издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Отвести от порога беду

Отвести
от порога беду
пытаются
кинодокументалисты

Людмила
БЕГАГОИНА, "Восточно-Сибирская
правда"

Недавно
увидела по Иркутскому телевидению
фильм о знакомом мне парнишке,
19-летнем наркомане. После очередной
(уже третьей по счету) и очень
разорительной для родительского
кармана попытки освободиться от
зависимости с помощью
реабилитационного центра, Саша
сумел обойтись без наркотиков
всего месяц. После чего украл у того
же врача, который его лечил, деньги
и вновь ушел колоться. Полгода о нем
ничего не было слышно. И вдруг я
вижу этого "совсем пропащего"
парня по телевизору: транслируется
фильм режиссера Владимира Рютина
"Гремит набат". Мой знакомый
едет в первопрестольную — в
Душепопечительский центр на
Крутицком подворье, где
наркозависимым оказывает помощь
православная церковь. В купе поезда
Саша и его земляк-попутчик вовсю
колются героином. Мы видим
израненные руки с "дорожками"
на венах и страшные лица с
блуждающими взорами людей, ушедших
в мир своих галлюцинаций. А
следующие кадры фильма просто
потрясают. Красивый парень на
экране, с таким одухотворенным
лицом — все тот же Саша. Он уже
служит в храме — помогает
священнику во время молебна для
наркоманов.

Эта история
удивительного превращения
нравственного урода, каким
является по сути всякий наркоман, в
человека с высокими духовными
ценностями прозвучала в фильме так
сильно, так пронзительно, что было
совершенно очевидно: автору
сценария и режиссеру далеко не
безразлична судьба его молодых
героев, у него болит за них душа.

Четыре
фильма о наркомании, снятые
Владимиром Рютиным по заказу
областного комитета по молодежной
политике, мне кажется, надо
смотреть всем. Говорят и пишут о
наркомании теперь много и часто. Но,
видимо, такова уж природа
человеческая: все равно каждый
надеется, что его лично беда не
коснется, обойдет стороной. Фильмы
же режиссера Владимира Рютина и
оператора Евгения Корзуна
заставляют взглянуть страшной
правде в глаза: смертельная
опасность нависла сегодня в
буквальном смысле над каждым
порогом.

Те, кто
наивно полагает, что наркомания —
это удел семей, в которых дети
обделены заботой родителей-пьяниц,
а уж с их-то любимым чадом "этого
не может быть, потому что не может
быть никогда", должны увидеть
несчастные глаза матери и отца,
сидящих у кровати обожаемого сына в
Иркутском токсикоцентре ("Гремит
набат"). У мальчика из-за
передозировки наркотика отказали
почки, и эти, по всему видно умные,
интеллигентные, порядочные люди,
работающие врачами в районной
больнице, живут сейчас лишь
слабенькой надеждой, что коллеги
сотворят чудо и им не придется
возвращаться домой с сыном в гробу.

Среди
выпускных классов иркутских,
ангарских школ немало таких, где
почти все подростки "сидят на
игле". И те, кто не прочь
"попробовать один разок, потому
что, говорят, это классно", должны
услышать, с каким отчаянием бритый
наголо пацан в серой робе
заключенного рассказывает о своей
непутевой жизни: "Ворую и колюсь,
колюсь и ворую… Зачем жить? Все
равно долго не
протянешь."("Наркомания и
наказание").

Да, эти
фильмы, безусловно, надо смотреть
всем. Чтобы знать: этот жуткий
мутант без половых органов — семь
раз оперированное дитя
ВИЧ-инфицированных наркоманов —
вот будущее, которое нас ожидает,
если не будет остановлена
дальнейшая наркотизация
общества("Спаси и сохрани").
Впрочем, фильмы Рютина и Корзуна —
вовсе не "ужастики", цель
которых показать, к чему мы катимся.
Вот, мол, наркосапиенсы скоро
займут все жизненное
пространство…

В последних
фильмах этой серии автор сценариев
и режиссер размышляет о
первопричине страшного явления:
нравственном кризисе, разъедающем
общество, семью, личность.
Наркомания — грех, к которому
приводит нравственное падение.
Поле битвы с этой болезнью — душа
человека. История с воцерквленным
наркоманом Сашей показывает:
каждый в состоянии найти
внутренний запрет на греховные
помыслы. И помощи в беде наркоману
надо искать не у врача — целителя
тела. Только живая христианская
вера, только Бог могут стать ему
опорой, потому что излечат его
больную душу. Вот о чем эти фильмы.

Они задевают
за живое, потому что сделаны
неравнодушным художником, который,
близко к сердцу приняв чужую беду,
так много размышлял о судьбе своих
героев, о том, как вывести их из
тупика, что и сам в короткий
промежуток времени, пока создавал
фильмы, как мне показалось, сильно
изменился, переменил свое
отношение к миру, людям, душе.
Говорят же, что все рождаются
верующими, — только к каждому
понимание этого приходит в свой
час. И если такой час пришел для
автора и режиссера во время работы
над этими фильмами, то и зрители,
наверное, сумеют понять: лишь когда
жива вера, нравственная основа
человека, семьи — можно отвести от
порога беду.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры