Финансы области со времен НЭПа до сегодняшних дней
Финансы
области со времен НЭПа до
сегодняшних дней
Финансы
Иркутской губернии имеют
знаменательную историю. Ее самые
яркие страницы были в 20-е годы, они
тесно переплетаются с развитием
финансов Советской России.
21 января 1920
года Военно-революционный комитет
РСФСР назначил комиссаром финансов
Иркутской губернии Литвинова В.И.,
после этого принято решение о
ликвидации колчаковских
учреждений, в том числе и
Министерства финансов с
численностью служащих свыше 400
человек.
17 февраля 1920
года взамен ликвидированных
местных финансовых учреждений:
Казенной палаты, Отделения
Государственного банка,
Губернского казначейства,
Акцизного управления и Податных
инспекций — создается Иркутский
Губернский финансовый отдел со
штатом 480 человек.
Становление
финансовых учреждений Иркутской
губернии проходило до февраля 1921
года, поэтому в эти дни мы по праву
можем отметить их 80-летие.
Уфинотделы
открываются: Иркутский — 5 апреля,
Верхнеленский — 25 мая, Киренский и
Черемховский — 1 июня, Нижнеудинский
— 15 июня, Балаганский — 16 июня,
Бодайбинский — 30 июня.
Новая
экономическая политика (НЭП)
проводилась в России начиная с 1921
года до второй половины 30-х годов,
когда была начата всеобщая
коллективизация и
индустриализация народного
хозяйства на базе всеобщей
национализации средств
производства. НЭП позволил вернуть
людей, измученных гражданской
войной, к мирной жизни и
восстановить разрушенные
производительные силы страны, в том
числе и Сибири. В Иркутской
губернии, как и в других регионах,
финансовые работники принимали
самое непосредственное участие в
организации и проведении новой
экономической политики,
направленной на стимулирование
увеличения выпуска товаров
товаропроизводителями.
Следует
отметить, что, убегая на восток от
огня гражданской войны, в Иркутске
оказались высококвалифицированные
финансисты, которые были
направлены на работу в Губфинотдел.
Однако материальное положение этих
работников было очень тяжелым. Это
объясняется тем, что в ходе
построения коммунистического
государства большевики
планировали уйти от товарного
производства и ликвидировать
деньги и, соответственно, финансы,
которые, как известно, являются
денежными отношениями и призваны
финансировать государственные
нужды.
В этой связи
в отчете Губфинотдела области за 1922
год отмечалось: "…финработники
Иркутской губернии силою вещей
поставлены в гораздо худшие
условия. Эвакуированные в чужой им
Иркутск, оторванные от дома и семьи,
многие из них бедствуют в
буквальном смысле этого слова".
Следует
отметить, что многие службы
Государственного Исполнительного
Комитета получали натуральные
пайки и обмундирование, однако
финансовым работникам Сибревком,
несмотря на неоднократную просьбу
об этом, неизменно отвечал отказом.
Вместе с тем
экономическая жизнь в губернии
налаживалась, хотя в деревне
господствовали отношения
натурального обмена и крестьяне
продавали свои продукты только
ради покупки фабричных товаров.
До окончания
денежной реформы (1922-1924 гг.) в
губернии были в обращении
николаевские деньги, керенки,
колчаковские деньги (в Сибири и на
Дальнем Востоке), а также соврубли
(включая твердые золотые монеты, в
том числе червонцы, которые стали
поступать в Иркутск с 1921 года). Все
это усложняло деятельность
финансовых органов. Червонец
вплоть до завершения денежной
реформы в 1924 году был по
преимуществу валютой города.
Хождению червонца в деревне
препятствовал ее низкая товарность
и высокая купюрность червонца. В 1921
году в Иркутске работали 3 денежных
станка, один отечественный и два
американских, которые печатали
денежные купюры. В 1922 году два
станка были переданы
Дальне-Восточной республике в Читу.
В этот период в соответствии с НЭП
на предприятиях начал внедряться
хозрасчет.
В Иркутске и
Иркутской губернии наравне с
советскими кредитными билетами и
расчетными знаками обращаются
выпущенные здесь грифованные
особым отличительным знаком
Советской власти двухсотрублевые
облигации и купоны по 4,5 руб. так
называемого американского займа.
Всего было
огрифовано и выпущено в обращение
облигаций на сумму 799 455 800 руб.,
купонов — на 359 330 120 руб. С августа 1924
года, когда наличность кассы была
вполне обеспечена знаками
общероссийского образца, выпуск
облигаций и купонов был прекращен,
а те, что накопились в кассе, стали
периодически высылаться в Москву.
Финансовые
работники проводили в жизнь
политику правительства, и до 1927
года основным объектом
налогообложения были промышленные
предприятия, владельцами которых
были нэпманы, крестьяне же платили
в основном продовольственный налог
в натуральном виде. В 1928 году (с
начала коллективизации) налоговый
механизм стал основной
петлей-удавкой для кулаков
(зажиточных крестьян, иногда
использующих наемный труд
батраков), а также для
крестьян-единоличников, и
коллективизация в 1929 — 1930 годах
стала массовой.
Надо сказать,
что конец 20-х и 30-е годы прошлого (XX)
столетия стали годами
крупномасштабных преобразований, и
СССР из отсталой аграрной стала
страной индустриальной, с
современными для того времени
технологиями. Это было достигнуто
за счет жесткого централизованного
планирования развития народного
хозяйства, проведения политики
всеобщей грамотности населения,
подготовки квалифицированных
кадров и поддержки государством
науки и культуры. Следует также
отметить высокий патриотизм и
энтузиазм подавляющего
большинства населения, поверившего
в идеалы коммунизма, несмотря на
репрессии и произвол по отношению к
безвинным людям.
Огромный
толчок в развитии производительных
сил дали предвоенные пятилетки:
первая (IV квартал 1928 — 1932 гг.), вторая
(1933 — 1937 гг.), третья (1938 и 1 полугодие
1941 г.).
Восстановленная
с 1920 года Иркутская губерния в 1926
году (28 июня) постановлением ЦИК
СССР была упразднена и на ее
территории образовано 3 округа:
Иркутский, Киренский, Тулунский; в
1930 году (июле—сентябре) были
ликвидированы округа и создан
Восточно-Сибирский край с центром в
г. Иркутске; в 1937 году (26 сентября)
образована Иркутская область. В 1929
году начато строительство
машиностроительного завода (в
дальнейшем им. В.В. Куйбышева), в 1930
году подписан правительственный
приказ о строительстве
авиационного завода и в 1939 году
выпущен первый самолет. В 1930 году (11
августа) создан Сибирский
финансовый институт Наркомфина
СССР (ныне ИГЭА), который за годы
своей работы подготовил для Сибири,
Дальнего Востока и других регионов
страны более 30 тыс. финансистов.
Во всех
проводимых в стране
преобразованиях, и хозяйственном
строительстве и развитии
социальной сферы нашей области
принимали участие финансисты. Но
следует особо подчеркнуть их
участие в жизни области в суровые
годы Великой Отечественной войны
(1941 — 1945 гг.). В эти годы
председателем правительства был
выдающийся ученый-финансист Н.А.
Вознесенский, разработавший
систему управления финансами в
военное время, которая наряду с
жестким номенклатурным
планированием и натуральным
снабжением обеспечила быструю и
эффективную перестройку народного
хозяйства на военные рельсы.
К сожалению,
сегодня трудно установить всех
работников финансового управления,
ушедших на фронт и отдавших свои
жизни за свободу и независимость
нашей Родины, эта работа будет
вестись в текущем году. В то же
время можно уверенно сказать, что
ушедших на фронт мужчин, а их было
более 20 (только областного
управления) — достойно заменили
женщины. За год ВОВ (1942 г.) жителями
области внесено на постройку
танковых колонн более 28 млн. рублей,
в фонд обороны жителями Иркутска —
14,8 млн. руб., 16,62 тыс. руб. весовым
золотом и 12,145 тыс. руб. серебром. За 3
года войны жители области собрали в
Фонд обороны и на строительство
вооружения для Красной Армии более
134 млн. руб. деньгами, 87,8 млн. руб.
