издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Без художника не может быть красоты

Без
художника не может быть красоты

Иркутская
организация Союза художников в дни
фестиваля "Сияние России"
принимает высокого гостя —
председателя Союза художников
России, народного художника,
лауреата Государственных премий,
академика Академии художеств
России, профессора художественного
института имени Сурикова Валентина
Михайловича Сидорова. Визит этот
почетен для нашего региона и
полезен для организации — он
поможет решить много конкретных
проблем. Одна из них — помощь в
финансировании ремонта и
содержания творческих мастерских
на Байкале.

Чтобы
принять решение по другому, не
менее важному вопросу —
возможности в 2003 году провести в
городе Иркутске региональную
выставку Сибири и Дальнего Востока,
приуроченную к 70-летию организации
Союза художников и 100-летию
учреждения художественного
училища, — правление решило просить
Сидорова поддержать их инициативу.

Председатель
организации Владислав Несынов и
народный художник России Виталий
Смагин показали Валентину
Михайловичу блестящую, лучшую в
городе картинную галерею,
организованную в Союзе художников,
магазин, в котором мастера могут
купить необходимые для работы вещи,
и второй зал картинной галереи, в
котором заканчивается ремонт.
Здесь недавно от замыкания
проводки возник пожар, и только
благодаря помощи городской
администрации и спонсоров удалось
в кратчайший срок восстановить
утраченное.

Валентин
Михайлович был приятно удивлен
постановкой дел в Иркутской
организации:

— Я рад за
вас, вы живете. Ваша организация
энергична, мобильна, набирает силу
и созидательную энергию. Наверняка
и у вас есть проблемы. Как им не быть
во времена перестройки. Во многих
городах организации Союза
художников ушли на дно, переживают
такие трудности, что, кажется,
вот-вот их не станет.

Ваша
организация меня откровенно
порадовала: созидательная работа
Союза — это создание благоприятных
условия для творчества. Иркутские
художники — известные мастера.
Имена Аркадия Вычугжанина и Галины
Новиковой известны всей России.
Здесь в Иркутске я узнал, что Галины
не стало — какая потеря! Она была
великолепным портретистом. Если
Аркадий отличался академическим
мастерством, то Галина была
необыкновенно остра в ощущении
человеческого характера.

Целый ряд
художников составляет мощное
творческое ядро вашей организации.
У вас есть великолепные живописцы,
есть картинщики. Правда, этот жанр
находится сейчас в творческом
загоне. Раньше его развитию
помогали социальные заказы.
Помните начальственные вопросы:
"У вас космос есть? А
электрификация?" Но картина,
несмотря ни на что, будет жива не
как конъюнктура, а только как вид
изобразительного искусства.

В беседе с
правлением Иркутской организации
Союза художников Валентин
Михайлович Сидоров предстал не как
мэтр, а как человек неравнодушный,
отстаивающий право художника быть
художником. И вспомнил по этому
поводу Аркадия Пластова:

— Этого
художника трудно было упросить
организовать персональную
выставку. Как-то раз он согласился,
но когда к назначенному сроку ему
позвонили, недовольно пробурчал:
"Это вам выставляться надо, а мне
некогда, мне весну надо писать"
(картина Пластова "Весна"
вошла в золотой фонд советского
изобразительного искусства).

— "Картина
— это такая скотина, если завелась в
доме, ее кормить надо", —
процитировал Сидоров того же
Пластова. — Если у художника
родился образ, идея будущего
произведения, его уже не
остановить. Например, Гелий Коржев
недавно выставил свою картину
"Иуда", в Москве она произвела
грандиозное впечатление, но далеко
не всем понравилась. Коржев не мог
не написать образ, который сжигал
его изнутри. А дальше? Выставился и
вынужден был забрать ее назад:
закупочной комиссии сегодня нет, а
частное лицо вряд ли купит
"Иуду", чтобы украсить им свой
офис.

