Противостояние под водой
Противостояние
под водой
Владимир КИНЩАК,
"Восточно-Сибирская правда"
Четыре большие дизельные
подводные лодки 641 проекта в момент
обострения Карибского кризиса были
направлены к американским берегам.
Они вышли в поход 1 октября 1962 г. из
плавбазы Сайда Северного флота с
полным запасом боевых торпед, в
числе которых была одна ядерная. В
Карибском море советские лодки
встретил американский флот — 183
корабля ВМС США. Скрытным рейд не
получился, так как для зарядки
аккумуляторов субмарины были
вынуждены всплывать. Три лодки из
четырех были обнаружены.
По признанию
начальника политуправления
Северного флота контр- адмирала Ф.
Сизова, моряков живыми обратно не
ждали. Зам. министра обороны маршал
Гречко стоял на том, что лодки не
должны были заряжать аккумуляторы.
"Лучше утонуть, чем всплывать!"
— заявил он.
Эмоциональный "слоган"
будущего министра обороны,
произнесенный в самом начале
"холодной войны", стал девизом
боевых действий российского
подводного флота на последующие 30
лет ядерного противостояния. И если
политики "противостояли" друг
другу на дипломатических раутах с
фужерами в руках, то атомные
подводные крейсера супердержав
играли в войну без смокингов и без
правил. Ценой этих подводных игр
стали сотни жизней советских и
американских моряков.
В стратегии
ядерного противостояния подводный
флот сразу занял главное место. В то
время, как практически все ракетные
установки противника (наземные,
шахтные, да и подвижные) можно
обнаружить и пересчитать из
космоса, обнаружить и "вести"
подводный атомный крейсер с
баллистическими ракетами
проблематично.
СТАЛИН
ОТДАЛ ПРИКАЗ
В 1952 году
Сталину доложили о том, что
американцы приступили к
строительству атомной подводной
лодки. Генералиссимус вызвал
наркома В. Малышева и дал
распоряжение. Спустя пять лет, 12
августа 1957 г., на воду в
Северодвинске была спущена первая
советская лодка с атомной
энергетической установкой К-3
("Ленинский комсомол"). Длина 107
м, глубина погружения — 300 м,
скорость хода под водой — 30 узлов,
экипаж — 140 человек. Первенец
атомного подводного флота имел на
вооружении 8 торпедных аппаратов и
неограниченную дальность плавания.
Но на борту "Ленинского
комсомола" не было шахт с
баллистическими ракетами.
Первым
подводным ракетоносным крейсером
стала К-19. Эта атомная субмарина
была спущена на воду в 1961 г. Она
имела 6 ракетных шахт. В памяти
ветеранов подводного флота К-19
осталась под именем
"Хиросима". Однажды, когда на
атомном реакторе произошла авария
и в отсеки чуть не потек
расплавленный уран, она чудом не
превратилась в атомный гриб. Мир
спасли моряки, которые ценой своей
жизни предотвратили катастрофу.
Чудовищная радиация искалечила
весь экипаж, 8 человек погибли, но
лодка осталась в строю. На этом
проклятье "Хиросимы" не
закончилось. Через несколько лет
пожар, вспыхнувший в 9-м отсеке, убил
несколько десятков человек.
НЕОТВРАТИМАЯ
РЕАЛЬНОСТЬ
После того,
как США приступили к строительству
атомных ракетных подводных лодок
(ПЛАРБ) и к 1961 году их было уже 41, у
Советского Союза альтернативы не
оставалось. Страна была поставлена
перед необходимостью создания
мощного подводного флота. В этом
заключалась единственная
возможность противостоять НАТО,
чьи военные базы опоясали весь мир.
Положение усложнялось тем, что
российский флот имел невыгодные
географические условия. Выходы из
Черного и Балтийского морей всегда,
да и сейчас тоже, легко
блокировались "дружелюбными"
соседями. Доступ в Тихий океан
затруднен барьерами Курильских и
Японских островов. Оставался лишь
Северный флот, который и стал
главной базой атомных субмарин.
Проектирование
и строительство АПЛ велось в двух
направлениях. Во-первых, это
стратегические подводные лодки,
предназначенные для нанесения
ракетно-ядерных ударов по
важнейшим военно- экономическим
объектам противника. Они
вооружались баллистическими или
крылатыми ракетами дальнего
действия и торпедами для
самообороны. Во-вторых, это
многоцелевые подводные лодки,
предназначенные для борьбы с АПЛ
противника, надводными кораблями,
для несения разведки и дозорной
службы. Они вооружались ракетами
класса "корабль — корабль",
торпедами и ракето-торпедами.
Уже в 70-х
годах президент США Ричард Никсон
признал: "Неотвратимой
реальностью 70-х годов является
наличие у Советского Союза мощных и
совершенных стратегических сил, по
многим параметрам приближающихся к
нашим, а по некоторым категориям
даже превосходящим их".
Подтверждая
правоту американского президента,
ВМФ СССР принял вскоре на
вооружение новый подводный
ракетоносец — проект 667 БДР
"Кальмар". Стратегические АПЛ
этого класса имели на борту
баллистические ракеты РСМ-40 с
дальностью стрельбы до 9 тысяч км.
Теперь, для того, чтобы
"пальнуть" в Белый дом,
советской субмарине не надо было
подкрадываться к берегам Америки.
Она могла произвести ракетный залп,
не отходя от пирса. А вскоре
появился самый большой и самый
мощный в мире атомный подводный
крейсер стратегического
назначения "Акула\Тайфун"
(проект 941). Он имел (и имеет)
выдающиеся технические и боевые
характеристики. Длина — 172 м, глубина
погружения — 400 м, скорость хода под
водой — 27 узлов! Помимо
стратегического оружия (20
баллистических ракет SS — N — 20 ),
"Тайфун" вооружен торпедами (6
торпедных аппаратов).
По данным
историографа флота М. Монакова,
боевой состав ВМФ СССР в середине
80-х годов насчитывал 192 атомные
подводные лодки, в том числе 60
ракетных подводных крейсеров
стратегического назначения. Кроме
атомных еще 183 дизельные подводные
лодки, 5 авианесущих крейсеров, 38
крейсеров и больших
противолодочных кораблей 1 ранга, 68
больших противолодочных кораблей и
эсминцев, 32 сторожевых корабля 2
ранга, более 1000 кораблей ближней
морской зоны и боевых катеров.
Никогда за всю историю у России не
было такого мощного флота.
ПОДО
ЛЬДОМ
Первыми под
льды Арктики забрались американцы.
Смысл был очевиден. Отсюда можно
достать все стратегические объекты
на территории СССР. А саму ПЛАРБ
достать под толстым слоем
арктического льда не просто. В 1958
году американская атомная
подводная лодка "Наутилус"
впервые в истории мореплавания
прошла подо льдами Северного
полюса. По словам командира лодки,
"это плавание стало самой
засекреченной операцией,
проведенной в мирное время за всю
историю". Командиру был отдан
приказ всячески препятствовать
обнаружению, а если это произойдет,
скрыть государственную
принадлежность.
Бороться с
подледными плавучими ракетными
базами можно было только с помощью
торпедных атомных подводных лодок.
Поэтому уже в 1962 году компанию
американским ПЛАРБ под
арктическими льдами составила
советская К-3 — "Ленинский
комсомол". 17 июня 1962 г. она стала
первым кораблем отечественного
флота, достигшим Северного полюса,
и первой в мире подводной лодкой на
Северном полюсе всплывшей.
Соревнование
технических и человеческих
возможностей продолжалось. В 1965 г.
американская лодка
радиолокационного дозора
"Тритон" совершила
кругосветное подводное плавание.
Советским
подводникам было приказано
перекрыть американский рекорд. 2
февраля 1966 г. отряд атомных
подводных лодок под командованием
контр-адмирала Алексея Сорокина
вышел с базы на Кольском
полуострове. Лодки погрузились в
Баренцово море и всплыли спустя два
месяца у берегов Камчатки.
Победную
точку в арктическом соревновании
поставил рейд атомной подводной
лодки К-524 под командованием
капитана 1 ранга Владимира
Протопопова. О задаче похода
командир узнал только в море,
вскрыв спецпакет. Лодка
Протопопова должна была выйти в
Северную Атлантику совершенно
новым путем — в обход всех
противолодочных сил НАТО. Она
впервые в истории мореплавания
прошла проливы Земли Франца-Иосифа
под водой и подо льдом и взяла курс
на Гренландию. Вокруг Гренландии
шли через лабиринты полярных
архипелагов. Карта помочь не могла,
так как здесь никто и никогда не
ходил. Шли, как говорят штурманы,
"по газете". Просвет между
толстым слоем пакового льда и дном
часто сужался настолько, что,
казалось, лодка в нем застрянет.
Потом было море Баффина с его
айсбергами, имевшими осадку в
полкилометра. Владимир Протопопов
вспоминал: "Безопасных глубин
для нас в море Баффина из-за
айсбергов не было. Мы определяли их
гидролокаторами, работая в режиме
миноискания, ориентировались на
доклады гидроакустиков".
Протопопову удалось выйти в
Атлантику. А когда мимо советской
лодки проследовал на базу ударный
атомный авианосец США
"Америка", К-524 его
"атаковала" (условно, конечно).
"Потопив"
гордость американского флота,
российская лодка благополучно
вернулась домой.
(Окончание
следует)