Так начинался музыкальный театр
Так
начинался музыкальный театр
Вступая в
новое столетие, иркутские театры
празднуют свои юбилеи —
драматическому театру им. Н.П.
Охлопкова — 150 лет, музыкальному
театру — 60.
Наш
музыкальный театр вошел в пору
прекрасной зрелости, за его плечами
десятилетия интересной творческой
жизни, впереди, хочется верить, не
менее замечательные будни с новыми
спектаклями, новыми открытиями,
новыми именами…
Так уж
случилось, что за 60 лет не было
издано ни одного научного труда, ни
одной книги, на худой конец, брошюры
об истории театра.
Разумеется,
театр выпускал свои издания —
театральные газеты, буклеты, где
обширная история театра
укладывалась в несколько строк. В
солидных изданиях
искусствововедов и музыковедов
города нашему театру, в лучшем
случае, отводились одна-две главы.
Студенты,
школьники шли за материалом к
завлиту, чтобы в своих сочинениях,
курсовых и дипломных работах
рассказать о жизни любимого театра.
Идея книги о
своем театре, так же, как и о
создании театрального музея,
витала в воздухе уже не одно
десятилетие. И вот в прошлом году
благодаря усилиям и энтузиазму
двух директоров — нынешнего, В.К.
Шагина, и бывшего директора Д.В.
Скоробегова, отдавшего театру
десять лет плодотворной работы,
открылся-таки этот музей.
А к
юбилейному сезону Д. Скоробегов
написал книгу — цикл очерков по
истории театра.
—
Дмитрий Валентинович, в нескольких
словах расскажите, как проходила
работа над книгой?
— Было
интересно и сложно. Пришлось
перечитать десятки томов архивных
документов: приказов по театру,
протоколов обсуждений спектаклей
критиками, протоколов заседаний
художественного совета театра,
переписки с вышестоящими
организациями и т.д.; сотни газетных
и журнальных рецензий. Трудность
заключалась в том, что далеко не все
архивные документы сохранились,
особенно за первые годы
деятельности театра. Помогли в
работе беседы со старейшими
работниками театра: Евгением
Васильевым, Маргаритой Кувшиновой,
Валентиной Быкановой, вдовой Макса
Шнейдермана — Марией Никитичной,
зав. труппой театра Ф.А. Евтюховой и
другими. В результате получилось
тридцать очерков с 220 иллюстрациями
и приложением перечня поставленных
спектаклей и гастролей за 60 лет.
— Когда
выйдет книга?
— Рукопись
уже в типографии, рассчитываем
получить готовую книгу к юбилею.
Издать ее помогают спонсоры театра.
Да, у театра,
как и у каждого из нас, своя
биография, своя жизнь, о которой
должны знать новые поколения
зрителей. Сегодня вашему вниманию
мы предлагаем отрывки из первого
очерка "ИСТОКИ".
ИСТОКИ
(Печатается в сокращении)
В августе 1939
года в город Горький (Нижний
Новгород) приехал на гастроли
Пятигорский театр музыкальной
комедии под художественным и
административным руководством Л.Ю.
Сагайдачного. В репертуар входили
оперетты "На берегу Амура",
"Свадьба в Малиновке".
"Соловьиный сад",
"Роз-Мари" и другие.
Гастроли
пользовались большим успехом.
Популярность Пятигорского театра
музыкальной комедии имела
определенные последствия: было
решено на базе его труппы создать
Горьковский театр музыкальной
комедии, передав ему сцену Дворца
культуры им. Ленина в Канавине.
В
октябре-ноябре Л.Ю. Сагайдачный
формирует коллектив уже
Горьковской музкомедии. Кроме
творческих работников
Пятигорского театра, в коллектив
нового театра вошли артисты из
других городов. В частности, из Читы
приехал тогда еще молодой актер
Николай Загурский, ставший
впоследствии корифеем Иркутского
театра музыкальной комедии,
народным артистом РСФСР и
директором театра.
Открытие
театра состоялось 18 ноября 1939 года.
Репертуар на первых порах
оставался прежним. Спектакли шли
как во Дворце культуры им. Ленина,
так и на других сценических
площадках города. Выезжал театр и в
город Дзержинск.
Театр
работал в сложнейших
производственных условиях. Здание
Дворца культуры полностью театру
не принадлежало, а отсюда целый ряд
организационных неувязок,
следствием которых был порой срыв
запланированных уроков, репетиций
и т.п.
24 мая театр
заканчивает свой сезон в Горьком.
На следующий день коллектив театра
отправляется на пароходе по Волге в
Казань и 28 мая открывает там
гастроли спектаклем "Свадьба в
Малиновке".
В Казани
театр играет:
"Роз-Мари","Сильву",
"Веселую вдову",
"Сорочинскую ярмарку", "На
берегу Амура", "Моряки" и
выпускает новый спектакль —
"Коломбина" с музыкой А.
Рябова.
Завершив 27
июня гастроли в Казани, театр
направляется вверх по Волге в
Саратов.
