издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"ЛЭП-500 не простая линия..."

"ЛЭП-500
не простая линия…"

Эту
юбилейную дату лэповцы нашего
региона отмечают в канун Нового
года. Главным украшением их
праздника стали гирлянды линий
электропередачи, опоясавшие всю
Восточную Сибирь и Дальний Восток.
Энергия Ангары дает жизнь десяткам
крупнейших заводов, освещает и
согревает города и отдаленные села.
В этих свершениях — огромный вклад
электролинейщиков старейшего
треста.

В эти
знаменательные дни в адрес
юбиляров поступают многочисленные
поздравления. Для энергостроителей
всех поколений особенно дороги и
значимы приветствия тех, с кем
долгие годы они трудились рядом,
шагая по горам Прибайкалья, по
тайге вдоль БАМа и степям Монголии.
Многие ветераны
Востсибэлектросетьстроя до сих пор
не расстались с кочевой профессией.

У истоков
электрической реки

Уважаемые
энергостроители! Со времени
образования нашей организации
минуло сорок лет. Трест
"Востоксибэлектросетьстрой"
был создан по решению министра
строительства электростанций СССР
И.Т. Новикова от 24 декабря 1960 года,
на базе управления АнгарГЭСстроя.

После Андрея
Бочкина, уехавшего на Красноярскую
ГЭС, я был начальником этого
управления, а вскоре меня назначили
управляющим трестом
"Востоксибэлектросетьстрой".
В этой должности проработал 13 лет,
до ухода на пенсию.

Сейчас
вспоминаю, какие колоссальные,
ответственные задачи ставили перед
молодым коллективом. Нам
предстояло протянуть ЛЭП в
Иркутской, Читинской, Амурской и
Сахалинской областях, в
Хабаровском и Приморском краях, в
Бурятии и Якутии, в МНР.

Многие
специалисты, рабочие, строившие
Иркутскую ГЭС,
переквалифицировались на лэповцев.
На первых порах выручала база
гидростроителей, которую затем
укрепили заводом ЖБИ, новым
арматурным цехом, что позволило
освоить выпуск центрофугированных
железобетонных опор. Сформировали
новые мехколонны, стройучастки,
пять промпредприятий и авто-
транспортную контору.

За период
моей работы построено немало
крупных ЛЭП, объектов
энергообеспечения. Во всех
направлениях была обеспечена
передача электроэнергии Иркутской
и Братской ГЭС, а также от ТЭЦ
областных городов. Навсегда вошли в
летопись электролинейщиков
сооружение уникальных подстанций в
500 киловольт в Тулуне и Тайшете, а
также второго в стране
переключательного пункта на 570 тыс.
квА в Тырети. В короткий срок
обеспечили внешнее
энергоснабжение Транссиба от
Красноярска до Улан-Удэ, что
позволило перевести движение
поездов на электротягу. Наряду с
этим в широких масштабах
развернулась электрификация
сельского хозяйства.

С каждым
годом возрастающие объемы
строительно-монтажных работ были
бы немыслимы без постоянного
внедрения передовых методов труда,
технологии и новой техники. В
труднодоступных районах
Забайкалья, Сахалина
транспортировка и установка опор
велась вертолетами.

Надо сказать,
что ударная работа на важнейших
стройках России высоко оценена
государством. Более ста работников
ВСЭСС были награждены орденами и
медалями, а начальник мехколонны-30
Семен Асташкевич удостоен звания
"Герой Труда".

Нынешний
отряд лэповцев достойно продолжает
трудовые традиции треста. Несмотря
на серьезные сложности, нередко
создаваемые искусственно,
коллектив выполняет важные задания
по дальнейшей электрификации
региона. Основой будущих успехов
являются опытные, профессиональные
специалисты во главе с генеральным
директором Вячеславом Зориным и
главным инженером Степаном
Заморой. Они способны постоять за
честь, интересы коллектива и при
общей поддержке преодолеют
трудности и проблемы.

Поздравляю
вас с 40-летием треста, желаю всем
здоровья, семейного благополучия и
новых побед в "стране Лэпии"! С
праздником, дорогие коллеги и
земляки!

Ваш
Александр Рапацкий

Высота мужества

Николай
Кузьмич Петров 25 лет возглавлял
трест, приняв эстафету от своего
предшественника. И все эти годы,
наряду с обязанностями
управляющего, он делал короткие
записи с наиболее сложных пикетов,
участков ЛЭП, причем сам находился
в центре событий. Надеюсь, живые
свидетельства будут интересны
лэповцам и многим читателям.

За 40 лет
ВСЭСС построил 42286 км линий
электропередачи, две трети из
которых — напряжением 35-110-220-500
киловольт, сотни различных
подстанций общей мощностью 8,275 млн.
квА, а также 120 тысяч квадратных
метров жилья, пять детсадов, школу,
Иркутский телецентр.

