издательская группа
Восточно-Сибирская правда

С кем поделиться льготами?

С кем
поделиться льготами?

Ирина
ОВСЯННИКОВА,
областной комитет статистики

Законом о
ветеранах и другими
законодательными актами
предусмотрены льготы по оплате
жилья и коммунальных услуг. Из
проживающих в Иркутской области
такое право имеют 378 тысяч человек.
А с учетом членов семей льготами
пользуются более 747 тыс. человек,
или каждый четвертый житель
Приангарья.

Предоставление
льгот требует немалых средств, за
год на эти цели затрачено 219,6 млн.
рублей. Распределение на всех
"льготников" превращает эту
вполне солидную сумму в достаточно
скромные 24 рубля в месяц на
человека.

Некоторую
поблажку в оплате житейских
"удобств" можно получить и не
будучи "льготником", при
недостаточном семейном доходе.
Если квартплата и сопряженные с нею
платежи превышают 18% общего
семейного дохода, на эту
"запредельную" разницу семье
предоставляется субсидия. Вторым
непременным условием является
проживание семьи на площади, не
превышающей социальной нормы. За
сверхнормативные "квадраты"
скидки не предусмотрены.

В минувшем
году субсидии (соответственное
уменьшение платежей) получили
около 30 тысяч семей (3,6%). На каждую
из них пришлось в среднем по 67
рублей в месяц. Из этих рублей
складывается общая сумма почти в 24
миллиона.

Таковы
затраты жилищно-коммунальных служб
на реализацию законных прав
граждан. Но предприятиям данной
сферы деятельности подобная ноша
совсем не по плечу. Лишь каждое
пятое из них получает прибыль,
однако годовые убытки
нерентабельных субъектов отрасли
перекрыли ее на полмиллиарда
рублей. Представители отрасли, в
свою очередь, имеют право на
компенсацию понесенного ущерба.
Возмещать эти затраты призвана
бюджетная система и частично —
другие предприятия, организации, из
своих средств помогая работникам
оплачивать жилье.

Но в пору
всеобщих финансовых трудностей и
дефицитности муниципальных
бюджетов этот принцип порою
пробуксовывает. В итоге
компенсируется далеко не все.
"Льготная" сумма возмещена на
57%, за субсидии — на 73%. В общей
сложности "зависло" более 100
млн. рублей, увеличив и без того
немалые убытки
жилищно-коммунального хозяйства.

Можно
назвать лишь две территории, где
коммунальщикам обижаться не на что,
их затраты по этой части полностью
возмещены в Шелехове и Жигаловском
районе. В ряде районов до полного
расчета не дотянули сравнительно
немного. А где-то (в Балаганском,
Зиминском, Качугском,
Нижнеилимском, Тайшетском,
Шелеховском и в трех районах
Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа), погасив все
начисленные суммы по льготам, не
сумели "одолеть" субсидий.
Жилищно-коммунальным предприятиям
Бодайбо, Куйтунского,
Мамско-Чуйского и Нижнеудинского
районов пришлось в гордом
одиночестве нести "льготное"
бремя, никто не смог хотя бы
частично возместить затраты. Но
если в двух районах они оказались
сравнительно невелики (13-15 тыс.
руб.), то для коммунальщиков
Мамско-Чуйского района груз
оказался тяжелым (1,1 млн. руб.), а в
Бодайбо невозмещенная
"льготная" сумма и вовсе
приблизилась к 4 млн. рублей.

Следует
сказать, что не везде работа по
социальной защите населения на
период реформ поставлена должным
образом. В одиннадцати районах
(включая пять территорий округа) в
течение года субсидии не
выделялись. В то же время, при
сравнительно небольшом размере
жилищных субсидий в среднем по
области, в Зиме, Тайшете, Шелехове и
Братском районе их величина
приближается к сотне, а в отдельных
городах и районах перевалила за эту
черту (Усть-Илимск — 118 рублей,
Бодайбо — 165, Тайшетский район — 150,
Усть-Илимский — 193, Балаганский — 251
рубль). Но это вовсе не от щедрот.
Намного ли "скостят" платежи,
всецело зависит только от двух
факторов: дохода семьи и тарифов на
услуги в этой сфере. Так что
безграничное повышение тарифов с
благородной целью снижения убытков
жилищно-коммунального хозяйства
чревато увеличением бюджетных
расходов на субсидии населению, и
тут закон сообщающихся сосудов
действует неотвратимо. Избежать
повышенного субсидирования можно,
но только одним способом —
обеспечив реальный рост доходов
населения. И тогда оплата
проживания со всеми удобствами
станет не столь обременительной
для кошелька. Задача это не простая,
но альтернативы нет.

Пока же
население не справляется и
задолжало 9% от начисленных к оплате
сумм. Самые отъявленные должники
проживают в Киренске и Черемхове
(не оплачено 39%). А жители
Усолья-Сибирского и Железногорска
постепенно погашают старую
задолженность. Причина такой
полярности, разумеется, не в разном
уровне сознательности, а в размере
жилищно-коммунальных тарифов,
личных доходов и своевременности
их получения.

Известно, что
целью реформы на жилищном фронте
является постепенный переход к
оплате самими жильцами всех
расходов по содержанию жилья. В
минувшем году на их долю
приходилось не более половины
общих затрат. Если содержание и
обслуживание жилых домов в декабре
минувшего года обошлось в 10,2 рубля
за каждый квадратный метр, то сам
проживающий на этих
"квадратах" оплатил в среднем
по 4,6 рубля, а бюджетные дотации
составили 3,1 рубля.

В целом за
год из бюджетов всех уровней на
дотации предприятиям данной
отрасли направлено 964 млн. рублей.
Это на треть больше, чем в 1999 году, и
все же недостаточно. Оставшуюся
часть расходов бухгалтеры
коммунальных служб зачисляют на
убытки. В этих условиях поневоле
приходится экономить, отказываясь
от выполнения каких-то работ, порою
неотложных. От побелки-покраски
подъездов, например, отчего наши
дома имеют в большинстве своем
весьма непривлекательный вид. По
федеральному стандарту, предельная
стоимость жилищно-коммунальных
услуг в расчете на квадратный метр
жилищ в условиях Сибири должна
составлять 13,4 рубля. Мы же из-за
вынужденной экономии, даже при
возросших зимою расходах, на
четверть отстаем от этого предела.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры