издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Светлый праздник Рождества

Светлый
праздник Рождества

И.И. ТЕРНОВАЯ,
зам.директора по научной работе
музея истории города Иркутска

Православная
Церковь празднует Рождество Иисуса
Христа в ночь с 6 на 7 января по
новому стилю. В это время
вспоминается и прославляется
рождение от Девы Марии
Младенца-Бога.

Две недели
зимних праздников, начинающихся с
Рождественского сочельника и
заканчивающихся Крещением,
называются Святками. По церковному
календарю крайние даты этого
периода посвящены памяти о
евангельских событиях рождения
Христа и крещения его в Иордане.

Россияне
благоговейно относились к
Рождеству Христову, праздновали
его весело, ярко и красиво.

В Иркутске,
по воспоминаниям известной
сибирской писательницы А.
Авдеевой-Полевой, в начале XIX века
"праздник Рождества начинался
духовными обрядами: ходили к
заутрене, к обедне; после обедни с
поздравлениями к старшим. Дочери
после обеда ездили с мужьями и
детьми к родителям. На другой день
делали визиты к старшим
родственникам и принимали у себя
гостей. Так проходили первые три
дня; но Святки продолжались до
Крещенья. Вечера святочные назвали
святыми. В первые три дня дети всех
званий ходили славить Христа. Это
любимый праздник для детей и те из
них щеголяли, которые больше
разучивали рацеек. Отславивши
Христа, они сказывали рацейки и в
старину обращались к хозяину и
хозяйке: Вот образчик этого:
"Встань, хозяин, да покатись в
подполье по пироги да по шаньги, по
мягкий хлеб да по деньги в зепи".
Еще было обыкновение печь из ржаной
муки ягнят и овечек, иногда и
пастуха; все это давали в гостинцы
детям… У девочек прятали куклы в
чулан или куда-нибудь подальше,
также оборачивали кукол лицом вниз,
говоря, что грех играть ими в святые
вечера, что шиликун (черт — авт.)
утащит их. Еще было в старину
представление — ходили с коньком.
Один представлял сидящего на
лошади рыцаря, а двое других — даму
и кавалера; ходили тоже вечером по
домам, и куда входили в дом, то пели
и плясали".

О том, как
праздновали Рождество в начале ХХ
века, вспоминает старожил нашего
города, Почетный гражданин города
Иркутска Л.И. ТАММ:

"Подготовка,
что к Рождеству, что к Пасхе была
одинаковой. Обметались или
белились стены дома, с дресвой
шаркался пол в бабушкиной комнате,
снимались паласы в других комнатах,
чистились кошмы и застилались
сверху коврами. Менялись на
праздничные драпри, занавески,
скатерти. С пеплом протирались
ножи, вилки, ложки.

В Рождество
за день до праздника в комнату
вносили большую до потолка елку.
Сразу пахло лесом и морозным чистым
воздухом.

Елку ставили
в большое ведро, замаскированное
ватой под ледяную горку, под ней
размещали ватные игрушки —
мальчишек, катающихся с горки на
санках, пешеходов. В это время Кока
с тетей Аришей колдовали на кухне,
обмазывали свиной и телячий
окорока тестом, фаршировали курицу,
рыбу и поросенка. Тетя Наташа
сбивала сливки. Во всем великолепии
появлялся стол накрытый
белоснежной скатертью.

При свете
многочисленных елочных свечей
искрились в графинах настойки:
зеленая — полынная, оранжевая —
облепиховая, синяя — голубичная,
красная — брусничная. Стол стоял
убранным весь день, на завтра он
накрывался заново, чтобы быть
готовым принять запоздалого
визитера или приглашенных гостей. И
так целую неделю.

В этот
Христовый праздник тетки и бабушка
с корзинами пирогов отправлялись
по убогим местам — приютам,
богадельням, в острог.
Договаривались заранее, кто куда
поедет. Монашки говорили:
"Помогай сирым и убогим и тебе
сторицей воздастся", — вот и
старались наши призреть обиженных
судьбой, грехов-то у наших немало
было, один Базановский приют что
стоит.

В праздники
без приглашения в гости не ходили.
Мы приглашали и нас приглашали в
определенное время. При этом нужно
было обязательно отбыть очередь:
если тебя приглашали, то и ты должен
пригласить.

В других
домах так же, как и у нас, были
сервированы столы с неизменными
фаршированными поросенком и
курицей, только у нас стол был более
красочно, с выдумкой оформлен.
Через неделю праздники
заканчивались, столы убирались,
полы застилались полосатыми
паласами, на мебель натягивались
чехлы".

Особенно
популярны во всех слоях иркутского
общества и в XIX, и в начале ХХ в.в.
были вертепы — своеобразные
передвижные кукольные театры.
Вертеп — представлял собой
деревянный ящик. В нем представляли
разными деревянными фигурами
сцены, относящиеся к Рождеству
Христову: явление ангелов,
поклонение волхвов, бегство в
Египет. Ящик обычно бывал
двухъярусным. В верхнем ярусе
вертепа представлялась смерть
Ирода, а в нижнем — пляски. При этом
актер, изображавший "дьячка",
зажигал свечи, которыми освещалась
внутренность вертепа, а
"трапезник" гасил их, и оба они
просили с разными прибаутками
денег. У одного за плечами был
кузов, у другого в руках тарелка, в
которую клали деньги. Обыкновенно с
вертепом ходили мальчики.
Некоторые из них, воспитанники
младших классов семинарии, славили
Христа по латыни. Иногда вместе с
ними ходил и скрипач, что
превращало представление в яркое
зрелище. Вертепы обычно носили на
святках вечером.

Центральным
моментом Святок была общесемейная
трапеза. Обычно готовили нечетное
количество блюд. Ужин начинали с
молитвы и поминовения умерших
родственников. Во время ужина или
после него осуществлялся как бы
обряд "кормления" душ умерших
родственников. В Иркутской
губернии оставляли на столе на всю
ночь остатки еды, прикрывая все это
белым полотенцем. Незримое
присутствие духов среди живых
людей обеспечивало, по народным
воззрениям, возможность взглянуть
в свое будущее, чем и объясняются
различные формы святочных гаданий.

Гадания
начинались под сочельник. В это
время они считались самыми верными,
ибо "черт еще не испортил", —
говорилось в старину. Приемов
гадания существовало довольно
много. В Иркутске гадали следующим
образом:

Воровали, т.е.
уводили потихоньку от хозяина
кобылу и вели ее на реку к проруби.
Если ворожили парни, то воровали
кобылу у вдовы, если девушки — у
вдовца. Здесь ей завязывали глаза и
сажали кого-нибудь на нее верхом
лицом к хвосту. После этого,
повернув кобылу несколько раз
вокруг проруби, чтобы она потеряла
возможность определить
направление, пускали ее. Куда
кобыла повезет — туда выдадут замуж
или оттуда посватают невесту. Если
кобыла пойдет в сторону кладбища,
то гадающий умрет.

Завязывали
коню глаза, садились на него и
пускали идти куда хочет. Куда он
пойдет, там живет жених или невеста.

Смотрели в
двенадцать часов ночи в кольцо с
пальца, чтобы увидеть суженого или
суженую.

Вешали три
веника — лохматый, средний и голик —
и заставляли в потемках выбирать
один из них. Если вытащишь лохматый,
то жених будет богатый, если
средний, то жених будет среднего
достатка. Если вытащишь голик, то
жених будет бедняк, голыш.

Ходили
вечером слушать под окна. Если
слышали плач или заунывные песни,
то это к смерти, а веселые песни — к
свадьбе.

Девушки
наливали воду в блюдце и пускали
две иголки. Если они сходились, то
гадающая за милого замуж пойдет.

Замораживали
в ложке воду. Если замерзнет
бугорком, то жив будешь, а ямочкой —
умрешь.

Подготовка к
Святкам длилась около месяца:
девушки шили наряды, парни готовили
маскарадные костюмы. Наносили
визиты, принимали гостей,
устраивали смотрины невест.

Обязательной
принадлежностью праздника был
рождественский стол, который
отличался обилием и разнообразием.
Что же готовили наши бабушки? К
рождественскому столу в Иркутске
обычно подавали сочиво —
праздничное кушанье из
миндального, макового сока с медом
и каши из пшеницы, ячменя, ржи,
гречихи или риса, студень, заливное
из рыбы, жареного карпа, рыбу
по-монастырски, домашнюю колбасу,
свинину на ребрах, бараний бок с
кашей, жареного гуся, всевозможные
пряники и коврижки. Может быть,
кто-нибудь из наших современниц
решится повторить эти кулинарные
изыски? Приятного аппетита!

Рождество —
великий праздник, и люди,
оторвавшись на время от мелочных
забот, чувствуют, что составляют
великую семью, связанную
пришествием на землю Спасителя
мира.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры