Язык природы не знает границ
Язык
природы не знает границ
Светлана ЖАРТУН
Фестиваль документального
кино "Человек и природа" в 2000
году стал международным.
Проводился он по инициативе
Иркутского отделения Союза
кинематографистов при поддержке
администрации Иркутской области
Министерства культуры России.
Семь стран
Европы и Азии представили на
конкурсный показ фильмы. Их авторы
стали участниками мастер-классов и
дискуссий за "круглым столом".
Многие в Сибирь приехали впервые,
понимая, что место встречи для
кинематографистов выбрано не
случайно: Байкал — символ величия
природы.
Природа, как
по заказу, в конце августа
проливала дожди и светила горячим
солнцем, бушевала штормами и
расцвечивала небо радугой,
демонстрируя чудо-озеро во всех его
ипостасях. Просмотры и обсуждения
фильмов сменялись поездками в
Листвянку, Слюдянку, Большие Коты, в
поселок Баклаши и город Шелехов.
Встречи со зрителями и
многочисленными общественными
организациями сделали фестиваль
интересным для людей разных
профессий и возраста.
Режиссер
Георгий Дзалаев из Душанбе,
получивший приз "За лучшую
режиссуру", представил на
фестиваль фильм "Ноев ковчег",
в котором рассказывает о людях,
затерянных в горах Памира, живущих
на берегу озера, которое в любую
минут может изменить свои берега.
Около четырех миллионов человек,
занимаясь земледелием и
скотоводством, стали заложниками
стихии, которая может быть
благосклонна к ним, а может и
разгневаться.
Кинематографисты
внимательно вглядываются в лица
людей, живущих обособленно,
зависимых не только от социальных
условий среды обитания, но и от
условий природных. И если во многих
фильмах, показанных на фестивале,
основной темой становилась забота
о природе, то в "Ноевом
ковчеге" остро ставится вопрос о
защите человека от природной
стихии.
— Мы работали
над другим проектом, — рассказывает
Георгий Дзалаев, — и с заброшенными
жителями Памира встретились
случайно. Их судьбы настолько
поразили, что параллельно мы решили
снять фильм и о них. Счастье, что у
нас была возможность организовать
несколько экспедиций на Памир,
заняться подробно и внимательно
проблемой людей, забытых Большой
землей.
— Главное в
экологической теме, — говорит
другой режиссер, лауреат
Государственной премии,
заслуженный деятель искусств, член
Академии киноискусства Дмитрий
Луньков, получивший на фестивале
приз "За выдающиеся успехи в
киноискусстве", — это не только
проблема сохранения Земли в
физическом смысле. Это сохранение
репутации конкретного места,
становящегося символом народа,
проживающего на нем. Благородные
порывы человека в кино могут стать
и конъюнктурными. Классический
пример тому — работа великого
Эйзенштейна, который начал снимать
тургеневский "Бежин луг" о
Павлике Морозове. Нельзя
оскорблять словом — оно может
привести к тому, что последует
оскорбление делом.
"Человек и
природа" — эта острейшая
проблема современности
рассматривалась на фестивале в
разных ракурсах, один из них —
взгляд Геннадия Шаликова из
Владивостока, получившего приз
"За лучшую операторскую
работу" в фильме
"Соболюшка". Вместе со своим
героем — молоденьким зверьком — он
наблюдает за человеком и его
поведением, удивляясь, почему он
летом не проявляет никакого
интереса к соболям, а зимой
устраивает настоящую облаву. В
недоумении и растерянности на них
остается зверек, так и не понявший
психологии человека. Зато это
хорошо понятно автору: главное для
человека — мех, более ценный зимой,
чем летом.
Наблюдать
повадки обитателей леса, уметь
снимать их в течение года — занятия
сложнейшее, оно требует не только
терпения и выносливости, но и
профессионального мастерства,
умения заставить поверить братьев
меньших, что рядом друг.
Отправляться
в экспедиции и попадать в
экстремальные ситуации — дело для
нас привычное, — говорит Геннадий
Шаликов, — такая работа стала
образом жизни. И даже сегодня, когда
необходима воля, чтобы заниматься
любимым делом, остановить нас
невозможно.
Как
невозможно было запретить чеху
Мареку Дюшаку, получившему приз
"За лучший сценарий", снимать
фильм о международной организации
"Гринпис" в течение ее
тридцатилетней истории. Вместе с
защитниками экологической среды он
убежден в необходимости
многочисленных акций этого
движения, не раз попадал с ними в
ситуации, сопряженные с риском для
жизни. Не случайно Марек Дюшак за
его "Рассказ о "Рейнбоу
уориорс" (Волны разума")
получил еще и приз, учрежденный
академиком Галазием: "За
мужество, проявленное при съемках
фильма".
Кинофестиваль
документалистов был не похож (во
всяком случае, каким мы его
наблюдали в Иркутске) на фестивали
своих парадных собратьев игрового
кино. Он демократичен и представлен
людьми скромными, которые были рады
возможности увидеть работы друг
друга, наблюдать процесс развития
искусства документального кино на
стыке тысячелетий. Представители
разных стран общались на одном
языке, не чувствуя границ,
разделяющих их.
Может
показаться парадоксальным, но в
благополучных Франции и Германии и
совсем неблагополучных
Таджикистане, Узбекистане или
России проблемы у документалистов
одинаковые — нехватка денег,
сложнейшие, часто экстремальные
условия работы. Кроме
профессионализма, требуется
терпение и настойчивость в
достижении цели, умение найти свою
тему и возможность ее
финансирования.
—
Внимательный взгляд
кинодокументалистов, — считает
Дмитрий Луньков, — для правительств
многих стран бывает страшнее ножа.
Мы умеем наблюдать и запечатлевать
факты, которые не лицеприятны для
сильных мира сего, умеем увидеть
жизнь, в которой человек говорит о
себе своими поступками.
Документалисты
могут рассказать о людях даже в
фильмах, казалось бы, далеких от
проблем человека. Поразительна
жизнь земных обитателей,
показанная французским режиссером
Кальдероном. Героями его фильма
"Аттавиль" стали муравьи,
созидающие свое бытие с
поразительным упорством и слепой
устремленностью. Здесь для
достижения цели сильные топчутся
на более слабых и уничтожают их.
Некоторые кадры фильма производят
жуткое впечатление своими
ассоциациями с жизнью человека.
"Аттавиль" Кальдерона получил
высшую награду — гран-при
фестиваля.
На фестивале,
посвященном экологии природы и
человека, одинаково важными
становятся тема фильма и
профессиональное мастерство, с
которым он снят. Форма и содержание
здесь связаны чрезвычайно.
Наверное, поэтому члены жюри
состояли из ученых-экологов и
компетентных кинематографистов.
Мнения специалистов из разных
областей знаний часто совпадали в
оценке фильма.
Кроме
дипломов и наград жюри, на
кинофестивале были учреждены призы
общественных организаций:
Байкальского регионального союза
женщин "Ангара",
"Байкальской экологической
волны", Иркутского филиала
Российского фонда культуры. И еще
один приз — за лучший фильм о
лесниках — был учрежден
управлением по охране, контролю и
регулированию использования
охотничьих ресурсов Республики
Бурятия.
Улыбки,
цветы, подарки — празднично и
по-домашнему тепло заканчивался
Международный кинофестиваль
"Человек и природа". Здесь
никто не демонстрировал блестящих
туалетов и не произносил
высокопарных слов. Некоторые
участники прямо с фестиваля
уезжали не домой, а в экспедиции.
Многих впереди ждет новая работа и
страстное желание приехать в
Иркутск в следующем году, чтобы
показать ее своим коллегам на
фестивале.
На летящих
шарах, ставших символом завершения
работы кинофорума, поднялось в небо
прощальное напутствие: "До
встречи на III Байкальском
фестивале!"