Иллюстрируя
мысль о жизнеспособности нашего
российского искусства, Валентин
Михайлович, увлекшись, сделал
небольшой экскурс в историю
российского меценатства:

— Третьяков,
Мамонтов, Рябушинский — это были
замечательные люди, тонкие
ценители искусства, благодаря
которым состоялись многие
творческие судьбы. Первый
организатор картинной галереи в
Москве Кокорев, советник
императора по экономическим
вопросам, был образованнейшим
человеком. Автор книги
"Экономические провалы", он с
болью писал в ней о западных
инвестициях в ущерб отечественному
производству. Прошел век с момента
выхода "Экономических
провалов" — история повторяется.

Сегодня,
чтобы родились меценаты, какими их
знала дореволюционная Россия,
нужно не одно десятилетие. К
сожалению, современные "новые
русские" не отличаются хорошим
вкусом, и многие художники,
почувствовав конъюнктуру,
научились блистательно им
потрафлять. Пожалуй, самый яркий
пример тому — работы Ники
Сафронова. Едешь по Москве, со всех
сторон на тебя смотрит с рекламных
щитов Ника Сафронов. Говорят, он
самый высокооплачиваемый художник,
но чудовищно конъюнктурен.

Как
удержаться от соблазна, как
противостоять низкопробному
потребительству, не снижать
требовательности к российскому
изобразительному искусству? Только
высокий профессионализм может
сохранить нас в пространстве
мирового искусства, и спасти нас
может наша школа, которая, к
счастью, сохранилась.

Валентин
Михайлович Сидоров, высказывая эту
мысль, сослался на вычисления
японцев. Они, заботясь об
абсолютном качестве обучения своих
художников, решили организовать в
городе Кобо филиал Суриковского
художественного института,
предварительно поручив
компьютерам найти лучшую школу
мира. Этой же практикой
воспользовались и в Сеульском
художественном институте, поверив
компьютеру. Здесь тоже открывается
филиал. Практика подтверждает, что
русской школе есть чем гордиться.

Творческим
отчетом художников в веке уходящем
станет выставка в Центральном доме
художника, организация которой
началась сегодня, а открываться она
будет в середине декабря. Выставка
будет называться "Имени
твоему" и посвящается 2000-летию
христианства. Переходя в следующий
год, она станет первой выставкой
нового тысячелетия. Сидоров
попросил членов правления нашей
организации подумать, как
иркутские художники смогут быть
представлены на ней.

— Это должна
быть выставка личностей,
посвятивших свою жизнь высоким
понятиям и идеалам. Задача
поставлена наисложнейшая: мы
должны доказать высоту русского
искусства, его духовность и
профессионализм.

Валентин
Михайлович, казалось бы, не говорил
ничего нового, но художники слушали
его внимательно. И не только потому,
что это была речь мэтра, нет.
Сосредоточенная на одной идее —
сохранении и приумножении
ценностей изобразительного
искусства, его особого свойства,
умения понять загадочность русской
души и рассказать о ней всему миру,
— его речь содержала идею, которую
мы называем гражданским долгом
переустройства мира.

Присутствующие
на встрече художники, в свою
очередь, не могли не посетовать на
информационный вакуум, в который
попали периферийные творческие
союзы в последнее десятилетие. Они
поблагодарили его за то, что Союз
художников России сумел сохранить
журнал "Художник", который с
этого года можно будет получать по
подписке. Попросили снимать на
кассеты лучшие выставки России и
рассылать их по организациям.

Одним словом,
правление Иркутской организации
Союза художников с присутствием
председателя Союза художников
России Валентина Михайловича
Сидорова прошло конструктивно и с
несомненной пользой для дела.
Академик спешил посетить
мастерские Муравьева, Костовского,
Бычкова, Смагина, музей Рогаля,
выставку Рубцова, ему предстояли
встреча с мэром Владимиром
Якубовским, и еще множество
неотложных дел.

— Художник —
подобие Божие по переустройству
мира, — сказал в напутствие
Валентин Михайлович. — Активнее
переустраивайте свой город. Без
художника не может быть красоты.

На
заседании правления
присутствовала Светлана ЖАРТУН.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры