Как разделить то, чего нет?
Как
разделить то, чего нет?
Дмитрий
ЛЮСТРИЦКИЙ,
"Восточно-Сибирская правда"
Пошел уже
второй месяц 2001 года, а депутаты и
администрация области продолжают
безрезультатно терзать проект
бюджета на этот год. Главная
причина конфликта — принципиально
разный подход к проблеме.
Депутаты
уверены, что раз Законодательное
собрание отклонило бюджет в первом
чтении, губернатор обязан принять
это как должное. Исходя из логики
депутатов, следующим шагом должно
быть создание согласительной
комиссии. Законодательное собрание
назвало своих представителей,
губернатор — нет. Почему?
Разработчик
бюджета — главное финансовое
управление области продолжает
настаивать на том, что законопроект
составлен правильно и базируется
на реальных цифрах. Позиция
депутатов основывается на
заключении контрольно-счетной
палаты. Начальник ГФУ Козлов
убежден, что это заключение
ошибочно. Именно поэтому
губернатор дал разработчикам
бюджета еще один шанс попробовать
убедить депутатов в своей правоте.
Вторая попытка защитить бюджет
состоялась в четверг на
расширенном совещании с участием
депутатов, работников ГФУ и
комитета по экономике. Нужно
признать, что попытка не удалась:
убедить депутатов не получилось. По
всей видимости, на очередной сессии
ЗС бюджетные вопросы
рассматриваться не будут.
Есть
несколько ключевых проблем,
которые "не пускают" бюджет.
Первая — это сокращение доходной
базы. По мнению ГФУ, крупные
предприятия области в этом году
получат меньше прибыли, чем
ожидалось. Разработчики бюджета
опираются на данные,
представленные самими
предприятиями. Причем проверить,
достоверны эти расчеты или нет,
администрация не может: это
полномочия налоговиков. Депутаты
же убеждены, что такие гиганты, как
БрАЗ, СУАЛ и АНХК просто
подстраховываются: практика
прошлых лет показывает, что,
анонсировав меньшую прибыль,
предприятия все равно наработают
больше, а значит, налоговые
отчисления будут выше. В результате
в бюджете появится
"неучтенка", которой так
боятся наши законодатели.
Вторая
проблема — это межбюджетные
отношения. В этом году достигнут
впечатляющий перевес областного
бюджета над муниципальными.
Область забирает себе примерно 60%
доходов, лишь 40% оставляя в
территориях. Отчасти это следствие
недоверия, которое питает
областная администрация к
деятельности местного
самоуправления. Налюбовавшись на
зимние чунские аварии, губернатор
предпочитает побольше средств
аккумулировать в областном
бюджете. Потом эти средства можно
будет расходовать на нужды тех же
территорий, но уже через механизм
казначейского исполнения, где
каждая копейка будет на виду. С этим
категорически не согласны мэры
городов-доноров. Во- первых, обидно,
что у них забирают деньги для того,
чтобы отдать дотационным
территориям; во вторых, в крупных
городах области достаточно своих
социальных программ. Причем
единства среди мэров нет.
Якубовский убежден, что Иркутск
страдает больше всех, поскольку
выбивать налоги из коммерсантов
сложнее, чем из крупных
промышленников. Новокшенов
недоволен тем, что за счет
внутрибюджетных корректировок
Иркутск всегда выглядит
благополучнее Ангарска. Петрунько
недоволен, потому что Братск
недоволен всегда. Мэры точно знают,
что, если не разобраться с
расходной частью сегодня, поезд уже
уйдет и во втором чтении пробить
что-то будет совершенно нереально.
Понятно, что
в ситуации, когда все хотят
добиться результатов, выраженных в
виде конкретных цифр в конкретной
строке, логика финансового
управления не воспринимается.
Фактически совещание по бюджету
ничего не прибавило и не убавило в
позициях сторон. Финуправление
по-прежнему говорит, что денег нет,
депутаты по-прежнему хотят, чтобы
их уважали и усаживали за стол
переговоров, мэры просто хотят
побольше денег. Закрывая совещание,
заместитель главы администрации
Николай Мельник поблагодарил
депутатов за плодотворную
дискуссию и заверил, что он доведет
все точки зрения до сведения
губернатора области.