В Саратове
театр работает до конца августа,
пользуясь большим успехом у
зрителя. Параллельно с вечерними
спектаклями, репетициями текущего
репертуара коллектив театра
готовит новый спектакль —
"Принцессу цирка" И. Кальмана,
который ставит главный режиссер
театра А.Н. Орлов. Здесь же в
Саратове по эскизам художника Н.
Ипполитова изготовляются
декорации и точно в намеченный
срок, 14 августа, выходит премьера.
В течение
гастролей в Саратове Л.Ю.
Сагайдачный несколько раз выезжает
в командировки в Горький и в Москву
решать дальнейшую судьбу театра.
Возвращать театр после гастролей в
Горький Сагайдачный не хотел.
Условия, в которых там во Дворце
культуры им. Ленина работал театр,
его не устраивали. Да и район, где
находился этот Дворец культуры, был
далеко от центра, что затрудняло
работу по заполнению зрительного
зала. К тому же старый репертуар
Пятигорского театра был в Горьком
уже отыгран, а новых спектаклей
было еще недостаточно.
Вернувшись в
Саратов в конце августа из своей
последней командировки,
Сагайдачный объявляет коллективу
приказ Комитета по делам искусств
при Совнаркоме РСФСР, который
предписывает, по окончании отпуска
работников — направить театр в
Иркутск на полугодовые гастроли до
конца марта 1941 года.
1 сентября
коллектив театр играет в Саратове
свой последний спектакль и со
второго уходит в отпуск с тем, чтобы
после окончания собраться в Москве
для дальнейшего следования в
Иркутск.
Город
Иркутск для дальнейшей работы
театра был выбран не случайно.
Сагайдачный хорошо его знал, ибо
еще в 1930-31 годах работал здесь с
театром "Советская оперетта".
В Иркутске
для Горьковского театра
складывалась благоприятная
ситуация. Весной 1939 года Иркутский
обком ВКП(б) и исполком областного
Совета депутатов трудящихся
вынесли решение об организации в
Иркутске театра музыкальной
комедии. Облисполком обратился в
Управление искусств при Совнаркоме
РСФСР с ходатайством о переброске
одного из действующих театров в
Иркутск.
Был назначен
директор Иркутского областного
театра музыкальной комедии — А.Л.
Рымлянд. Театру передали здание,
получившее в советское время
название "КОР", т.е. Клуб
Октябрьской революции. Это — бывшее
здание общественного собрания,
построенное в 1902 году по проекту
архитектора В.А. Рассушина, со
зрительным залом на 912 мест и
приличной сценой. Здесь в свое
время выступали знаменитые
артисты: певцы А. Давыдов и Л.
Собинов, солисты балета В.
Нижинский и Е. Гельцер и многие
другие знаменитости.
А.Л. Рымлянд
готовил здание для приема
театрального коллектива, принимал
на работу обслуживающий персонал
(электриков, уборщиц, дворников,
контролеров, гардеробщиц и т.д.).
Таким
образом, Горьковский театр ехал в
город с большими театральными
традициями, в приготовленное для
него хорошее здание в самом центре
города.
В первых
числах октября коллектив
Горьковского театра отдельными
группами прибыл в Иркутск.
17 октября 1940
года спектаклем "Свадьба в
Малиновке" театр начинает свою
работу в Иркутске.
20 октября
"Восточно-Сибирская правда"
опубликовала беседу с Л.Ю.
Сагайдачным.
"… Наше
пребывание в Иркутске рассчитано
на 6 месяцев, — рассказывает
Сагайдачный. — За это время мы
покажем иркутскому зрителю наши
уже готовые постановки и то, что мы
подготовим в Иркутске".
Всего в
Иркутск приехало 165 работников
театра. В составе хора — 30 человек,
оркестр — 26 и балетная группа 32
человека.
Основные
женские роли исполняют: А.
Воробьева, М. Мелодиева, А.
Александрова, О. Дуглас, И.Ливанова,
А. Тэнсон; мужские — А. Иванов, М.
Снегов, Г. Муринский, Ф. Блиц, Г.
Гросс, Н. Загурский, В. Агафонов.
Спектакли
Горьковского театра идут с
неизменным успехом при полной
заполняемости зрительного зала.
В декабре
председатель облисполкома Новак
обращается к председателю
Совнаркома РСФСР Хохлову с большим
письмом, в котором отмечает, что
Управление искусств при СНК РСФСР
не решило до конца вопрос о
переброске в Иркутск одного из
действующих театров музыкальной
комедии, а направило в Иркутск
Горьковский театр только на
условиях полугодовых гастролей и
просит: "Вынести решение,
обязывающее Управление искусств
при СНК РСФСР передать Горьковский
театр музыкальной комедии
Иркутскому отделу искусств,
стационировав театр в Иркутске с
расчетом гастрольного
обслуживания Красноярского края,
Читинской области, БМ АССР".
В марте все
вопросы по передаче Горьковского
театра были, наконец, решены, и 19
марта 1941 года издан приказ
Иркутского отдела искусств о том,
что отныне он будет называться
Иркутским областным театром
музыкальной комедии.
Директором
театра и одновременно его
художественным руководителем был
назначен Л.Ю. Сагайдачный,
заместителем директора А.Л.
Рымлянд.
Беседу
записала Людмила НЕГОДА.