облигациями государственных
займов, и вся эта работа
проводилась финансовыми
работниками наряду с прямым
выполнением обеспечения
функционирования финансов в
военное время.
Однако в
первые послевоенные годы также
пришлось нелегко, мобилизуемые
финансовые ресурсы почти полностью
изымались для восстановления
разрушенных городов, фабрик и
заводов, многие военные заводы были
вновь перевезены на запад и в центр
страны. Однако наряду с этим уже в
1945 году был заложен поселок Ангарск
и нефтехимический комбинат. В 1947
году в Иркутске была проведена
научная конференция по изучению
производительных сил области с
участием ведущих ученых страны. В
этом же году был открыт
единственный на востоке СССР
Восточно-Сибирский филиал Академии
наук СССР и начаты изыскания
будущей Иркутской ГЭС,
строительство которой начато в 1950
году. В 1954 году начато
строительство Братской ГЭС, в 1955
году пущено движение ВСЖД на
электрифицированном участке, в 1956
начато строительство Иркутского
алюминиевого завода (ныне г.
Шелехов) и Мамаканской ГЭС в
Бодайбинском районе, а в 1958 году
принята в эксплуатацию
железнодорожная магистраль Тайшет
— Лена. В 1959 году (24 сентября) принята
в постоянную эксплуатацию
Иркутская ГЭС, в 1960 году (30 декабря)
Иркутский алюминиевый завод дал
первую плавку, а в июле 1961 года —
первые мощности Братского
алюминиевого завода. В 1966 году
начато строительство Усть-Илимской
ГЭС. В 1973 году завершено
строительство железной дороги
Хребтовая — Усть-Илимск, а в 1974 году
(апрель) начато строительство БАМа,
золотое звено которой уложено в 1984
году (октябрь). За перечисленные
годы построены прекрасные города,
такие как Братск, Ангарск,
Усть-Илимск, Усолье-Сибирское,
Усть-Кут, Шелехов, Тайшет,
Железногорск-Илимский, с добротной
социальной инфраструктурой, в
которых сегодня проживает более 1
млн. жителей. Более чем в 5 раз
выросло население г. Иркутска, и он
стал лучшим Сибирским городом,
сохранив свое лицо,
интеллигентность и имея мощное
транспортное, коммунальное и
энергетическое хозяйство,
здравоохранение и образование,
культурные и научные учреждения. За
1985-1990 годы в г. Иркутске и в области
почти в 2 раза увеличился ввод жилья
и объектов социально-культурного
значения, почти на 30 % финансируемых
через областной бюджет, что
свидетельствует об огромном вкладе
финансовых работников в развитие и
содержание социальной сферы
области.
Известные
события неудачной перестройки,
начатой М.С. Горбачевым, привели
страну к социально-экономическому
кризису и распаду СССР, что в
конечном счете привело к
гиперинфляции и обвальному падению
производства во всех бывших
союзных республиках. Это привело к
кризису финансовую систему России,
которая была воссоздана, начиная с
1991 года.
Следует
отметить, что денежные реформы в
СССР проводились также в 1947 году (с
целью изъятия нетрудовых доходов
населения и восстановления
покупательной способности рубля).
Старые деньги обменивались из
расчета 10: 1 всего неделю, до 3 тыс.
руб. на одного вкладчика 1 : 1, от 3 до
10 тыс. руб. — 3 : 2, свыше 10 тыс. руб. — 2 :
1. Денежная реформа 1961 года была
похожа на деноминацию, однако
устойчивого положения рубля
достичь не удалось.
В 1988—1989 годах
в СССР стали создаваться
коммерческие банки и двухуровневая
банковская система. В это время
было допущено переполнение каналов
денежного обращения излишней
эмиссией денег и появлением
фальшивых авизо. Для поддержания
рубля в январе 1991 года началась
скрытая денежная реформа в виде
обмена денежных купюр, в результате
которой была раскручена огромная
инфляция и произошло обесценивание
вкладов населения. В 1991 году в связи
с распадом СССР был учрежден
Госбанк СССР, а его функции были
переданы Центральному Банку
России.
В 1997 году
инфляция в неудачно реформируемой
экономике России достигла таких
размеров, что средняя заработная
плата одного работающего составила
более 1 млн. руб., а минимальная
заработная плата — 83 тыс. руб. С 1
января 1998 года в стране началась
деноминация — обмен старых денежных
знаков на новые (1000 : 1) с
одновременным хождением до 1 июня
1998 года. 17 августа 1998 года в стране
разразился огромный финансовый и
системный банковский кризис,
последствия которого будут
оказывать свое негативное влияние
еще долгие годы.
Все
проводимые денежные реформы и
финансовые кризисы значительно
усложняли работу финансовых служб.
Кроме того, на это оказывало свое
воздействие налоговое
законодательство, особенно часто
изменяющееся последние 10 лет. В 1998
году, с принятием Бюджетного
кодекса и 1-й части Налогового
кодекса, в стране был сделан
серьезный шаг к введению
бюджетного федерализма, который
был развит во 2-й части Налогового
кодекса. За каждым уровнем
бюджетной системы страны
(муниципальным, субфедеральным,
федеральным) были закреплены свои
налоги. Однако самые стабильные
налоги были закреплены за
федеральным уровнем, что снизило и
без того плохое финансовое
состояние бюджетных систем
регионов, страны.
В июле 1997
года в результате демократических
выборов губернатором Иркутской
области стал Б.А. Говорин. При этом
произошло кадровое изменение
аппарата администрации и главного
финансового управления. Экономика
области и бюджетный процесс
находились в глубоком
экономическом кризисе.
Стремительно
нарастала задолженность бюджета
перед работниками социальной сферы
по заработной плате и детским
пособиям. Деятельность
муниципальных образований была
парализована. В конце августа 1997
года задолженность
консолидированного бюджета
области составила 2813,1 млн.
деноминированных руб. В этой связи
по распоряжению губернатора в
качестве антикризисных мер
администрацией области совместно с
Иркутской государственной
экономической академией и
Академией бюджета и казначейства
Минфина России была разработана
Программа финансовой стабилизации,
реализация которой способствовала
преодолению бюджетного кризиса.
Методические положения этой
Программы получили одобрение на
Всероссийском совещании
финансовых работников и внедрены в
ряде регионов страны.
Вследствие
оперативных действий
администрации области из
федерального бюджета были получены
две бюджетные ссуды на общую сумму
760 млн. деноминированных рублей, из
которой в районы и города области
было передано 719,4 млн.
деноминированных рублей. Данные
действия позволили полностью к
началу 1998 года ликвидировать
кредиторскую задолженность по
заработной плате работникам
бюджетной сферы области.
Также в 1998
году был организован ежедневный
контроль за поступлением
собственных доходов и заемных
средств по городам и районам
области и распределением средств
на выплату заработной платы с
начислениями. В целях увеличения
сбора налогов денежными средствами
губернатором области принято
постановление "О дополнительных
мерах по мобилизации кассовых
поступлений в областной бюджет",
ограничивающее уровень проведения
зачетов.
Несмотря на
прилагаемые меры, кризис,
обрушившийся на страну после
дефолта в августе 1998 года, вновь
поверг бюджет области в
"долговую яму".
В 1999 год
область вступила с долгами в сумме
4544,8 млн. рублей. В 1999 году
администрацией области
осуществлялась целенаправленная
работа по повышению доходного
потенциала области путем снижения
неплатежей и мер по сокращению
недоимки. В целях улучшения
проведения расчетов,
предотвращения возможных потерь
для бюджетных организаций и
областного бюджета от взаимных
расходов приказами от 10.02.99г. N 5 и
16.02.99г. N 6 по главному финансовому
управлению администрации области
утверждены "Временный порядок
проведения расчетов с областным
бюджетом векселями коммерческих
банков и хозяйствующих
субъектов" и "Временный
порядок проведения взаимных
расчетов по целевому
финансированию получателей
средств областного бюджета в счет
погашения задолженности по
платежам в бюджет".
В целях
обеспечения контроля над
своевременным поступлением
налогов и других обязательных
платежей в полном объеме
утверждено распоряжение
губернатора области от 24.03.99г. N 218-р
"О мобилизации доходов в
областной бюджет в 1999 году",
предусматривающее координацию
деятельности главного финансового
управления, Управления МНС по
Иркутской области, Управления
федеральной службы налоговой
полиции по Иркутской области,
Управления федерального
казначейства Министерства
финансов РФ по Иркутской области,
Управления внутренних дел области.
В
соответствии с постановлением
губернатора Иркутской области от
25.02.99 г. N 121-п в марте 1999 года была
организована межведомственная
комиссия при губернаторе Иркутской
области по совершенствованию
доходного потенциала области
(далее — Комиссия), в состав которой
вошли представители главного
финансового управления
администрации области, комитета по
экономике администрации области,
управления по борьбе с
экономическими преступлениями УВД
области, агентства
Восточно-Сибирского
межтерриториального органа
федеральной службы по финансовому
оздоровлению и банкротству,
Управления МНС РФ по Иркутской
области, Управления федеральной
службы налоговой полиции по
области, Управления федерального
казначейства Министерства
финансов России по области и службы
судебных приставов Управления
юстиции по области. Основная
нагрузка по подготовке и
проведению заседаний Комиссии
приходится на главное финансовое
управление администрации области.
Принятые
меры за последние три года привели
к увеличению и укреплению доходной
базы областного и местных бюджетов.
Кредиторская задолженность по
заработной плате работникам
бюджетной сферы погашена
полностью, пособия гражданам,
имеющим детей, выплачиваются
вовремя. Задолженность по детским
пособиям за 1998-1999 гг. погашена
полностью. Долги бюджетных
организаций по начислениям на
заработную плату и за коммунальные
услуги по сравнению с 1997 годом
снизились в несколько раз.
Приоритетом
при исполнении областного бюджета
является финансирование
социальной сферы области и
социального обеспечения населения.
На протяжении последних трех с
половиной лет основные усилия
администрации области направлены
на выполнение жизненно важных
функций и обеспечение социально
незащищенных слоев населения.
В целях
обеспечения на территории области
полной реализации ФЗ "О
государственных пособиях
гражданам, имеющих детей" с 1
января 1998 года постановлением
администрации области принято
решение осуществлять выплату
ежемесячных пособий за счет
средств областного бюджета.
В результате
комплексных мер в 2000 году
задолженность по выплате пособий
гражданам, имеющим детей, за 1998-1999
годы полностью погашена. На эти
цели из областного бюджета было
направлено 410,9 млн. рублей. В полном
объеме и в срок выплачены текущие
пособия за 2000 год в сумме 387,7 млн.
рублей.
Впервые за
десять лет в областном бюджете 2000
года были предусмотрены и
профинансированы в полном объеме
средства на укрепление
учебноматериальной базы
образовательных учреждений: на
финансирование издания и
приобретения учебной литературы в
сумме 20000 тыс. рублей; на
приобретение компьютерных классов
для сельских школ в сумме 20000 тыс.
рублей; на приобретение автобусов
для подвоза детей в сельские школы
в сумме 1440 тыс. рублей.
Таким
образом, в течение 2000 года были
приобретены 105 компьютерных
классов, 10 автобусов, учебники и
учебно-методическая литература, в
том числе и художественная.
В период
1997-2000 гг. за счет средств областного
бюджета открыто 7 учреждений
образования: областной центр
образования, областной
учебнопроизводственный центр,
кадетская школа, детские дома в
Ангарске, Слюдянке, Усть-Куте,
областной центр
психолого-педагогической и
медикосоциальной помощи.
В связи с
тяжелым положениям в сельских
районах области были приняты на
долевое финансирование по
защищенным статьям 7 муниципальных
интернатных учреждений:
Лесогорская, Илирская, Квитокская,
Черемховская специальные
школы-интернаты, Бирюсинский и два
детских дома в Черемхове.
В 2000 году
расходы областного бюджета на
здравоохранение и физическую
культуру профинансированы на 100%. На
территории области реализовано 10
медицинских программ,
финансирование которых также
исполнено на 100% и составило 38,6 млн.
рублей. Реализация целевых
программ позволила обеспечить
область основными
противотуберкулезными
препаратами, медикаментами для лиц,
страдающих сахарным диабетом,
своевременную диагностику
ВИЧ-инфекции, вакцинопрофилактику
ряда инфекционных заболеваний.
В 1999 году
сдан в эксплуатацию областной
диагностический центр, оснащенный
самым современным оборудованием. В
настоящее время услугами
современного диагностического
центра, оснащенного оборудованием
мирового класса, пользуются не
только жители г. Иркутска и
Иркутской области, но и население
других регионов Российской
Федерации. В 2000 году в центре
выполнено 240137 исследовании,
зарегистрировано 91077 посещений.
В 1999-2000гг. за
счет средств областного бюджета
реализованы крупные проекты по
переоснащению
лечебно-профилактических
учреждений.
Одним из
приоритетных направлений
финансирования в 2000 году являлось
выделение средств на приобретение
спортивного инвентаря для средних
школ. На эти цели из областного
бюджета выделено 11313 тыс. рублей, в
результате чего приобретен
инвентарь для 331 северных и
сельских школ области.
На
содержание учреждений социального
обеспечения и мероприятия в
области социальной политики в 2000
году направлено 1103,4 млн. рублей.
В связи с
проведением в области мероприятий,
посвященных празднованию 55-летия
Победы в Великой Отечественной
войне, из областного бюджета
выделено 41,1 млн. рублей. В рамках
этих мероприятий наиболее
значимыми были приобретение 385
автомобилей "ОКА" на сумму 18
млн. рублей, оказание материальной
помощи участникам войны в сумме 21
млн. рублей.
В полном
объеме освоены средства областного
бюджета по Федеральным законам
"О ветеранах" и "О
социальной защите инвалидов в
Российской Федерации".
Большое
внимание уделяется улучшению
положения детей и молодежи области.
С 1998 года финансирование расходов
по программе "Летний отдых
детей" осуществляется в размере
100% от утвержденного плана средств.
В 2000 году
администрацией области принято
решение за счет экономии средств
увеличить ассигнования на летние
оздоровительные мероприятия с 10000
тыс. рублей до 23000 тыс. рублей. В
результате в 2000 году за счет
средств областного бюджета для
детей области приобретено свыше 9
тыс. путевок.
В период
1998-2000 гг. стало традиционным
выделение средств на приобретение
школьной одежды и обуви для детей
из малообеспеченных семей и детей,
находящихся в социальных
учреждениях. В канун новогодних
праздников ежегодно выделяются
средства на приобретение
новогодних подарков для детей из
малообеспеченных семей и
детей-инвалидов. Проводится
губернаторская елка.
Приведенные
факты свидетельствуют о том, что
ГФУ и все работники финансовых
учреждений нашей области 80-летие
встречают неплохими результатами.
В этой связи хочется поздравить
всех, кто связал свою жизнь с
финансами, и пожелать крепкого
здоровья, счастья и успехов в труде.
А.А. КОЗЛОВ,
начальник главного финансового
управления администрации
Иркутской области.
В.И.
САМАРУХА,
проректор по научной работе ИГЭА.