Силовая энергетическая акция: решительный шаг в неизвестном направлении
Силовая
энергетическая акция: решительный
шаг в неизвестном направлении
Приморье как повод
Владимир
Путин предпринял первую за историю
своего президентства кадровую
чистку, поводом к которой стал
энергетический кризис в Приморье.
Евгений Наздратенко, самый
беззастенчивый губернатор России
за ее богатую пореформенную
историю, сам попросился в отставку,
назначив на освободившееся место
верного помощника — Константина
Толстошеина. Затем под государеву
руку попал и не сделавший никому ни
дурного, ни хорошего за свои
несколько министерских месяцев
Александр Гаврин. Его карьера так и
осталась практически не отмеченной
никакими яркими событиями. Кроме
того, Владимир Путин дал Александру
Волошину поручение "укрепить"
руководство РАО ЕЭС на ближайшем
собрании акционеров. Таким образом
президент поддержал Александра
Волошина в его борьбе за влияние на
ход реформы РАО ЕЭС, использовав в
качестве повода штатный
энергетический кризис.
Тем временем,
как сообщают "Ведомости",
группа МДМ (традиционно
ассоциируемая с "московской
группой", в том числе Волошиным и
Абрамовичем) приобрела крупные
пакеты акций компаний
"Читауголь" и
"Востсибуголь". Оба
объединения, кроме прочего,
снабжают углем Приморье, и как раз
недавно Чубайс говорил о намерении
укрепить связь "Дальэнерго" с
сибирскими угольщиками, так как
приморский уголь плохого качества.
Так что борьба за влияние в
энергетике — в самом разгаре. Если
экономическая политика "батьки
Наздрата", особенно в части
энергетики и судоходного
транспорта, давно переполнила
терпение не только Кремля, но и
остального прогрессивного
человечества, то отставка Гаврина и
кадровое усиление РАО — меры, не
вызванные приморским кризисом, а
только к нему приуроченные. Как
отмечает аналитик UFG Дмитрий
Авдеев, "это не вина Министерства
энергетики, что там разворовали
местные бюджеты и не смогли
закупить топливо для подготовки к
зиме". А Каха Кикнавелидзе (ИК
"Тройка Диалог") полагает, что
основная причина кризиса в
Приморье — тарифная политика.
Производство электроэнергии там
стоит дорого, поэтому и тариф
объективно должен быть высоким. А
региональная энергокомиссия в
течение многих лет удерживала
ставку, в результате чего
накопилась масса финансовых
проблем.
Минэнерго
будет пересмотрено
Путин заявил,
что в связи с отставкой министра
нужно пересмотреть функции
Минэнерго. Пока неизвестно,
приведет ли это к восстановлению
функций министерства либо к
дальнейшему умалению его роли.
После отставки предшественника
Гаврина, Виктора Калюжного,
полномочия ведомства заметно
съежились. Курирование СРП было
передано Грефу, а экспортными
квотами занялась комиссия под
руководством Виктора Христенко.
Христенко произнес загадочную
фразу: ответственность Минэнерго
будет приведена в соответствие с
"финансовым обеспечением".
Если действовать в этом
направлении, Минэнерго вообще
следовало бы расформировать или
свести до консультационного отдела
в структуре правительства.
Трудно
представить, как осторожный и
политкорректный Гаврин мог бы
вылечить застарелую приморскую
язву. Реальных рычагов воздействия
на ситуацию у министерства нет,
если только не заняться по полной
программе восстанoвлением
административных методов
регулирования энергоснабжения и
производства. Нет и четко
определенных функций и задач, что
делает существование Минэнерго
довольно бессмысленным.
Министерство, замечает Авдеев,
"не имеет реальных рычагов, но
имеет моральные обязательства, что
делает положение министра очень
шатким". Другое дело, что
Минэнерго принимает
принципиальные решения по
энергетической стратегии. Но в
Кремле вполне могли решить, что
Гаврин не справился и с этими
задачами: последняя из
подготовленных им стратегий
прекрасна по форме, но бессмысленна
и нереалистична по содержанию.
Реформаторский
Янус: повсеместный учет и контроль
или реформа жилкомхоза?
Если снятие
Гаврина — не просто пиарное
сопровождение наведения порядка в
Приморье и правлении РАО ЕЭС, то вся
эта история может обернуться
возвращением к блаженным временам,
когда центральное правительство
отвечало за тепло и свет в каждой
советской квартире. Упреждая эту
возможность, Христенко
подчеркивает, что причина
топливного крзиса — не в
управленческих ошибках, а в
системном кризисе жилкомхозяйства,
о реформе которого после принятия
полгода назад программы Грефа
никто не вспоминает. Зато,
раскритиковав правительство за
неадекватную подготовку к зиме,
Путин потребовал реорганизовать
управление энергокомплексом. На
усиление регулирования намекают
президентские слова, что
"действующее законодательство
не позволяет правительству в
полном объеме решать эти задачи"
и ему нужно обратиться в Госдуму
для корректировки своих
полномочий.
Буквально за
пару дней до сегодняшней череды
отставок Путин встретился с
Христенко и поручил правительству
взять под контроль проблематику не
только "большой", но и
"малой" энергетики (то есть
небольшие энергостанции,
обеспечивающие теплом и светом
близлежащие населенные пункты и в
основном контролируемые
региональными и местными властями).
Причинами кризиса в ЖКХ Путин
называет массовую передачу
объектов ЖКХ местным органам
власти, несформированность
рыночных условий функционирования
ЖКХ и недофинансирование этой
сферы, приводящее, по данным
президента, к огромной
задолженности потребителей перед
предприятиями ЖКХ (168.1 млрд руб. на 1
января) и еще большей задолженности
самих предприятий ЖКХ перед
поставщиками (260 млрд). Итак, контуры
планов по реорганизации
энергокомплекса не вполне понятны:
в речах Путина доминирует
административно-государственная
риторика, тогда как реальные
механизмы и причины кризиса
находятся в плоскости
незавершенности (точнее, кажется,
неначатости) структурных реформ в
энергетике. С другой стороны, по
словам Христенко, Путин поставил
перед правительством задачу
сделать сферу ЖКХ "нормально
рыночной". А Христенко поставил
руководить этим процессом. Понятно,
что централизация всего
энергохозяйства ставит крест на
реформе энергетики как конкретно в
варианте Чубайса, так и в варианте
"либерально-рыночном" в
принципе. Довольны централизацией
будут только губернаторы — с них
снимут вечную головную боль. А
настоящая реформа жилкомхоза —
задача предельно сложная, и пока не
видно не только подходов к решению
этой задачи — неясно, есть ли у
руководства воля и желание ее
поставить. Впрочем, первый
путинский год дал уже несколько
примеров одной и той же коллизии:
силовая акция по концентрации
власти проходит вполне успешно, а
предполагавшаяся за ней реформа и
установление новых, более разумных
правил игры после ее завершения
успешно рассасывается, уступая
место новым лозунгам и боевым
задачам по восстановлению
многочисленных вертикалей.
Полит.ру