издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Энергетика России: реформа или "прихватизация"?

Энергетика
России:
реформа или "прихватизация"?

Сергей
ПРЕДЕИН, пресс-секретарь
губернатора Иркутской области.

10 ноября в Омске прошел совет
Сибирского федерального округа,
который провел Леонид Драчевский.
Руководители регионов обсудили
концепцию развития РАО "ЕЭС
России", которую представил
глава компании Анатолий Чубайс.

В своем
докладе Анатолий Чубайс отметил,
что в этом году в энергетике страны
произошли позитивные изменения.
Основные долги по зарплате
энергетикам будут погашены до 1
января, в критических регионах — до
30 июля. Впервые перед отопительным
сезоном удалось создать запас угля
в размере 96 процентов от
требуемого. Появилась возможность
прямых расчетов рублем за уголь,
нефть, газ. Но несмотря на это
Анатолий Чубайс оценивает
состояние энергетической системы
России как критическое. Износ
основных фондов, особенно в
европейской части страны,
достигает 85 процентов. Их
обновление не ведется уже более 10
лет. Это привело к тому, что угля
тратится в два раза больше. Уровень
тарифов по оплате за
электроэнергию устанавливается,
исходя из политических, а не
экономических условий. Работа всей
энергосистемы изначально
построена на затратных принципах и
развиваться не может. Как
свидетельство тому — сокращение
инвестиций в энергетику с 1985 года в
3 раза.

Вывод
неутешительный: если не провести
реформу энергосистемы, то к 2004 году
Россия начнет испытывать ощутимый
дефицит электроэнергии. По
расчетам Анатолия Чубайса, для
предотвращения этого необходимы
инвестиции в размере 50 миллиардов
долларов. Федеральный бюджет в
следующем году может дать только 10
миллионов долларов. Поскольку
покрытие разницы за счет поднятия
тарифов невозможно по социально-
экономическим причинам, надеяться
остается на привлечение частного
капитала, но для этого надо
выстроить соответствующую систему
отношений. Ее создание и преследует
реформа энергосистемы,
предложенная Анатолием Чубайсом.

Суть реформы
заключается в следующем.
Энергосистема делится на два
сектора: рыночный и управляемый
государством. На рыночный
выводятся предприятия
генерирующие электроэнергию и
предприятия по ее сбыту. Под
государственным контролем
остается единая централизованная
диспетчерская служба, которая
обеспечивает равные условия
доступа к магистральным сетям для
всех компаний, а также
регулирование тарифов за
электроэнергию и тепло для
социальных объектов и
"оборонки". Государство должно
гарантировать, что у них будет свет
и тепло, независимо от того,
заплатили они или нет. Неизбежные
при этом потери энергетикам будут
компенсировать предприятия,
имеющие средства для покупки
электроэнергии на свободном
конкурентном рынке. По мнению
Анатолия Чубайса, такая
реструктуризация поможет
генерирующим предприятиям
получать прибыль, достаточную для
того, чтобы самим модернизировать
свои мощности.

Оценка
концепции развития энергетической
системы руководителями регионов
была однозначна: реформа отражает
только интересы РАО "ЕЭС
России". Большинство предприятий
не смогут купить оптом дешевую
энергию и вынуждены будут или
закрыться, или перейти в
собственность энергокомпаний.
Кроме того, вызывает сомнение
эффективность деятельности
централизованной диспетчерской
службы, обеспечение гарантий
равного доступа к магистральным
сетям, а главное — стабильное
обеспечение электроэнергией и
теплом социальных объектов и
населенных пунктов. Многие
губернаторы откровенно заявили,
что опасаются трансформации
реформы энергосистемы в ее
"прихватизацию" (от этого
жупела Анатолию Чубайсу, похоже, не
избавиться никогда).

Нельзя
сказать, что между Чубайсом и
руководителями регионов было
какое-то противостояние. Последние
понимают проблемы РАО, но хотят,
чтобы решались они без ущерба
экономики и социальной ситуации на
местах.

Иркутская
область занимает особое положение.
Наша энергосистема не зависит
впрямую от РАО "ЕЭС России",
имеет в отличие от многих свои
запасы угля, а также хорошие
перспективы в развитии газовой
отрасли. Мне удалось задать
Анатолию Чубайсу вопрос о его
понимании решения спора вокруг
государственного пакета
"Иркутскэнерго". Анатолий
Чубайс заявил, что согласен идти на
компромисс с администраций
Иркутской области и оставить в
собственности региона 20 процентов
акций государственного пакета.
Создание управляющей компании —
один из возможных вариантов, но при
его реализации ни область, ни
государство не теряют права
собственности на свои акции.

Руководители
регионов приняли решение, что
поскольку крупнейшим акционером
РАО "ЕЭС России" является
государство, то правительство
должно представить альтернативную
концепцию развития энергосистемы.
Кроме того, необходимо начать
разработку федеральных законов,
которые обеспечат правовую основу
реформы энергосистемы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры