"Визборовская осень" собирает друзей
"Визборовская
осень" собирает друзей
Юлия КОРЫТНАЯ
На станции "Дачная",
давно известной иркутским
любителям творчества бардов,
недавно состоялся традиционный
фестиваль классической авторской
песни "Визборовская осень".
У
представителей жанра авторской
песни творческая судьба сложилась
по-разному. Кто-то стал создателем
одной песни, зато неумирающей,
кто-то подзастрял в шестидесятых
годах, когда его песни были
всенародно известны, кто-то бросил
писать… Юрий Визбор — пример
счастливого творческого
долголетия: он один из немногих
создавал яркие и нужные песни всю
жизнь. В нем был поистине
неиссякаемый заряд таланта, он шел
все выше и умер на подъеме, на пути к
своим песенным вершинам. Это
случилось 16 лет назад — 17 сентября
1984 года. Но песни Юрия Визбора
остались жить, как и его имя,
которым названы горные вершины и
перевалы. А у нас в Иркутске именем
Визбора назвали фестиваль
классической авторской песни.
Группа
организаторов фестиваля каждый год
пополняется все новыми людьми,
готовыми жертвовать ради авторской
песни своими средствами и
свободным временем. Одни люди
помогли с аппаратурой, другие — с
тентом для сцены, третьи напечатали
афиши, четвертые помогли расклеить
их по городу, пятые дали рекламу на
радио и в газетах…
"Визборовская
осень" очень сильно отличается
от других фестивалей: и от
июньского КСП, и от тусовки в
Байкальске. Во-первых, на этот
фестиваль никто не приезжает
"просто потусоваться". На нем
можно встретить только истинных
ценителей классической авторской
песни, которые, несмотря на
прохладные дни и уже откровенно
холодные ночи, берут рюкзаки,
палатки и гитары и приезжают
исполнять незабываемые
произведения Визбора и других
классиков жанра: Кукина,
Городницкого, Окуджавы, Дольского,
Митяева, Никитиных, Долиной,
Берковского. Во-вторых, по сути
своей "Визборовская осень" —
вовсе не фестиваль, а скорее
встреча друзей. Фестиваль
предполагает наличие жюри, борьбу
участников за дипломы, места и
призы, точно регламентированную
программу. Тут же — ничего
подобного. На импровизированую
сцену может выйти любой и спеть
любое количество песен. Самым
строгим жюри была публика, сидевшая
полукругом перед сценой, а самым
главным призом являлись бурные
аплодисменты слушателей, активно
подпевавших исполнителям.
Концерт
начался в три часа пополудни, а
закончился в девять часов вечера,
когда стемнело. Для того чтобы
продолжать выступление на сцене,
был необходим свет, поэтому
фестиваль переместился к кострам. И
там, попивая крепкий чаек и
исполняя всеми любимые песни,
фестивальщики просидели до пяти
часов утра. Чего только нельзя было
услышать, переходя от костра к
костру: и истинную классику жанра, и
протяжные русские и украинские
народные песни, и цыганские
романсы, спетые на несколько
голосов, и детские песенки, а также
никому неизвестные произведения
иркутских бардов. И несмотря на то,
что в кружках замерзала вода
(температура ночью была минусовая),
фестивальщикам было все нипочем. И
лишь под утро над поляной разлилась
тишина — большинство исполнителей
разошлись по палаткам спать. И
только у редкого почти потухшего
костра можно было увидеть самого
стойкого, еще не заснувшего
человека, задумчиво перебирающего
струны гитары.
Проснулся
фестиваль поздно — около половины
двенадцатого. И, едва умывшись и
наскоро позавтракав, все опять
вернулись к кострам и гитарам. Во
второй день не только пели, но и
заводили новые знакомства,
списывали друг у друга слова и
аккорды понравившихся песен,
угощали новых знакомых фирменным
блюдом фестиваля — "залипоном"
(для тех, кто не знает: это макароны
с тушенкой) и обменивались адресами
и телефонами. Второй день пролетел
незаметно — нужно было
возвращаться в город. Но даже стоя в
тамбуре переполненной электрички,
фестивальщики не убрали в чехлы
свои гитары, а пели до самого
города. Расставаться было грустно,
но каждый знал, что эта встреча не
последняя и что ровно через год
"Визборовская осень" вновь
соберет друзей на поляне у быстрой
речки Олхи.