С любви начинается родина
С любви
начинается родина
Евстафий АНТИПИН
Многовековой
опыт государства Российского
свидетельствует о том, что была и
есть фундаментальная, сплачивающая
народ в защите Отечества идея —
идея патриотизма.
Вспомним, как
в годы Отечественной войны люди,
независимо от убеждений и
верований, были вместе, в едином
стремлении к Победе на поле брани и
тылу. Вспомним, как великие
писатели ХХ века коммунист Михаил
Шолохов и антикоммунист Иван Бунин
оказались по одну сторону баррикад
в одном патриотическом,
антифашистском ряду.
И сегодня в
условиях глубокого социального
кризиса, девальвации нравственных
ценностей, духовное возрождение
общества, очищение его от
космополитической накипи возможно
на идеях патриотизма. Но мы в
перестроечно-реформаторском угаре
слишком далеко ушли и увели за
собой молодежь от судеб России,
которая "без каждого из нас
обойтись может, но никто из нас без
нее не может обойтись" (Н.
Тургенев).
Родина,
Отечество перестали занимать умы и
сердца немалой части молодежи.
"Было бы мне сегодня хорошо, а
завтра хоть трава не расти, хоть
потоп" — такова "философия"
их жизни. В ее внедрении
преуспевают "демократические"
СМИ, вызывая отвращение к "этой
стране", пропагандируя
индивидуализм, культ денег и
свободу нравов.
Наверное,
только в пору отрочества люди могут
быть максималистами в мечтах,
эмоциях, поступках, способными
видеть красоту в ненастье или
извлекать золотники из "пустой
породы" окружающего мира.
В том времени
происходит, можно сказать, чудо в
жизни человека, а именно рождение
самого сокровенного, скорее всего,
космического чувства, имя которому
— любовь. Как осквернено, оскотинено
это светлое понятие!
А вот что
пишет в сочинении ученик шестого
класса из ярославской сельской
глубинки Володя К.: "Я люблю
восход солнца, красивые узоры из
снежинок на окнах, слушать птичьи
концерты и бабушкины сказки,
смотреть на длиннющую Веркину косу,
люблю гармониста, нашего кузнеца
дядю Егора, люблю запах вспаханной
земли и сенокос…"
Сколько в
этих словах подростка широты и
глубины мироощущения, искренности
и доброты чувствования. Не каждому
взрослому дано ощущать, а не то что
любить, запах земли или восхищаться
изморозью на стеклах.
Малая родина,
будь она столицей, городком,
затерявшимся в Нечерноземье, или
деревенькой в сибирской глубинке,
так и остается на всю жизнь
светильником нашего духа: там наши
корни, там наша родина-мать.
Все самое
замечательное из того времени,
навсегда запечатленный образ малой
родины у меня связан с матерью
Евдокией Ивановной. Она,
малограмотная женщина, не знавшая
значения слова патриотизм, своей
природной мудростью, свои
добродетельным духом и
провидческим чутьем подвигала нас
— шестерых детей — к высокому
чувству любви к отчему краю, к
суровой, богатой и красивой тайге,
великой Лене, к своему просторному
и уютному дому, срубленному отцом
столяром-краснодеревщиком, к
землякам — умным и порядочным
людям.
Это она
помогала нам сделать первые важные
открытия о том, что город наш
Киренск был основан в 1630 году как
острог, заложенный енисейскими
казаками, что в нем отбывали ссылку
просветители — декабристы Аполлон
Веденяпин и Валериан Голицын, что
еще в прошлом веке здесь были
сооружены православные храмы,
порушенные в 30-х годах.
Из
материнских рассказов об истории
родной земли мы узнавали и то, что
не вычитаешь в книгах о "мелочах
жизни", отражающих философию и
логику народного бытия.
Мать
обладала исключительным
дарованием распознавать талант
людей. В течение многих лет в
городской поликлинике работал
доктор Федор Григорьевич Углов. Да,
тот самый, кто стал знаменитым
хирургом, академиком, лауреатом
Ленинской премии. Она называла его
целителем, очевидно, вкладывая в
это слово высшую человеческую
оценку. У меня, как дорогая
реликвия, хранится замечательная
книга Ф. Углова "Сердце
хирурга" с его дарственной
надписью.
Сохранились
и газеты "Ленская правда",
которые подбирала моя мама со
статьями Алексея Николаевича
Косыгина, работавшего тогда в
Киренской потребкооперации.
Мать не
воспитывала, а всегда чувствовала
нас, старалась открывать то, к чему
мы не всегда доходили своим умом и
сердцем.
Удивлялись,
почему она поощряла нас за то, что
мы частенько и без спроса бегали к
"Клубу речников" слушать
музыку духового оркестра. Дотошно и
ревностно расспрашивала, как мы,
девятиклассники, трудились на
воскресниках по подготовке
взлетно-посадочной полосы в
Киренском аэропорту, который
использовался для перелета на
фронт американских
истребителей-аэрокобр в конце 1942
года.
Благодарю
судьбу и малую родину-мать за то,
что они наполнили мой
эмоциональный мир чувством Родины.
Патриотом
быть — дело нелегкое. Ведь всю свою
жизнь человек должен быть
"отчизнолюбом" (В. Даль),
посвятить себя служению Отечеству,
служению не власти, не церкви, не
партии, а народу. Уметь гордиться
его деяниями и сострадать в беде.
Быть всегда готовым жертвовать
личным во имя процветания Родины,
уважать ее историческое прошлое,
традиции предков.
Но
патриотическое воспитание —
процесс нелегкий. Ведь речь идет не
о запоминании этических норм, а о
воспитании чувств. Для этого
необходимы условия, способствующие
соприкосновению с ценностями
исторического опыта, реликвиями
отчего края.
Очень важно
открыть молодым людям то, как жили
наши пращуры, какие ценности
оставили после себя. Отрадно, что
учреждения культуры обращаются к
фольклору, позволяющему упрочать
связи времен и поколений. Но не
менее актуален вопрос о том, как
жили и творили, что оставили после
себя более близкие предки —
современники. Чем ярче, глубже
будут впечатления от малой родины,
тем вероятнее изменения масштаба
мироощущения в сторону Отечества в
целом.
50-60-е годы
можно назвать ренессансом в
краеведческой и натуралистической
работе среди детей и подростков.
Создавались клубы юных краеведов и
юннатов, детские лесничества,
проводились походы по родному краю,
дни защиты птиц, игры-путешествия,
геологические походы…
Примечателен
девятилетний опыт работы краеведов
при Иркутском Дворце пионеров.
Родину любят не вообще, а за что-то.
Прежде всего — за величие народа и
его творений. За историю. За
природу. Но все это надо открыть,
узнать.
Для членов
названного клуба стало
действительно историческим
открытием то, что в верховьях Лены
академиком А.П. Окладниковым
обнаружена наскальная живопись
(писаницы) людей древнекаменного
века, что в Братском остроге
протопоп и писатель Аввакум писал
свое "Житие", что в областном
драмтеатре начал свой творческий
путь режиссером Николай Павлович
Охлопков, а на его сцене выступали
корифеи русского театра В.Ф.
Комиссаржевская, Е.Д. Турчанинова,
К.А. Варламов. Да не счесть подобных
открытий.
Обращение к
истории Отечественной войны было
главным звеном клуба. 9 Мая юные
краеведы проводили традиционный
сбор ветеранов войны, их детей и
внуков в центре Иркутска, у бюста
своего земляка, легендарного
советского полководца Афанасия
Павлантьевича Белобородова.
По
инициативе клуба ежегодно в
пионерских организациях г.
Нижнеудинска отмечался День памяти
героя Отечественной, гвардии
капитана Гавриила Масловского,
погибшего в 1944 году под
Ленинградом. Его письмо-реквием к
сыну, опубликованное в газете
"Комсомольская правда",
потрясает людей своей жестокой
правдой человека, идущего на смерть
во имя Отечества.
Нет, не
вспоминают, а точнее, не знают об
этом факте не только нынешние
подростки, но и их родители и
учителя.
Мне
приходилось встречаться с
повзрослевшими членами названного
клуба. По-разному сложились их
судьбы. Но были они единодушны в
том, что именно в клубе впервые
почувствовали себя гражданами,
способными радоваться, когда "в
стране хорошо, и страдать за ее
неудачи и потери". А это и есть
предтеча служению Родине верой и
правдой.
В беде наша
страна. Сегодня только истинные
патриоты испытывают жгучую боль за
то, что растерзано, разворовано,
распродано наше Отечество, что
растет поколение, равнодушное к
судьбам своей альма-матер, и только
патриоты способны спасти страну от
социального коллапса, а народ — от
вымирания.