издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Шаманские сновидения" в Америке

"Шаманские
сновидения" в Америке

Для творческой личности
поездка за рубеж — это всегда новые
впечатления и волнения. Но это и
признание мастерства, и умение свой
труд сделать по уровню
международным.
Драматург Нелли
Матханова в Америке с гастролями
была в четвертый раз. По
эмоциональным ощущениям последняя
поездка стала столь же значимой,
как и предыдущие.

— Впервые
туда мы поехали со спектаклем "Из
Америки с любовью"
Академического драматического
театра имени Н.П. Охлопкова.
Гастроли иркутян оказались
плодотворными: на следующий год
театр вновь пригласили в город
Коламбус, на фестиваль русского
искусства.

Потом был
спектакль Улан-Удэнского русского
драматического театра имени
Бестужева "Шаманские
сновидения", поставленный
талантливым режиссером, мастером
по пластическому движению Нелли
Дугаржабон (к сожалению, рано
ушедшей из жизни). Спектакль
сопровождала "живая" музыка
иркутского ансамбля "Белый
острог", участники которого Юрий
Матвеев и Артем Якушенко с большим
успехом работают сегодня на
Бродвее в Нью-Йорке. Последняя
постановка — тоже "Шаманские
сновидения", но уже в Бурятском
академическом театре оперы и
балета.

— Да,
этот спектакль мы видели летом на
гастролях в Иркутске, вторым
отделением давали "Жизель". В
Америке схема постановочной
композиции была изменена?

— Театру
хотелось показать своих
блистательных оперных солистов,
которые не уступают в уровне
мастерства лучшим исполнителям
мира. Во втором отделении пели
народные артисты Галина
Шойдагбаева, Вячеслав
Бальджинимаев, Ольга Аюрова. Успех
был грандиозным: с овациями,
цветами, эскортом поклонников.
Помните, как в воспоминаниях о
магическом притяжении голоса
Лемешева? Нечто подобное можно было
наблюдать и на выступлениях
бурятских солистов.

— В какой
атмосфере зрительского восприятия
проходил балетный спектакль?

— Одним из
первых городов гастрольного
маршрута театра были Сан-Франциско
и Беркли — с его знаменитым
университетом и центром
международного изучения шаманизма.
Мы все волновались, хотелось, чтобы
нас поняли, чтобы древняя легенда о
птице — злом роке — Муу-Шубун
выразила культуру бурятского,
тывинского и калмыцкого народов.
Это национальный состав нашей
постановочной группы — режиссер,
балетмейстер и композитор, —
который объединил в своей музыке к
балету бурятские национальные
мотивы и тывинское горловое пение
на трех регистрах. (Кстати, сегодня
и в Америке есть общество любителей
тывинского горлового пения).

Прием
спектакля был восторженным.
Необычной пластикой,
выразительностью, темпераментом и
высочайшим мастерством покорила
зрителей народная артистка
Екатерина Самбуева — наша
Муу-Шубун. Для многих американских
специалистов балет стал серьезным
поводом для обсуждения проблем
шаманизма, связи его легенд и
обрядов с культурой, укладом жизни
многих народов, исповедующих эту
религию.

— Какие
интересные встречи были у вас в
Америке?

— Там у меня
давно сложился круг друзей.
Например, в Мариан-колледже я
выступала не в первый раз, но
аудитория не уменьшилась, наоборот
— увеличилась. Американцев
интересует буквально все: культура
и искусство Сибири, проблемы
национальных отношений, настроение
простых людей, реформы, проводимые
нашим государством в области
экономики и политики.

Кроме
университетов Чикаго и Беркли,
состоялась встреча, поразившая
меня, — это в католическом колледже
Ордена Францисканцев, где учатся
представители народов мира.
Практически там представлена вся
Азия: Япония, Китай, Камбоджа, Корея.
Молодые люди этих стран, закончив
колледж, поступают в самые
престижные университеты Америки.
Сама церковь Франциска Ассизского
представляет образец высочайшего
духа, морали, нравственных устоев.


Говорят, американцы очень
благодарные зрители. Вы
почувствовали это?

— Кроме
оваций, которыми сопровождались
спектакли во всех городах, хочу
вспомнить один момент поездки,
который всех покорил. В одном из
штатов был отменен спектакль, по
причине вполне понятной, — туда
приехал кандидат в президенты (как
раз шла предвыборная кампания).
Неравнодушные американцы
поспешили встретиться с ним. Наши
актеры, почувствовав себя
невостребованными, конечно,
расстроились.

"Что для
вас сделать? — спросила кассирша
театра, где должно было состояться
выступление. — Хотите, потанцую я
для вас?"

Она,
мексиканка по происхождению,
оказалась такта абсолютно
артистична: врожденное чувство
ритма, делало ее движения настолько
грациозными, зажигательными,
искренними, что у нас от чувства
хандры и следа не осталось.

Американцы
вообще очень внимательные,
уважительные люди. Повсюду можно
услышать: "Извините".
"Спасибо". Я познакомилась и
общалась с сенатором от штата
Висконсин Джоном Таундзеном и его
женой Марией, не подозревая, что
этот человек занимает важный
государственный пост.

— Чтобы
организовать гастроли в Америку,
нужна сильная поддержка. Кто вам
помогал?

— В
подготовке и организации двух
последних поездок
непосредственное участие
принимала директор академического
театра оперы и балета Людмила
Намсараева, ставшая в этом году
лучшим продюсером Бурятии и Борис
Ким, первый заместитель министра
культуры Бурятии. Но главное —
американский благотворительный
фонд "Эрроу" и его
вице-президент Лидия Склоччини,
которая, если вы помните, была
прототипом пьесы "Из Америки с
любовью". Фонд "Эрроу" и
дальше готов сотрудничать с нами.
Это он организовал гастроли и
договорился ч Чикагским театром
оперы о стажировке бурятских
певцов.

— На этот
счет есть планы?

— И вполне
конкретные. Американцев
заинтересовала пьеса "И в Сибири
сакура цветет", которую я
написала по документальным
материалам судеб японских
военнопленных Тайшетлага. Меньше
всего меня интересовала политика, в
пьесе я восхищаюсь мужеством
настоящего человека, который в
любых условиях способен остаться
человеком.

Конкретные
переговоры о постановке ведутся с
академическим драматическим
театром имени Н.П. Охлопкова,
намечаются маршруты поездок по
Америке, в которой существует
большая японская диаспора. Кроме
того, проектом заинтересовалась и
Япония. К работе мы пока не
приступили, но я надеюсь, что она
будет осуществлена.

— А это
значит снова поездки и встречи? Как
вы думаете, зачем они нужны?

— Мы все
жители одной планеты и должны
научиться понимать друг друга.
Поездки наших артистов в Америку
или какую-нибудь другую страну —
это понимание России, таланта ее
людей, многообразия форм и жанров
ее искусства. Только искусство
может помочь объединению людей.

Беседу
вела Светлана ЖАРТУН.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры