издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Зачем слесарю сольфеджио? Бывший иркутянин поет в Большом театре

Зачем
слесарю сольфеджио?
Бывший иркутянин поет в Большом
театре

Светлана
МАЗУРОВА, "Восточно-Сибирская
правда"

Как мы уже сообщали, в
Иркутске с успехом прошли
фестивальные вечера "Ирина
Архипова представляет"
("ВСП" от 26 декабря). Один из
участников этого грандиозного
события — наш земляк, бывший
иркутянин, а ныне солист
Государственного академического
Большого театра России, лауреат
международных конкурсов Андрей
Григорьев (баритон), один из
"птенцов гнезда Архиповой"
(есть такое выражение) — молодых
талантов, которым прославленная
певица помогает.

— Это Андрей
уговорил нас провести фестиваль на
его родной земле, — сказала Ирина
Константиновна.

— В Иркутске,
я знаю, благодарная публика, —
говорит Андрей. Впервые на родине
ему довелось выступить лишь в мае
нынешнего года в сборном концерте
артистов самых разных жанров в зале
имени Л.Г. Зыкиной "Байкал Бизнес
Центра". Тогда впервые
выступление сына смотрели его
родители — мама Мария Павловна,
бывшая медсестра Иркутского
радиозавода (сейчас она на пенсии),
отец Иннокентий Яковлевич, инженер
того же завода, другие
родственники.

Всех
интересовало: как провинциал мог
попасть в прославленную труппу? Наш
корреспондент встретилась с
Андрееем Григорьевым и попросила
его рассказать о себе.

Итак, как?

Будущий
артист появился на свет в Иркутске
в 1963 году. Учился во второй школе,
что на бульваре Рябикова (на
"Синюшке"). В 14-15 лет почти все
пацаны стали увлекаться ВИА, в
школе появился свой ансамбль, и
Андрей, страстный поклонник "Дип
Пепл", пел песни из репертуара
этой группы. И тут-то почувствовал,
что поет "не так, как все". Мама
повела сына на прослушивание в
театральное училище.

— Это не ко
мне, — сказала педагог по вокалу и
направила юношу в училище искусств.
Так он попал к своему первому
учителю — Вячеславу Федоровичу
Смолякову, ныне покойному.

Удивительно,
но в музыкальной школе наш герой не
учился. Не знал сольфеджио,
самостоятельно изучал нотную
грамоту, худо-бедно играл на гитаре
и на ударных инструментах, читал с
листа…

После
школьного выпускного вчера Андрей
стал работать у отца на радиозаводе
(слесарем-сборщиком!) и
одновременно брал уроки в училище
искусств. На следующий год поступил
сюда. А вскоре его призвали в армию.
После службы опять взялся за учебу.

И вдруг…
Свердловск. Послушав Григорьева,
директор местного училища искусств
имени Мусоргского сказал:
"Будешь петь в Большом
театре!".

Учился и
работал в Свердловском оперном
театре натирщиком полов, после —
монтировщиком сцены. А еще —
осветителем. И уже была в его жизни
консерватория. В общем, постигал
все театральные азы — и закулисье, и
пение.

Появилась
семья: жена, ребенок. Надо было
зарабатывать. Путь был вскоре
найден: Германия, ансамбль песни и
пляски, сверхсрочнослужащий. В это
время будущий Евгений Онегин и
Фигаро уже учился в Москве, у
знаменитого педагога — профессора,
певицы Н.Д. Шпиллер.

… Как-то
приехал в Свердловск. Его
пригласили на прослушивание в
местный оперный театр. Прослушали и
взяли! Пошли быстрые вводы в
спектакли "Севильский
цирюльник", "Пиковая дама",
"Травиата", "Фауст",
"Чио-Чио-Сан", "Борис
Годунов", "Сорочинская
ярмарка", "Обручение в
монастыре"… За пять лет было
спето 12 партий. И каких!

А потом был
Ярославль, родина жены. И вскоре —
еще одно лестное предложение: на
заглавную партию в спектакле
"Валли" Каталани в "Новой
опере".

— На 6 февраля
1996 года была назначена премьера, —
вспоминает Григорьев. — Первое
прослушивание — в Большом театре.
После премьеры дома открыли
бутылку шампанского. И тут — звонок:
"Завтра — второе прослушивание. В
Большом театре". А 7 февраля я
стал солистом этого театра.

Благодаря,
добавим, сложнейшей арии Елецкого
из "Пиковой дамы", считающейся
"высшим пилотажем", особенно
для лирического баритона.

Свою карьеру
в театре наш земляк начал с партии
Жермона (тогда, в 1996 году, Васильев
ставил "Травиату"). И были еще
срочные вводы сразу в двух
спектаклях — Елецкий в "Пиковой
даме" и Роберто в "Иоланте".
Три ведущие партии за один месяц!

Сегодня у
Андрея Григорьева хороший
репертуар, много гастролей,
предложений выступить в разных
городах. Спел несколько концертов
вместе с лучшим в России оркестром
народных инструментов под
управлением Николая Некрасова.
Выступал в Барселоне, Лиссабоне,
Хельсинки… Солист многих
престижных международных
конкурсов (Париж, Вена, Лондон…).

Постскриптум

Недавно,
рассказал Андрей Григорьев,
отмечали в коллективе 80-летие Ивана
Ивановича Петрова (Краузе). Он
родился в 1920 году в Иркутске, всю
жизнь работал в Большом театре, был
первым солистом Большого, который
пел за границей.

— Ты из
Иркутска? — обрадовался Петров. —
Да, наша земля родит!..

"Родит-родит"!
Можно вспомнить и еще одного нашего
земляка — Олега Кулько,
заслуженного артиста России, также
солиста Большого театра, о котором
Ирина Архипова сказала так:

— Мало кто в
жизни имеет подобный заливистый
тенор, такой крайний верх, и вот в
Иркутске он родился…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры