Мы клады музыки храним...
Мы
клады музыки храним…
"Музыка не
беднее всех прочих свидетелей
славности русской истории и
русского имени. Она тоже владеет
своими кладами, сбереженными
народом… Это прежде всего —
отражение в напевах неколебимой
совести предков, строивших русскую
землю…", — писал музыковед Б.
Асафьев.
Еще не так
давно имя крупнейшего русского
композитора XVIII века Дмитрия
Степановича Бортнянского
воспринималось как отголосок давно
ушедшей эпохи, связанной с историей
Русской православной церкви, с
историей русского хорового
искусства. И чтобы восстановить его
большую, яркую и деятельную
творческую жизнь, нужны
многосторонние усилия
ученых-музыковедов и
музыкантов-исполнителей.
Д.
Бортнянский родился в 1751 году, и в
первые дни января наступившего 2001
года заслуженный артист России
Владимир Карпенко со своим
ансамблем солистов Иркутской
филармонии при поддержке
городского управления культуры в
органном зале отметил эту важную
юбилейную дату отечественной
музыкальной культуры.
Появление на
свет в небольшом украинском городе
Глухове, пение в Придворной
певческой капелле в Петербурге,
десятилетнее пребывание в Италии
(где с успехом были поставлены его
первые оперы), возвращение на
родину и служба при "малом
дворе" наследника престола Павла
Петровича, с воцарением которого
было связано назначение директором
и управляющим упомянутой капеллы, —
вот основные вехи жизни "Орфея
реки Невы" (по выражению
поэта-современника Д. Хвостова).
Программу
концерта составила оперная и
инструментальная музыка
Бортнянского, забытая вскоре после
создания и получившая второе
рождение только во второй половине
ХХ века. Прозвучали лучшие камерные
ансамбли композитора — Концертная
симфония и Квинтет, которые
нисколько не уступают в своем
художественном совершенстве
произведениям его великих
современников Й. Гайдна и В.
Моцарта.
Бортнянский —
один из основоположников
национальной оперы в России.
Увертюры, арии и дуэты из опер
"Празднество сеньора",
"Сокол" и "Сын-соперник"
были исполнены музыкантами и
солистами ансамбля Л. Поляковой и
засл. артистом России Николаем
Прошиным.
Прошедший
концерт еще раз подчеркнул
необходимость пропаганды русской
музыки XVIII века и показал
непреходящую ценность наследия Д.
Бортнянского, — замечательного
композитора доглинкинской эпохи.
Римма
ГРАБЛЕВСКАЯ.