашим
слабым местом. Тем не менее мы
начали работу с рядом ведущих
российских фирм, в частности, с
"Русской авионикой", НИИ
приборостроения. В результате
найдено оптимальное решение по
модернизации бортового
оборудования самолетов Су.
Поскольку все работы могут быть
выполнены на земле, затраты на
такую модернизацию оказываются на
порядок меньше, чем на производство
новых самолетов. На наш взгляд,
таким образом можно будет повысить
боевую эффективность российских
машин, а также тех, которые мы
поставляли за рубеж.
Александр
Алексеевич заметил, что такая
модернизация уже проведена на
одной из машин. Су-30К "борт N 302"
стал первенцем 1-го этапа программы
трансформации истребителей
семейства Су-27 в многоцелевые
самолеты, оснащенные высокоточным
оружием и современной
электроникой. Сейчас самолет
проходит испытания. Этот вариант
может, по замыслу авиастроителей,
стать базовым для модернизации
российских ВВС при ограниченном
бюджетном финансировании. В
модернизации Су-27 заинтересованы и
индусы. Этот вопрос обсуждался на
салоне в Бангалоре.
Если
техническая мысль остановилась, то
она, как и самолет, падает.
Техническая мысль иркутских
авиастроителей останавливаться не
намерена. Она продолжает движение в
собственном конструкторском бюро.
ИАПО — единственный серийный завод,
имеющий лицензию на разработку
легких летательных аппаратов.
В
перспективе — реализация двух
проектов. Один — международный,
другой — "домашний".
Международный
проект предполагает разработку и
производство совместно с Индийской
авиастроительной корпорацией
транспортного самолета Ил-214
грузоподъемностью 15-20 т. С
российской стороны в проекте будут
участвовать фирма Ильюшина и ИАПО.
"Домашний"
проект интригует необычным
названием. Заводское КБ
разработало трехместный
летательный аппарат нового типа —
автожир А-200.
— Это
аппарат, подъемная сила у которого
создается несущим винтом-ротором,
вращающимся под действием
набегающего потока воздуха. А
поступательное движение он
получает от обычного толкающего
винта, — объясняет инженер.—
Аппарат может совершать прыжковый
взлет и вертикальную посадку на
ограниченную неподготовленную
площадку. Автожир значительно
дешевле вертолета, прост в
управлении и обслуживании. Его
можно держать в обыкновенном
гараже. И, главное, это на
сегодняшний день — самый
безопасный летательный аппарат. Он
найдет еще более широкое
применение, чем вертолет. Связь,
перевозка легких грузов, скорая
медицинская помощь, спасательные
работы: Постройка опытной машины
планируется на конец года. Спрос на
такую технику есть, уже заказы
появились.
—
Разработка и строительство
авиационной техники — очень дорогое
удовольствие. Оно невозможно без
наукоемких технологий. Что из себя
представляет производственная
база объединения?
— Да,
действительно, авиастроение — одна
из наиболее наукоемких отраслей
прмышленности. Есть простой расчет:
"килограмм" самолета стоит 1500
долл., "килограмм"
компьютерной техники — 100,
автомобильной — 15. Сравнение грубое,
но оно показывает, что создание
новой авиационной техники требует
непрерывного развития
производственной базы — новых
технологий, нового оборудования.
Для этого нужны огромные средства,
и здесь важно правильно определить
приоритеты. И мы эту работу ведем.
На ИАПО последовательно внедряется
система технологий CAD/CAM/CAE
(автоматизированное
проектирование —
автоматизированное производство —
автоматизированный контроль ) Эта
технология охватывает все стадии
производства. Сегодня ведущие
самолетостроительные фирмы идут по
этому пути. Эта программа —
определяющий фактор в развитии
нашей производственной базы.
Наряду с ним ведется
совершенствование существующего
парка оборудования. За последние 4
года мы модернизировали более 100
станков с числовым программным
управлением. Дав старому
оборудованию вторую жизнь, мы
избежали существенных затрат на
приобретение нового, хотя новую
технику мы тоже приобретаем. Без
этого не обойтись.На объединении
сегодня реализуется целый пакет
программ, направленных на
модернизацию производственной
базы. Работа сложная, дорогостоящая
и длительная. Ее эффективность
зависит от того, насколько ювелирно
выверены действия всех инженерных
служб.
На следующий
день после беседы Александр Вепрев
сообщил мне о том, что 3 марта в
воздух с заводского аэродрома
взлетел второй Су-30МКИ, построенный
для Индии. Машину подняли в воздух
летчики-испытатели ОКБ Сухого
Вячеслав Аверьянов и Роман
Кондратьев. Первый полет прошел
удачно.Теперь машине предстоят
испытания в ОКБ Сухого.