Сибиряки и "сибирство"
Сибиряки
и "сибирство"
Наталья
Сверкунова, кандидат философских
наук
Для каждого
человека важно не быть один на один
с миром, а ощущать себя членом
каких-либо значимых групп — семьи,
государства, национальности. В
социологии все это объединяется в
проблему идентичности.
Зарубежные
правящие элиты тщательно изучают
важные характеристики своих наций
и учитывают их при выработке
стратегических приоритетов
национальной политики. Россия
переживает сегодня не только
экономический кризис, но и еще один,
может быть даже и более тяжелый, —
кризис идентичности.
Исчезла
общность "советский народ". А
ведь как было просто: каждый ощущал
себя представителем этой общности,
которую считал важной и
значительной. И сегодня нам
настоятельно необходимо
определить социальные и
психологические границы своего
существования, ощутить, что мы
живем среди людей, похожих на нас.
При
ослаблении гражданской
идентичности на первый план
выходят другие, например,
этническая: всплеск национального
самосознания малых народов России
это сегодня и демонстрирует. Но
есть еще идентичность и
региональная. Население разных
регионов (в географическом, широком
понимании) имеет свои особенности,
которые отражены в материальной,
духовной культуре, менталитете. Но
лишь население такой территории,
как Сибирь, может претендовать не
просто на региональную
идентичность, но и на особую
региональную общность, которая
формировалась в течение трехсот
лет ее освоения и экономического, а
также культурного развития.
Естественен
вопрос, а как сами сибиряки
относятся к сибирской
идентичности, может быть, сегодня
ей нет места в общественном
самосознании жителей региона?
Оказывается, что есть. 73,8 %
участников опроса по этой проблеме
ответили, что обратиться к такой
теме надо. А ведь в сознании
населения России, начиная с ХY1 века,
Сибирь — "другая страна".
Географическая удаленность была
первым условием, лежащим в основе
формирования такого взгляда.
Вторым — ее величина, ведь Сибирь и
Дальний Восток занимали до 2/3
территории России. В Х1Х веке
появилась и идеология сибиряков, ее
выразителями стали деятели
областнического движения.
Существенными чертами
общественной жизни и нравов в
Сибири они называли демократизм,
большую роль "народных" начал,
длительный период ощущения
"особенности" у населения
Сибири — "сибирство".
Никаких
социально-экономических
особенностей Сибири на сегодня не
осталось. Все как везде. Разве что
материальное благосостояние
населения пониже, инфраструктура
победнее, да экология похуже.
Осталась лишь память — и не только в
предметах материальной культуры,
архивах, истории. Осталась
генетическая память во многих из
нас, и она дает о себе знать в почти
неуловимых оттенках бытия.
Своеобразие сибирского населения
еще сто лет назад видели многие. В
публикациях того времени шла речь
даже об особенном этнографическом
типе сибиряков. Историк П.Головачев
считал, что этот тип, как тогда
говорили, "сибирянина", начал
складываться в середине ХY11 века. В
первой половине Х1Х века описания
сибиряков были почти только
положительными. Информаторы первой
половины этого столетия часто
отмечали такие качества местных
жителей, как милосердие,
гостеприимство, хлебосольство,
миролюбие, религиозность,
нравственность, чистоту и
опрятность, трудолюбие и
зажиточность. Статский советник
И.Пестов писал в 1831 году: "Нравы
коренных жителей весьма кротки,
благонравны и гостеприимны:всегда
удаляются от ссор, весьма редко
впадают в преступления, словом
сказать: народ человеколюбивый и
снисходительный…".
Следующей
группой черт, которыми наделяли
жителей Сибири в этот период:
насмешливость, юмор, веселость,
любовь к праздникам. "Сибиряк
смотрит бодро, весело", замечает
о сибирском крестьянине
П.А.Кропоткин. "Они остры и
смешливы", пишет о своем
подначальном населении губернатор
Енисейской губернии Степанов.
Наконец,
через многие письменные
свидетельства того времени
проходят упоминания о таких
качествах сибиряков, как чувство
собственного достоинства,
независимость, самостоятельность.
Декабрист Н.В.Басаргин отмечал в
своих записках: "Чем дальше мы
продвигались в Сибири, тем более
она выигрывала в глазах моих.
Простой народ казался мне гораздо
свободнее, смышленее, даже и
образованнее наших русских
крестьян… Он более понимал
достоинство человека, более
дорожил правами своими". Во
второй половине Х1Х века, особенно в
конце его, когда публикаций о
сибиряках стало гораздо больше, на
первый план выдвинулись другие как
бы типичные характерные черты
обитателей Сибири. После описаний
сибиряка А.П. Щаповым, затем
Н.М.Ядринцевым обычным стало видеть
жителей края грубоватыми и
диковатыми. Теперь считалось, что
"влияние сибирской природы и
полудиких сибирских племен"
придало сибиряку простоватости,
рассудительности, любопытства,
неразвитости высших человеческих
чувств.
Л.Я.Елпатьевский,
многие годы проживший в Сибири,
писал, что духовный облик жителя
Сибири успел сложиться определенно
и ярко. Сибиряк менее сложен, чем
русский, в нем мало русской тоски,
русской мечты, русского раздумья и
русского сердоболья, сибиряк не
Гамлет и не Дон Кихот. Сибиряк —
человек целеустремленный, он знает
чего хочет, он жилистый, крепкий и
умеет хотеть и может мочь. У
сибиряка огромная тяга к знанию,
практическому делу, он не имеет
ничего общего ни с Онегиным, ни с
Обломовым, но близок Базарову и
Инсарову. Сибиряк не устанавливает
граней между разноплеменными
людьми, он безгранный, он
вненациональный, он только
областник. Сибиряк демократичен, не
трепещет перед властью.
Уже в то
время называлось множество
факторов, под влиянием которых
формировалась сибирская
субкультура. Нельзя не
остановиться на двух разных
подходах в поиске определяющих
причин своеобразия сибирского
населения.
Первый
подход отличен тем, что в основе его
лежала мысль о "новообразующейся
сибирской народности". Такую
концепцию представил в своих
статьях историк А.П.Щапов. Он
считал, что эта народность есть
"природная ветвь
славяно-русского племени",
которая образуется из-за
"колонизационной перемены
местообитания и образа жизни под
влиянием новых местных условий:
физико-географических,
экономических,
общественно-бытовых,
семейно-родовых, но в большей
степени в процессе слияния славян с
коренными народностями Сибири.
Другая точка
зрения предполагала, что некоторая
самобытность культуры населения
Сибири во многом определялась
характеристиками самих русских
из-за отдаленности территории, где
они обосновались. Вследствие этого
здесь наблюдалась некоторая
"законсервированность"
народного быта, массового сознания,
которые были характерны для
допетровской Руси. Здесь
сохранилась особая приверженность
внутреннему духу русской культуры,
что придавало особую окраску быту и
сознанию сибиряков-старожилов.
"Это все еще Русь — старинная,
благочестивая, кланяющаяся и
просящая Христа ради". "В
говоре вы слышите или новгородское
оканье, или московский говор
свысока. Многие слова напоминают
глубокую старину, как: лонись (в
прошлом году), пошто (зачем), сарынь
(дети)". Историк П.А. Словцов еще в
первой трети Х1Х века отмечал
русский характер и заселения и быта
жителей Сибири, наличие в этом крае
остатков старины и "наследства
устюжского, праотеческого" и
замечал, что "у переселенцев
Сибири одинаковы замашки духа,
одинаковы замашки и нравы с народом
родителем". В конце Х1Х века
исследователь сибирского
крестьянства С.Я. Капустин писал,
что "сибиряк-крестьянин
представляется тем русским
человеком, каким он был в России
древле, до появления кабалы,
холопства, крепостного права".
Может быть,
"практичность",
"целеустремленность",
"предприимчивость", "тяга к
знаниям", "демократичность"
и есть настоящие черты русского
человека, сохранившиеся
актуализированными в сибиряке? М.В.
Петрашевский писал, что, по его
мнению, "Сибирь заменит
настоящую Россию, и что в ней-то и
возникает народность русская без
примеси…"
И тогда
высказывание современных
интеллектуалов о том, что Сибирь
есть подсознание России, имеет
вполне определенный смысл.
А поэтому,
можно предположить, что этот край
стал своеобразной кладовой разных
личностных качеств людей,
населяющих Россию.
Необходимо
было заселить холодную, не совсем
уютную землю, и являлись выдержка,
твердая воля, упорство и
выносливость — качества, которыми
наделяли сибиряка.
Необходимо
было защитить Родину — и
обнаружилось мужество сибиряков в
годы Великой Отечественной войны.
Ведь известно, что сибиряки стояли
насмерть под Москвой и
Сталинградом, 14 из 15 сибиряков не
вернулись с фронта, а гвардейские
дивизии в конце войны на треть
состояли из сибиряков ( причем,
например, в 1941 году в Сибири
проживало лишь 4 % населения СССР).
Пришло время
кардинально говорить о
нравственности, и мы услышали слово
сибирских писателей.
Конечно,
исследовать региональный
менталитет чрезвычайно трудно, да
еще такого края, как Сибирь. Но в
досоветский период об этом писали.
Сегодня эта тема не обсуждается. Мы
завалены со стороны рекламы и СМИ
эпитетами "сибирский", о
качественном же его содержании
никак не говорим. Что-то чувствуем,
но оставляем непроговоренным. И
служит слово всего лишь
определителем географического
местообитания.
Правда, в
избирательных компаниях рейтинг
слова "сибирский" достаточно
высок, оно помогает завоевывать
эмоциональную сферу избирателя и
воздействовать на чувство местного
патриотизма.
"Трудно
учесть пределы и характер будущей
эволюции Си- бири, но нужно думать,
что основные черты сибирского лица
останутся те же", писал в 1901 году
С.Я.Елпатьевский.
Итак, что же
сегодня можно сказать об
"основных чертах сибирского
лица"? Интересно, что если в
начале Х1Х века жителям Сибири
придавались свойства из списка
положительных типичных качеств
русских людей вообще, если в конце
этого столетия сибиряк обозначался
в грубоватоунылом таежном ракурсе,
то в веке ХХ, при всем том, что о типе
сибиряка уже и не говорится,
появилось понятие "сибирский
характер".
77,8 %
участников опроса о сибирской
идентичности в Приангарье считают,
что "сибирский характер"
существует. Вот основные его
качества: выносливость, упорство,
честность, благожелательность,
искренность, прямодушие, расовая
непредубежденность, демократизм.
Кроме того, сибиряки трудолюбивы,
немногословны, терпеливы, это люди
нескупые, непродажные,
уравновешенные, сдержанные, "не
поддерживающие распри".
Больше
половины из числа опрошенных на эту
тему верят в то, что жителей Сибири
с "сибирским характером"
больше половины современного
населения этого края, причем каждый
второй считает, что и сам является
обладателем "сибирского
характера" "в полной мере".
Интересно,
что настоящими сибиряками считают
себя представители самых разных
национальностей. К настоящим
сибирякам относят себя и многие из
тех людей, кто не родился в этом
крае, но долго здесь живет. И,
видимо, вполне закономерно, что
старшее поколение более активно
готово обсуждать эту проблему, чем
младшее.
Сегодня
необходимо обращение к сибирской
региональной идентичности как к
фактору культурной политики.
Во-первых,
это шанс объединения людей, причем
объединение опирается на
стремление людей обратиться к
чему-то основательному в
генетической памяти.
Во-вторых,
когда жители региона осознают себя
сибиряками, то здесь не
просматривается стремления к
сепаратизму, так как без России
сибиряки себя не воспринимают.
Региональная сибирская
идентичность является именно
территориальной.
В-третьих,
обращение к "сибирству" дает
важный духовный настрой.
Таким
образом, настала пора поговорить
серьезно о сибирской идентичности,
наметить программу действий,
исследований, обсудить проблему. А
она касается всех: семьи, школы,
науки, власти.