Восточный спутник
Восточный
спутник
Национальное
самосознание в космических
масштабах
Екатерина
ВЫХУХОЛЕВА
Многие азиатские государства
всерьез недовольны сложившимся
первенством США и России в области
покорения космоса. В этой связи в
ряде стран огромные средства
бросаются на разработку
пассажирских космических кораблей.
Практически
все участвуют в нелегкой гонке:
Индия делится планами запустить
собственный луноход, в Малайзии
говорится о необходимости создания
при правительстве специального
комитета по исследованию космоса.
После удачных испытаний
пассажирского корабля в ноябре 1999
г. Китай намерен уже 2002 г. запустить
его с экипажем на борту. Конечно же,
среди основных преимуществ
дорогостоящих космических
проектов выделяется возможность
ускоренными темпами развивать
мировые научно-технические
достижения. Тем не менее стоит
также учитывать желание хоть в
чем-то приблизиться к западному
уровню и повысить свой статус среди
других государств.
Первенство
здесь принадлежит КНР. Долгие годы
сотрудничества с бывшим СССР,
огромные инвестиции в космическую
промышленность, исследования в
этой области с 1956 г. — вот, пожалуй,
основные причины того, что
Китайская космическая программа,
принятая в 1992 г., проходит более чем
успешно. Хотя даже сами китайцы
признают, что их космическая
промышленность — единственное, что
на сегодняшний день можно считать
успешным.
Японские
исследования, похоже, претерпевают
не лучшие времена. До недавнего
времени предметом особой гордости
здесь были сконструированные в 1994
г. ракеты Н-2, в ходе создания
которых использовались только
японские разработки. В этом году,
однако, правительство предпочло
поддерживать более выгодные Н-2А.
Для сравнения: запуск спутника при
помощи Н-2 обходился в 18 млрд.
долларов, в то время как Н-2А — в два
раза дешевле (8,6 млрд.). Но после
долгих тестов было забраковано
горючее для кораблей класса Н-2А, о
чем сообщило Национальное бюро по
развитию космоса (NASDA).
За последние
несколько лет японцев постигла
череда неудач, коснувшихся ракет
Н-2, — от неисправности топливной
системы при запуске до провала
попытки вывести спутник на орбиту.
В связи с этим в мае крупнейший
американский производитель
спутников Hughes Space & Communications
расторг подписанный с NASDA в 1996 г.
контракт на 10 запусков ракет Н-2.
Страдают также и местные инвесторы:
к примеру, основной заказчик NASDA —
Mitsubishi Heavy Industries.
Однако
токийские власти надеются, что
запланированный на февраль 2001 г.
запуск ракеты Н-2А состоится. По
крайней мере, NASDA с бюджетом в 1,8
млрд. долларов на 2000/2001 финансовый
год намерено продолжать работу
также и над пассажирским кораблем
"Норе-Х", запуск которого
планируется на 2005 г.
На этом фоне
наиболее продуманной выглядит
тактика Индии. Здесь за последние 3
года бюджет на космические
программы был увеличен вдвое — в 2001
г. он составит около 450 млн.
долларов. Несмотря на это,
организации по космическим
исследованиям не задаются целью
запускать корабли с человеком на
борту. Задачи местных специалистов
менее претенциозны —
телекоммуникации, метеопрогноз.
Власти не отрицают желания увидеть
соотечественника в открытом
космосе, но подчеркивают: это может
произойти только при уверенности,
что подобные программы
отрицательно не повлияют на
экономику страны. Возможно, именно
такая политика — единственно
верная для азиатских стран, не
входящих в число развитых,
поскольку именно у них проблема
выхода человека в космос стоит на
одном из последних мест по степени
насущности.