Мы уверены в завтрашнем дне
Сергей
МУТОВИН:
Мы
уверены в завтрашнем дне
В октябре прошлого года была
образована дорожная служба
Иркутской области. Сегодня,
накануне профессионального
праздника, дорожники подводят
первые итоги, размышляют над
перспективами. С просьбой
рассказать, чем живет сегодня
дорожная служба, "Восточно-
Сибирская правда" обратилась к
Сергею МУТОВИНУ, генеральному
директору государственного
унитарного предприятия
"Дорожная служба Иркутской
области".
Сергей
МУТОВИН: Сегодня областная
дорожная служба располагает 30
филиалами, находящимися на всей
территории Иркутской области.
Пожалуй, что нет такого района, где
бы ни работали дорожники; только
Ербогачен еще не охвачен их
заботой, да и там есть зимник,
который так или иначе относится к
нашему ведомству. Годовой объем
работ предприятия составляет около
одного миллиарда рублей. Четыре
тысячи человек, две тысячи единиц
техники зимой и летом трудятся для
того, чтобы жители села могли
попасть в районные центры и города.
Сорок заводов выдают в сутки 17
тысяч тонн асфальтобетонной смеси.
Диспетчеры службы круглосуточно
контролируют ситуацию на каждом из
9 500 километров областных дорог.
Среди главных объектов дорожников
— Качугский и Александровский
тракты, дорога Иркутск — Листвянка.
Конечно, Байкальский тракт — это
лицо области, но объекты особой
важности есть у дорожников
практически в каждом районе.
Совсем недавно на
дорогах области царило
облдоруправление, которое, в
сущности, являлось монополистом:
само собирало деньги, само
определяло задачи, само работало, а
потом само у себя принимало работу.
Итог оказался плачевен: на
некоторых предприятиях рабочие
более года не получали зарплату, а
задолженность в бюджеты и
внебюджетные фонды составила 121
миллион рублей.
Реформирование
дорожной службы началось с того,
что руководство внимательно
проанализировало причины столь
бедственного положения отрасли.
Анализ показал, что главных проблем
несколько. Оказалось, что
облдоруправление предпочитало
рассчитываться со своими
подрядчиками "суррогатными
деньгами". Взаимозачеты не
позволяли ни платить налоги, ни
выдавать людям заработную плату. С
работниками рассчитывались, что
называется, "часами и трусами":
продуктами, товарами народного
потребления. Еще одна причина
бедственного положения дорожников
в том, что доруправление навязывало
своим подрядчикам технику, причем
по завышенным ценам. Выполнит,
например, предприятие работ на пять
миллионов, а заказчик им за это
отправлял за три миллиона грейдер,
красная цена которого от силы
миллион. Такая управленческая
политика быстро загнала
предприятия в тупик.
С.М.:
Губернатор области Борис Говорин
предложил новую функциональную
схему. В 1999 году специальным
постановлением губернатора
функции по сбору средств в
федеральный дорожный фонд у
облдоруправления были изъяты и
переданы в территориальный
дорожный фонд, работающий под
контролем главного областного
финансового управления. Заказчиком
стала дирекция по строительству и
эксплуатации дорог Иркутской
области, которая содержит на своем
балансе областную дорожную сеть,
занимается строительством и
ремонтом дорог. Дорожная служба
стала государственным подрядным
предприятием, созданным для
удовлетворения потребностей
области в содержании и ремонте
дорог. Районные ГУДП расстались со
своей независимостью и вошли в нее
в качестве филиалов. Такая схема
позволила сделать денежные потоки
максимально прозрачными: теперь
стало ясно, кто и чем занимается и,
главное, с кем и каким образом
рассчитывается. Кроме того,
подобная структура полностью
соответствует существующей
законодательной базе и позволяет
свести до минимума вольности с
использованием областной казны.
Когда "железный
занавес" остался в прошлом,
специалисты наконец осознали, как
далеко отстала российская дорожная
отрасль от мирового уровня. Но
никто не собирается сдаваться и
опускать руки. Закупается новая
зарубежная техника — что поделать,
отечественный производитель пока
не может блеснуть необходимым
ассортиментом и качеством
оборудования. Уже сегодня на
вооружении иркутских дорожников
есть самые современные машины,
которые могут творить чудеса.
Например, единственный пока в
области ремиксер — машина, которая
снимает старое дорожное покрытие и
прямо на ходу перерабатывает его в
новую асфальто-бетонную смесь. В
будущем году дорожная служба
планирует закупить и ресайклер. С
его помощью время, необходимое для
ремонта, сокращается в разы:
ресайклер вскрывает старую
дорожную "одежду", вносит в нее
цемент и специальную эмульсию и
укладывает обратно на дорогу.
Остается "распустить" смесь
грейдером, пройти катком — и через
четыре часа можно открывать
движение. Но зарубежная марка для
дорожников — не самоцель. Закуплены
и установлены новые установки для
производства битумной смеси,
произведенные на одном из
предприятий знаменитого некогда
Министерства среднего
машиностроения. Кстати,
конверсионные отечественные
установки прекрасно
"сработались" с американским
щебнероспускным агрегатом,
позволяющим укладывать за минуту
щебень на ста метрах дорожного
покрытия. Сегодня по новой
технологии выполнены семь
экспериментальных участков с
разным видом щебня. Если новое
покрытие выстоит, несмотря на
сибирскую зиму, значит, новой
технологии быть.
С.М.:
Среди дорожников есть немало людей,
которые отдали любимому делу и
двадцать, и тридцать лет — опытные,
бывалые специалисты. Есть и свои
семейные династии. В дорожной
службе действует специальная
программа подготовки кадров.
Предприятие заключает договор с
вузом, например с дорожным
факультетом ИрГТУ — главной
кузницей инженеров-дорожников, и
полностью оплачивает обучение
специалиста, а молодой человек
после окончания высшего учебного
заведения обязуется не менее 5 лет
проработать на предприятии. Как
известно, если специалиста удается
удержать на месте пять лет, — то,
скорее всего, он уже
"прирастает" к предприятию,
остается на нем навсегда. Со своей
стороны, предприятие следит, чтобы
такой схемой целевой подготовки
специалистов пользовались в первую
очередь дети работников
предприятия.
В отличие от
других предприятий дорожная служба
не стала расставаться с
учреждениями социальной сферы. К
услугам работников — пансионат на
Аршане, а скоро к нему добавится
база для семейного отдыха на берегу
озера Байкал. Сейчас приступают к
решению еще одной наболевшей
проблемы — обеспечению жильем.
Предполагается, что предприятие
будет участвовать в покупке
квартир нуждающимся работникам по
схеме "30 на 70" — когда работник
платит лишь тридцать процентов, а
основную часть расходов фирма
берет на себя. Не забывают в
дорожной службе и о своих ветеранах
— помогают чем могут. И к
сегодняшнему Дню дорожника получат
ветераны предприятия подарок —
праздничную премию.
Нужно
признать, что в этом году дорожники
встречают свой профессиональный
праздник с гордостью:
ликвидированы задолженности по
зарплате, нет долгов и по текущим
платежам в бюджеты всех уровней.
Задолженности по платежам в бюджет,
накопившиеся за прошлые годы,
погашаются согласно согласованным
графикам. Люди почувствовали
уверенность в завтрашнем дне, а это
сразу сказалось и на работе. Нельзя
не отметить Топкинский филиал,
возглавляемый Вячеславом
Петуховым, Балаганский (Александр
Кузнецов), Иркутский (Виктор
Россов), Тулунский (Николай
Сокунов), Усть-Удинский (Александр
Шульгин) и Чунский (Владимир
Шестопалов) филиалы. Отлично
работает Братский филиал, кстати,
самое крупное подразделение
областной дорожной службы,
возглавляемое Виктором Скубаевым.
Неплохих успехов в текущем году
добились мостовики из
Реммосттосроя, которые работают
под руководством Леонида
Мироманова, и коллектив
автохозяйства, возглавляемого
Леонидом Серебровым.
В заключение
хочется пожелать всем дорожникам
крепкого здоровья, успехов в
работе, счастья в жизни. Сегодня
страна мало-помалу выбирается из
экономической пропасти, а значит,
возрастает роль автомобильных
перевозок. Я уверен, что время скоро
поставит нам новые задачи и
дорожники не останутся без работы.
Говорят, что в России две беды —
дураки да дороги. Что касается
первой беды, то это, как говорится,
вопрос не нашего профиля. А вот
добиться того, чтобы российскими
дорогами можно было гордиться, — нам
вполне по силам.