Влиятельная сила регионов
Влиятельная
сила регионов
Владимир ГУКОВ,
представитель Иркутской области в
ассоциации "Сибирское
соглашение".
В начале
октября исполнилось десять лет
межрегиональной ассоциации
"Сибирское соглашение".
Сегодня она объединяет 19
республик,краев и областей Сибири с
населением в 24 млн. человек.
Новая
структура зарождалась в тот период,
когда начался распад СССР. В то
время нарушились экономические
связи между регионами,
останавливались предприятия,
управление страной из центра
ослабло. Функции координатора
усилий взяла на себя МАСС. Вся ее
деятельность была подчинена
решению проблем агрокомплекса,
транспорта и финансов. Вместе
территории надеялись выжить.
Деловые и
конкретные предложения с мест
встречали жесткий прессинг
столичных чиновников.
Руководителей областей обвиняли в
сепаратизме, в стремлении отколоть
Сибирь от России. Долго и
настойчиво пришлось убеждать наших
оппонентов в том, что мы стремимся
выстроить равноправные отношения
между регионами с Центром.
Участники "Сибирского
соглашения" никогда не вступали
в конфронтацию с Москвой, но свою
позицию отстаивали четко и
последовательно. По многим
вопросам с МАСС стали считаться.
В 1993 году в
работе Совета в Томске участвовал
премьер-министр Виктор
Черномырдин. С тех пор первые лица
государства непременно бывали на
заседаниях, когда обсуждались и
принимались важнейшие документы,
по которым правительство делало
свои поправки к законам,
постановлениям.
Крепнущее
влияние "Сибирского
соглашения" на общую ситуацию в
России ярко проявилось в
разработке бюджета на 1995 год и
позже. По инициативе и при активном
участии специалистов Ассоциации
проекты бюджетов широко
рассматривались в субъектах
Федерации. Бюджетные слушания
вышли теперь на новый уровень,
когда участвуют председатели
правительства или вице-премьеры. В
текущем году замечания,
предложения по концепции бюджета
впервые обсуждались депутатами
Госдумы, представляющими
"Сибирское соглашение".
С самого
начала МАСС опирается в своей
работе на научный потенциал РАН, ее
отделений в крупнейших городах —
Новосибирске, Томске, Красноярске,
Иркутске. С их помощью создан
уникальный труд — "Федеральная
целевая программа "Сибирь"
(основные направления
социально-экономического развития
до 2005 года)".
При создании
Ассоциации у нас не было опыта
построения межрегиональной,
межотраслевой интеграции в
рыночных условиях. Пришлось
формировать механизмы, способные
выполнять координирующую роль в
новой системе отношений. Сегодня в
структуре МАСС действуют 25
координационных советов по
важнейшим вопросам
жизнедеятельности регионов
(промышленности, энергосбережению,
по недропользованию и т.д). В их
составе работают представители
исполнительной власти всех
регионов, ученые и специалисты,
цель которых — разработка
межрегиональных проектов.
Среди них в
последнее время приоритеты
отдаются обеспечению
продовольственной, энергетической,
экологической безопасности Сибири.
Серьезный кризис преживает
топливно-энергетический комплекс.
Добыча нефти сократилась почти
вдвое, угля — на треть, снижается
выработка электроэнергии.
В отраслях
ТЭК высокий уровень износа
оборудования, лишь 15 процентов его
отвечают мировому уровню.
Ассоциация "Сибирское
соглашение" вместе с СО РАН
разработали "Энергетическую
стратегию Сибири", которая
определяет цели, задачи и средства
технической и структурной политики
в этой области. Намечается создание
оптового рынка электроэнергии,
укрепление угольной отрасли,
газификация населенных пунктов.
Предлагается ввести защищенную
статью в федеральном бюджете и
местных на оплату за
энергопотребление организаций и
учреждений, финансируемых из
госбюджета. Омская область уже
запланировала такие расходы.
В аграрном
секторе мы делаем ставку на
развитие в регионе
сельхозмашиностроения, создание
единого рынка "Сибирский
аграрный дом". Реализуется
программа строительства
комбикормовых заводов, надеемся
отрегулировать производство и
оборот алкогольной продукции.
В связи с
образованием семи федеральных
округов, многие задаются вопросом;
не изжили ли себя межрегиональные
ассоциации, найдут ли они свою нишу
в системе власти? А ее, думаю, искать
не надо. Президент страны
выстраивает вертикаль
исполнительной власти, Ассоциции
же налаживают партнерские связи по
горизонтали. Накопленный
"Сибирским соглашением" опыт
государственного, хозяйственного
строительства будет востребован и
послужит России.