Человек под солнцем
Человек
под солнцем
Светлана ЖАРТУН
Алексей
Алексеевич Худяков — человек
незаурядный во всех отношениях. Он
работает начальником отдела
искусств комитета по культуре
администрации области и знает все о
театрах, музеях, библиотеках,
филармонии, международных
культурных связях. Знает имена
людей, работающих там, их
достоинства, особенности
характера.
Сказывается
долгий опыт работы. В семидесятые
годы ему, заместителю директора по
научной части краеведческого
музея, приходилось общаться почти
со всеми организациями, связанными
с культурой и искусством области,
проводить экскурсии для самых
именитых и высокопоставленных
гостей города. В то время он должен
был не только знать историю края, но
и уметь убедительно и тактично
объяснить, почему, например, нельзя
поехать в Ангарск, посетить тот или
иной район Иркутска.
Государственный
университет Худяков закончил
стипендиатом имени Карла Маркса.
Мог получить целевое направление в
аспирантуру Москвы или Ленинграда,
но поехать учиться не смог — была
серьезно больна мама. Алексей
получил приглашение на кафедру
истории СССР. Вчерашний студент
стал молодым преподавателем. Все у
него складывалось не просто хорошо
— отлично.
Первые
каникулы после окончания
университета и осенняя стажировка
с группой старшекурсников и
педагогов в Ленинграде. Перед
отъездом бабушка попросила Алексея
зайти в какую-нибудь церковь в
Ленинграде и поставить свечку за
упокой души ее племянника Сергея,
погибшего во время войны на
Пулковских высотах.
Алексей не
мог не исполнить просьбы бабушки и
поставил свечу в одном из храмов
Александро-Невской лавры. Когда
вернулись в Иркутск, о его поступке
уже знали все. Алексея сочли
недостойным работы на кафедре,
которая являлась тогда кузницей
идеологических кадров. Он долго не
верил, что подлейший донос смог
помешать его карьере ученого. Не
удовлетворившись объяснениями на
факультете, он обратился к
секретарю партийной организации
университета, напрямую спросив, как
бы поступил он на его месте.
Убеленный сединами идеолог ответил
молодому человеку: "Не знаю…"
Он не стал
ученым мужем, но заслужил не менее
уважаемые звания — "Отличник
народного образования" и
"Заслуженный работник культуры
России". Накопленные знания
настолько разносторонни, что, будь
свободное время, он мог бы не
кандидатскую — докторскую
диссертацию защитить.
В управлении
культуры Худяков пришелся ко двору
как человек творческий. Он с
шестого класса занимался в
драматическом кружке Дворца
пионеров. Алексей Алексеевич и
сейчас помнит чувство трепета,
которое испытал он
тринадцатилетним пацаном при
взгляде на прекраснейшую из женщин
— своего художественного
руководителя Светлану
Александровну Ямцун. Она, первый
организатор и художественный
руководитель детского театра,
умела влюблять в него ребятишек,
формировала их художественные
вкусы и жизненные устремления.
Во Дворце
пионеров он занимался до
одиннадцатого класса, а потом сам
стал художественным руководителем.
В этом году исполнилось тридцать
шесть лет его увлеченной работы с
юношеством. У Худякова хороший
коллектив, в нем взрослые и дети
чувствуют себя единомышленниками.
Те, кто решил посвятить себя
театральному искусству, уверенно
поступают в специальные училища и
вузы страны.
Алексея
Алексеевича Худякова вместе с
Евгением Александровичем
Ячменевым можно по праву считать
организатором домашнего театра
музея декабристов. С появлением
веселых водевилей, литературных
композиций, импровизированных
музыкальных вечеров дом стал более
живым и теплым, будто вернулась в
него душа самой хозяйки — княгини
Марии Николаевны Волконской.
Увлечение
театром для Худякова — хобби, одно
из многочисленных увлечений.
Основная работа — это организация
творческих мероприятия:
фестивалей, научно-практических
конференций, лабораторий. Каждый
раз они бывают новыми, требуя от
исполнителей нестандартных
решений. Сколько бы ни занимался он
этой работой, всегда остаются
волнение и мысли, тревожащие ночной
сон.
Худяков
привык к тому, что он начальник и
исполнитель одновременно. Когда
руководит, пользуется методом
непринужденной беседы и советов. В
решении проблемы из множества
вариантов умеет находить наиболее
оптимальный. В качестве
исполнителя точен до педантизма.
Себя изведет, окружающих, но
добьется необходимого результата.
Алексей
Алексеевич помнит много случаев,
связанных с его работой; и
драматических и курьезных.
Вот,
например, история, связанная с
поездкой Рихтера в Тайшет. "Какое
красивое название, — сказал как-то
маэстро, пролетая над Сибирью. — Я
хочу здесь играть". Конечно, от
Иркутска маэстро сопровождал
Худяков. Все предусмотрели
устроители гастролей — тепло, свет,
питание. Не было рояля, нашли
пианино с хорошим звучанием.
Но перед
началом концерта Рихтер вдруг
вспомнил, что нужен мальчик во
фраке, чтобы ноты переворачивать.
Искали по всему городу, но
подходящего так и не нашли — у
одного образование не
соответствовало, у другого костюма
не было. В результате на сцене
оказалась бойкая девчушка в
валенках и вязаной кофточке. Она
нисколько не смутилась по поводу
того, что концертирует вместе с
гением.
По долгу
службы Худякову хоть и не часто, но
приходилось бывать за границей.
Человек наблюдательный, из этих
поездок он привозит много
впечатлений. О курьезах
рассказывает с юмором, достойным
соперничества с Ираклием
Андрониковым: что говорит обо всем
серьезно и азартно, не забывая
мельчайших подробностей
происходящего, с чувством юмора.
Как-то соседи
заметили, наблюдая, как он
несколько дней подряд, пытаясь
вылететь в Японию (была нелетная
погода), возвращался домой на
шикарной "Чайке": "Какая
интересная работа…" Одна из
педагогов после его увольнения из
университета сказала: "Ты всегда
был под солнцем. Теперь попробуй
находить его сам…"
В своей
непростой жизни Алексей Алексеевич
Худяков был и согрет солнцем, и
оказывался в его тени. Но в бедах и
радости, в невезении и счастье он
остается порядочным, добрым и
любознательным человеком,
профессионалом, работа которого у
всех на виду.