Сколько денег -- столько рейсов
Сколько
денег — столько рейсов
Николай ВОЛКОВ,
"Восточно-Сибирская правда"
В
реформенные годы, когда цены на
воздушный транспорт прижимают
людей к земле, а железнодорожники
взвинчивают свои расценки до небес,
беда и выручка — автобусное
сообщение.
Междугородные
перевозки пассажиров приобрели
особую социальную значимость,
потому что только рейсовыми
автобусами можно иногда попасть в
сибирскую глубинку. У жителей
всегда были и есть дела в райцентре,
в городе. Но осуществить важную
поездку становится все сложнее.
Многим,
думаю, приходилось видеть
"голосующих" на Якутском,
Александровском трактах людей,
которые часами, в дождь и мороз,
ждут проходящего автобуса. Уехать
по расписанию почти невозможно,
потому что число рейсовых
маршрутов за последнее время
сократилось более чем на треть. И
некоторые старинные села, рабочие
поселки оказались оторванными
"от мира".
Иркутская
автоколонна-1880 является
единственным и самым крупным
государственным автопредприятием
в области, которое занимается
пассажирскими перевозками (все
остальные переданы в муниципальную
собственность). География
маршрутов автобусов разных марок
охватывает огромную территорию
Приангарья, захватывая и Бурятию.
Накануне
профессионального праздника
автомобилистов я побывал в этом
коллективе, узнал немало
любопытного. Никто из нас,
пассажиров, не задумывается о том,
какую ответственность берет на
себя водитель, отправляясь в
дальний путь. Он не только
управляет автобусом, но и
ремонтирует его, выступает в роли
кондуктора и экскурсовода, а если
случится, то примет роды (как было
однажды). Главное — доставить людей
вовремя, невредимыми и при любой
погоде.
— Для нас
безопасность на дорогах превыше
всего, — говорит начальник
автоколонны Михаил Каргин. — В
октябре, например, трижды был
гололед; частные маршрутки мчатся,
не обращая внимания на запрет
ГИБДД. Наши шоферы не рискуют
жизнями пассажиров. Работа без
аварий стала нормой для наших
ветеранов-дальнобойщиков. Недавно
около с. Шерагул в стоявший автобус
(рейс из Братска) ударился КАМАЗ, 38
пассажиров не пострадали. Опытные
водители Станислав Тютин и
Владимир Бойко устранили
неисправность и благополучно
прибыли в Иркутск.
Замечу, что
благополучие и авторитет
автоколонны-1880 держится на
мастерстве и высоком классе
водителей, слесарей-ремонтников,
ИТР. Без малого сорок лет не
расстается с баранкой (уже
пенсионер) Юрий Зотт, колесит от
Иркутска до Аршана. Почетный
работник автотранспорта, он привил
любовь к своей профессии трем
сыновьям, которые тоже начинали
трудиться в этой автобазе. В
коллективе с почтением отзываются
о Григории Подскребкине, Викторе
Кустове, совершающих рейсы в
Саянск, Жигалово, о ремонтниках
Михаиле Чапышеве, Николае
Кузнецове, а также их коллегах.
Когда я
спросил моих собеседников, чем
автоколонна встречает День
автомобилиста, начальник отдела
эксплуатации Борис Захаров,
экономист Любовь Липкина и Михаил
Каргин в унисон ответили:
— Самое
приятное в том, что предприятие в
невероятных условиях существует,
работает, сохранив 19 пригородных и
34 междугородных маршрутов. Ну и
можно считать достижением, если мы
сегодня никому не должны:
рассчитались с бюджетами всех
уровней, уплатив 7,5 млн. рублей, с
основными фондами, регулярно
выдаем зарплату, хотя и очень
невысокую — в среднем 1900 рублей в
месяц. За этими показателями
кроется самоотверженный труд
транспортников и уйма проблем…
Сегодня ни
для кого не секрет, что весь
пассажирский транспорт в России
остается убыточным. Преимущество
муниципальных автопредприятий в
том, что они получают дотации из
местных бюджетов, власти выделяют
средства на приобретение новой
техники. В более трудном положении
оказалась автоколонна-1880. От
федерального Министерства
транспорта никакой поддержки.
Коллектив признателен областной
администрации за выделение в 2000
году 8,4 млн. рублей дотаций (на
пригородные маршруты). Иначе
автобусы уже бы встали на прикол.
За последние
пять лет автобаза приобрела всего
один "пазик", хотя практически
весь парк "Икарусов" (47 штук)
выработал свой ресурс, такая же
картина с ЛАЗами. Поэтому вынуждены
закрывать отдельные маршруты,
сокращать количество рейсов в
неделю. Конечно, это не в интересах
наших земляков.
К тому же
автоколонна перевозит бесплатно 64
категории пассажиров. Почти ни одно
ведомство не компенсирует затраты.
За проезд ветеранов труда обязаны
платить районные администрации.
Однако мэры, кроме боханского,
балаганского и ольхонского,
отказываются заключать договоры,
ссылаясь на отсутствие средств. Но
выполнение Закона о ветеранах
возложено на них.
Ну и, конечно,
руководители автопредприятия
боятся говорить о ценах на бензин,
солярку, запчасти. Если их учесть в
стоимости проезда, надо повышать
цену билетов каждый месяц.
Автомобилисты всячески сдерживают
их рост, увеличив недавно лишь на 15
процентов.
Несмотря на
все трудности, заявляют
руководители, мы никого не виним,
наш долг — безопасно, комфортно и по
возможности дешевле возить
пассажиров. В заключение хочется
поздравить всех автомобилистов с
праздником, пожелать им твердых
дорог и везения!