Север -- богатство России
Север —
богатство России
В последние
годы распространяется мнение, что
Север становится ярмом нашей
экономики. В основном это
объясняется снижением там
производства, закрытием
предприятий, появлением
безработных и проблемами
снабжения. В действительности,
несмотря на ряд проблем, Север
остается богатейшей кладовой
России. Топливно-энергетические и
минерально-сырьевые ресурсы,
рыбная и лесопромышленная
продукция обеспечивают более
половины общероссийских валютных
поступлений. Общий объем налоговых
платежей, перечисляемых из
северных районов в федеральный
бюджет, существенно превышает
объем получаемых из него средств.
В Иркутской
области треть территории является
северной. Разведанные на Севере
запасы природных ресурсов
позволяют уверенно смотреть в
будущее, и геологическая карта
Приангарья еще не раз будет
дополняться за счет этих районов.
Вместе с тем, особые климатические
и географические условия требуют
для нормальной работы и жизни
Севера особых законодательных
условий, разработкой которых
занимается Комитет по проблемам
Севера и Дальнего Востока Госдумы,
в котором я работаю. Только в этом
году нами подготовлено более
десяти законопроектов и поправок к
действующим законам. Мы
подготовили для принятия
Государственной Думой законы о
поставках продукции в населенные
пункты России с особыми условиями
завоза грузов, о порядке ликвидации
на Севере населенных пунктов,
вследствие прекращения
деятельности предприятий, и многие
другие. Депутатами Комитета был
подготовлен проект постановления
"О социально-экономической
политике Правительства Российской
Федерации на Севере России",
который был принят на пленарном
заседании Думы. Комитетом
проведены парламентские слушания
по проблеме обеспечения жильем
северных переселенцев, реализации
Федерального закона "О
государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и
проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним
местностях".
Мною был взят
на контроль вопрос выделения
Иркутской области финансовых
средств для закупки и доставки в
северные районы области нефти,
нефтепродуктов, топлива и
продовольственных товаров. Из
запланированных на этот год 93 млн.
рублей из Федерального фонда
финансовой поддержки субъектов РФ
на 11 мая 2000 года было перечислено 83
миллиона, т.е 89,2% годового лимита.
Государственная поддержка
северного завоза будет
осуществляться и в будущем. Это
устанавливается "Концепцией
государственной поддержки
экономического и социального
развития районов Севера",
утвержденной 7.03.2000 постановлением
Правительства РФ. Вместе с тем, в
последние годы объем
государственной финансовой
поддержки северного завоза из
федерального бюджета сокращается.
Если в 1997 году эта помощь была
предусмотрена в размере 3500
неденоминированных млрд. рублей,
или 0,7% от общей суммы
предусмотренных расходов
Федерального бюджета, то в 2000 году
она составила соответственно 3000
млн. рублей, или 0,35%. И при этом цены
на топливо — энергетические
ресурсы и транспортные тарифы
выросли за этот период в несколько
раз. К числу причин сокращения
государственной поддержки
северного завоза относятся
многочисленные факты нецелевого и
неэффективного использования
средств федерального бюджета. В 1998
году проверкой Счетной палаты РФ
установлены факты нецелевого
использования на сумму более 320 млн.
рублей, а в 1999 году — повторение
нарушений. Значительные суммы,
направленные на северный завоз,
уходят на оплату посреднических
услуг многочисленных, частных
коммерческих организаций.
Поступают жалобы на неэффективное
использование государственных
средств и в этом году, в том числе из
Сибири. Для того, чтобы наш комитет
мог сохранить или увеличить объем
планируемой государственной
помощи для северного завоза,
необходимо увеличить
эффективность ее использования.
На Севере
существует много проблем.
Депутатов беспокоит то, что во
многих районах удельный вес
населения трудоспособного и моложе
трудоспособного возраста
уменьшается значительно быстрее,
чем в остальной части страны. Для
того, чтобы переломить эту
тенденцию, комитет подготовил
изменения в Закон "О жилищных
субсидиях гражданам, выезжающим из
районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях".
Много
нареканий у нас вызывает
действующая система пенсионного
обеспечения. Мы считаем, что она не
отражает трудовой вклад северян и
недостаточно учитывает условия
работы и проживания. Поэтому нами
представлены изменения и
дополнения в Федеральный закон
"О государственных пенсиях в
Российской Федерации".
Не менее двух
раз в месяц наш Комитет проводит
заседания с приглашением
ответственных работников
федеральной власти, общественных и
научных организаций,
представителей северных районов.
Считаю важным и взаимополезным
подключение более широкого круга
иркутских специалистов к
обсуждению разрабатываемых
законопроектов и постановлений. Мы
конструктивно и с благодарностью
относимся ко всем предложениям и
замечаниям.
Мой
адрес:
Москва, Охотный ряд 1,
Государственная Дума.
Башир
КОДЗОЕВ,
зам. председателя Комитета по
проблемам Севера и Дальнего
Востока.