Как вырастают крылья
Как
вырастают крылья
Леонид
БЕСПРОЗВАННЫЙ,
заслуженный работник культуры
России
Бывают крылья у художников, Портных и железнодорожников. Но лишь художники открыли, Как вырастают эти крылья. |
Эти строки
Геннадия Шпаликова невольно
приходят на ум, когда оказываешься
в классе художественной школы N 1 г.
Ангарска, где ведет занятия Ольга
Владимировна Бардина. Юные
художники вдохновенно колдуют у
своих мольбертов, а над всем царит
она, как волшебная фея, управляющая
чудодейственными потоками, которые
здесь словно витают в воздухе.
Дети
приходят сюда с улицы, из
повседневности, с грузом, который
кладет даже и на их плечи
сегодняшний день. Но здесь, под
крышей художественной школы, все
меняется. Какие-то незримые флюиды
идут от педагога к ученикам.
Возникает надежда, что вот
сейчас-то мы и увидим, как вырастают
крылья. Но… процесс этот таинствен
и незрим.
А все-таки
хочется подсмотреть хоть одним
глазом, как рождается чудо, как
кисть, пометавшись в поисках и
ошибках, вдруг выходит на верный
вираж, как смесь красок рождает
желанный тон и колорит, как
обретаются навыки стройной и
выразительной композиции, как
вибрация души через руку и кисть
переходит на полотно…
— Что самое
главное в обучении ребят?
— Воспитание
вкуса, — отвечает она, не
задумываясь (наверное, потому, что
прежде думала об этом очень много).
— С техникой они как-нибудь
непременно совладают, а вот вкус — с
этим сложнее…
Тут я
окончательно теряю надежду
подсмотреть, как вырастают крылья:
попробуй-ка пойми, как он
воспитывается, ВКУС — этакое
эфемерное понятие, не поддающееся,
должно быть, определениям.
А меж тем
урок идет на высоком градусе. Дети
теребят педагога, дергают за рукав,
заглядывают в глаза, задают
бесконечные вопросы и жаждут
услышать слово учителя. А слова
Ольги Владимировны, когда слушаешь
их со стороны, — это вроде бы ничего
не значащие реплики, короткая
похвала, малюсенькая подсказка. Но
в классе царит взаимопонимание. Тут
все погружены в таинство, не
доступное стороннему взгляду. А все
же что-то важное, непустячное
улавливается. Может быть,
необычайная осторожность,
деликатность, чуткость, с которыми
педагог раздаривает свои
замечания, предложения, советы? Она
словно блюдет древнюю заповедь
врачей: не навреди.
У нее сейчас
70 учеников. Представляете, какая
это беспокойная семья? И к каждому
нужен свой подход, особое внимание.
Всех разом научить невозможно.
Главное, по Ольге Бардиной, не
нарушить хрупкий внутренний мир
юного художника, напротив, дать ему
развиться, выплеснуться; ни в коем
случае нельзя всех стричь под одну
гребенку. Все это истины,
безусловно, известные. Но сколько
тонкости, терпения, даже нежности
требуется от педагога для того,
чтобы они воплощались в жизнь.
А еще один
подсмотренный "секрет" — это
то, какие задания дает Ольга
Владимировна своим питомцам. Это
манок, провоцирующий раскрытие
творческих потенций. Наверное, одни
из этих задач традиционны и давно
проверены практикой. Другие же
выдуманы самой Ольгой
Владимировной, ее фантазия
неистощима.
Вот, скажем,
однажды ребята играли в портных. И
что бы вы думали они сооружали?
Платье для ангела. Ни больше, ни
меньше! И какая получилась
выставка! Сколько вариантов!
Сколько непредполагаемых деталей!
А то вдруг
Ольга Владимировна предлагает
ребятам изобразить зимний город, но
при этом раздает им розовые листы:
"Пусть зима будет не белой и не
голубой, а розовой, теплой…"
— А кто
сказал, что черная краска злая,
мрачная? — говорит она в другой раз.
— Это неправда! Давайте устроим
праздник черной краски! Черный цвет
тоже может приносить радость.
И ребята
пишут черные кружева на белом фоне.
Очень красиво и совсем не мрачно.
"Нарисуйте
осень", — говорит она ученикам.
Смотрит на пышный осенний куст на
одном из рисунков, переворачивает
лист вверх ногами — пусть это будет
юбка. И рождается на ватмане дама в
фантастическом осеннем наряде. А
потом и целая серия таких дам. В
другой раз она едет со своими
воспитанниками в соседнюю Тельму
посмотреть на чудо-церковь,
взметнувшуюся на пригорке. А потом
ученики, отталкиваясь от
увиденного, выполняют задание:
"Храм". "Давайте склеим эти
рисунки", — предлагает педагог.
Вверху, внизу дамы в платьях из
осенних соцветий. Что получилось?
Люди, идущие из храма.
Замечательная композиция.
Однажды
Ольга со своими питомцами
участвовала в Иркутском
международном конгрессе
авангардного искусства. Они
изготовили из подручных материалов
фантастические, ни на что не
похожие головные уборы, а к ним и
платья: белые балахоны, обклеенные
детскими рисунками. И завоевали в
номинации "Авангардная мода"
гран-при.
А то ребята
изготовляют куклы, каждый свою.
Ольга помещает их на макет земного
шара, и получается удивительное
зрелище.
Или все
рисуют просто пальчики.
Оказывается, и здесь простор для
фантазии и воображения едва ли не
бесконечен.
Все буйство,
что выплескивают ребята на полотно,
Ольга Владимировна тщательно
фотографирует и хранит вместе с
комментариями к заданиям.
Фактически это готовая книга. Жаль,
никому не придет в голову издать ее.
— У вас есть
любимые ученики?
— Об этом
никто никогда не догадывается, —
говорит Ольга Владимировна, — хотя,
конечно же, есть.
Недавно она
решила оставить одну группу
учеников — слишком большой
оказалась нагрузка. Но не смогла
этого сделать только из-за одного
мальчика — бросить его душа не
позволила.
Зажечь огонь
в детских душах — вот что более
всего удается Ольге Бардиной. Дети
учатся под ее началом жадно,
азартно. Она и сама горячо увлечена
своим делом. А еще она излучает
доброту, это создает особую
атмосферу в классе, делает ее
по-домашнему теплой.
Был такой
случай. В классе, где ведет занятия
Ольга Владимировна, прежде была
учительская, и сохранился звонок,
которым оповещали о начале и конце
занятий. Уж очень ребятне хотелось
позвонить в этот звонок. И однажды,
в субботу, когда администрация
отдыхает, Ольга Владимировна
разрешила им это сделать. Вот уж
было восторгов! Но один мальчик не
был в этот день на занятиях и очень
расстроился, что оказался
обделенным такой радостью. Кто
обратил бы на это внимание? А Ольга
Владимировна дождалась следующей
субботы и разрешила обиженному
мальчику нажать заветную кнопку.
Нечаянным свидетелем этого
оказался педагог из соседнего
класса. На Ольгу Владимировну он
посмотрел как на ненормальную, и в
противоположном его никто не
убедит — "сам видел".
Своими
учениками она восхищается,
поражается их не по возрасту зрелым
ощущениям. Недавно она возила их в
Иркутск на выставку своего учителя
Андрея Филипповича Рубцова, перед
картинами которого она замирает:
столько в них глубины, подтекста,
загадки — того, что "за кадром".
Застыли перед этими картинами и
дети. Это для учителя было наградой.
Творческая эстафета передается из
рук в руки.