После сдачи
госкомиссии Иркутской ГЭС немало
заслуженных строителей перешли в
новый трест, который без раскачки
приступил к электрификации
Восточной Сибири. Среди них
директор РМЗ О.Н. Джунковский,
начальником мехколонны-42 стал А.В.
Мошкин, а главным инженером — И.С.
Гуревич, ранее возглавлявший
управление механизации, на
монтажные участки пришли П.А.
Шалгунов, В.А. Малков, монтажник
портальных кранов В.Р. Власов
сколотил бригаду
электролинейщиков.

"Боевым
крещением" для молодого треста и
его кадров явилась прокладка двух
цепей ЛЭП-220 и ЛЭП-500 Иркутск —
Братск. До Тулуна их тянули
братскгэсстроевцы, а до областного
центра — ВСЭСС. Тогда, в начале 60-х,
пуск первого агрегата вызвал
недоумение: куда девать
электроэнергию? На месте не было
заводов, а передать в Ангарск,
Усолье не по чему. Всерьез
обсуждалось предложение: избыток
энергии пустить на подогрев
ангарской воды в нижнем бьефе и тем
самым на время решить проблему
загрузки начального агрегата.
Таким образом "ускорили"
сооружение двух ЛЭП, которые стали
легендарными.

Практически
одновременно велась
электрификация Транссиба.
Первоначально был
электрифицирован участок Зима —
Слюдянка, а позже опоры шагнули на
запад и восток, до самой Приморской
ГРЭС во Владивостоке.
Протяженность линий
электропередачи составила 6000 км.

Завершающим
и самым трудным оказался перегон в
723 км от Холбона до Могочи и
Сковородино. Ни дорог, ни связи, и не
зря, видать, люди говорили, что Бог
создал Сочи, а черт — Могочи. В этих
местах свирепствуют морозы. Сейчас
боязно поверить в собственные
записи в рабочей тетради. 29 декабря
1986 года бригада Анатолия Богачкова
(прораб Владимир Левченко) сделала
визировку проводов между опорами
на расстоянии 3,7 км при температуре
минус 48 градусов. В тот же день
Алексей Курбатов из МК-106 закончил
перекладку троса на последних семи
опорах — на высоте 41 метр! Концевые
шлейфы бригада Евгения Рожина
заварила при свете автомобильных
фар. Невозможно определить высоту
мужества этих людей. Знай об этом
железнодорожники, может, выдали бы
им пожизненные билеты на проезд по
Транссибу.

Вместо шести
лет по нормативам эта линия была
построена вдвое быстрее. Коллектив
тогда получил правительственную
телеграмму. "Коллегия Минэнерго
поздравляет энергостроителей с
успешным окончанием строительства
и вводом в эксплуатацию ВЛ-220 Могоча
— Холбон. Выражаем уверенность, что
подразделения треста добьются еще
больших результатов в развитии
энергетической базы на востоке
страны. Министр А.И. Майорец".
Вскоре 21 специалист, работавший на
этой трассе, был награжден орденами
и медалями СССР.

Следующей
яркой страницей лэповцев стал БАМ.
Вдоль всей стальной магистрали
протянута ЛЭП-220, и нет,пожалуй, ни
одного города или поселка от
Северобайкальска до Тынды, Ургала,
которые бы не получили энергию
Усть-Илимской и Зейской ГЭС,
Нерюнгринской ГРЭС и Комсомольских
ТЭЦ. Всего по БАМу было построено 3900
км ВЛ-220, выполнено работ на 200 млн.
рублей. Это громадные объемы по тем
временам, а по нынешним —
космические.

Нередко нас
спрашивают, как удается управлять
строительством электросетевых
объектов, удаленных за сотни и
тысячи километров от треста, его
баз. На первом месте у нас всегда
были люди, для которых создавался
максимум удобств в вахтовых
поселках, бригады доставлялись на
объекты самолетами и вертолетами.
Ритмично поставлялись
металлоконструкции, материалы,
техника и ГСМ. Совершенная система
оплаты труда, соревнование бригад
воспитывали у людей чувства
ответственности, самоконтроля. Мы
всегда доверяли своим бригадирам,
ИТР, но и во всем помогали.

Совершенно
не случайно у нас трудятся
настоящие мастера своего дела,
инициативные и верные профессии
люди. Мне всегда было приятно
работать с бригадирами
В.М.Семеновым, А.П.Богачковым,
А.Е.Фильковским, Э.В.Ганном,
В.Р.Власовым, прорабами
В.В.Левченко, В.К.Коваленко,
В.А.Малковым, В.Н.Бирюковым,
деловыми руководителями
С.В.Заморой, В.И.Зориным,
А.Я.Злобиным и многими из отряда
старой гвардии лэповцев.

Ваш труд,
дорогие друзья, важен не только для
современников, но и для потомков,
которые с благодарностью будут
чтить неимоверные усилия на благо
Отечества, ценить свет, тепло,
которое мы дали в каждый дом на
огромной территории от Байкала до
Амура и Сахалина. Поздравляю,
обнимаю от души, желаю очередных
высот в энергостроительстве!

Николай
ПЕТРОВ.

Энергомост на
восток

С 1991 года
"Востсибэлектросетьстрой"
выполняет огромной значимости
задачу — строит системообразующую
ВЛ-500 Ангарск — Гусиноозерская ГРЭС
— Петровский Завод — Чита.
Протяженность линии около 900 км, по
ней можно передать один миллион
киловатт электроэнергии из
Иркутской энергосистемы. Пока
введен в действие лишь
326-километровый участок, который
эксплуатируется в режиме 220
киловольт. Но выгода для Бурятии
очевидна.

За
десятилетие эту ЛЭП можно было не
только закончить, но и дотянуть до
Сковородино. Тогда не было бы
энергетического кризиса в
многострадальном Приморье. К
сожалению, работы на этой линии
ведутся медленными темпами, опыт и
мощности треста используются
максимум на треть. Причина —
недостаток финансирования со
стороны РАО "ЕЭС России".

В последнее
время главные силы лэповцев
сосредоточены на переходе
Петровский Завод — Чита (342 км). На
всем участке смонтированы опоры,
провод подвешен на половине этого
расстояния. Строймонтажные работы
выполнют с отличным качеством
бригады из мехколонны-41 Владимира
Ляхова и Сергея Карабенкова. Оба —
опытнейшие специалисты, они не
просто детально изучают проект ЛЭП,
но и вносят в него существенные
поправки. В их коллективах
"железная дисциплина",
основанная на доверии и
самоконтроле.

— В
наступающем году трест намерен
ввести в эксплуатацию этот
важнейший участок, — говорит
начальник ПЭО Владимир Анненков,
тоже ветеран предприятия. — Если в
уходящем году мы освоим около 200
млн. рублей, то в 2001-м замахиваемся
на 350. РАО "ЕЭС России" обещает
профинансировать пусковые объекты,
но желания часто расходятся с
реальностью.

Традиционно
"Востоксибэлектросетьстрой"
особое внимание уделяет
энергетическим стройкам Иркутской
области. Летом поставлена под
напряжение ЛЭП-35/10 Большая Речка —
Кочергат — Малое и Большое
Голоустные. Наконец-то жители
прибайкальских поселков получили
надежное энергоснабжение и увидели
свет.

В
техническом отношении эта линия не
очень сложна, а вот в финансовом и
психологическом планах не имеет
себе подобных. На ста километрах по
бездорожью надо было выставить
опоры, натянуть провода и построить
подстанции без единого рубля — все
в счет погашения долгов по налогам
в местный бюджет. Материалы
изыскали, но надо было зарплату
платить, рабочих на трассе кормить.
Практически за год было выполнено
строймонтажа на 60 млн.рублей, в
августе над тайгой загудели
провода — линию поставили под
нагрузку. Обязательства перед
обладминистрацией успешно
выполнены.

На этой
трассе отличились бригады МК-30 и
МК-106 Ивана Байтимирова и Анатолия
Богачкова, которыми руководили
старшие прорабы Владимир Левченко,
Петр Головач, Сергей Шевчук. В эти
дни лэповцы подрядились пробросить
10-киловольтную линию к дому
инвалидов недалеко от с.Турская.
Там стояла воинская часть, которая
снялась, а действующую ЛЭП
разграбили, и дети остались
впотьмах. Дорогим подарком к Новому
году им станет елка с
электрическими огоньками.

Если оценить
ситуацию в электросетевом
строительстве, то она наводит на
грустные мысли. В России осталось
всего пять трестов, подобных ВСЭСС,
а от Новосибирска до Камчатки —
только наш. Не выстояли в рыночных
условиях родственные предприятия в
Красноярске, Братскгэсстроя.
Отрадно, что наши лэповцы-гвардейцы
сохранили свой производственный,
кадровый потенциал и готовы к новым
крупным стройкам, обретя статус
стратегического, мобильного
подразделения.

А они (ЛЭП) не
в тумане, а видятся на горизонте.
После энергомоста на восток уже
скоро предстоит начать сооружение
мощных ЛЭП с Богучанской ГЭС.
Немало предстоит сделать в нашей
области. Уже находится в аварийном
состоянии ЛЭП Мамакан — Мусковит в
Мамско-Чуйском районе. У северян
свое Приморье. 80-километровую
линию, построенную ВСЭСС в 60-х годах
на деревянных опорах, необходимо
срочно менять. Трест разработал ТЭО
на все работы, которые обойдутся
примерно в 80 млн. рублей. Средства
можно было выделять поэтапно, за
введенные участки будущей ЛЭП-110. К
работам можно приступить в начале
2001 года.

Не в лучшем
положении одна из первых
магистральных ЛЭП-110 от Тайшета к
Иркутску по электрификации ВСЖД.
Опоры почти полностью проржавели,
что создает опасную ситуацию. В
недалекой перспективе появятся
огромные объемы работ по
строительству новых и
реконструкции старых
магистральных ЛЭП. ОАО
"Востоксибэлектросетьстрой"
откроет новые страницы трудовой
летописи. Прославленному
коллективу предстоит зажечь яркие
электрические звезды над
просторами Восточной Сибири и
Забайкалья.

Подготовил
Николай ВОЛКОВ.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры