Земля снаряжает в полет...
Земля
снаряжает в полет…
Николай ВОЛКОВ,
"Восточно-Сибирская правда"
Из десятка крупных и средних
аэропортов в области только
Иркутский стойко держится на плаву.
Другие, к примеру, в Братске,
Усть-Илимске, Маме, Киренске,
Нижнеудинске, Ербогачене,
находятся в экономической
депрессии. Причин тому немало, но
основная кроется в том, что у
жителей северных да и остальных
районов нет денег на дорогостоящие
билеты Аэрофлота. Потеряв
пассажиров, местные аэропорты
утратили возможность
эксплуатировать самолеты,
вертолеты, которых в исправности
остались единицы.
— Как в
условиях реформ выживает аэропорт
Иркутска? — спросил я при встрече
начальника производства
Александра ШЕРШНЕВА.
— Знаете, мы
находимся в более выгодном
положении: город на Ангаре является
воздушными воротами на все
направления — нам съезжаются люди с
запада, а затем разлетаются по
дальним северам. И наоборот — в
Москву, на Черноморье и в Европу все
маршруты пролегают через Иркутск. В
последнее время коллектив
авиапредприятия выручают именно
подобные рейсы, местные воздушные
линии ограничены до предела, и у нас
даже не существует такого
подразделения.
— Чем
встречаете День Воздушного Флота?
Есть ли радостные перемены?
— Самое
приятное то, что новый генеральный
директор Геннадий Преснов,
которого назначили на эту
должность по рекомендации
авиаторов, вернул все долги по
зарплате. В летние месяцы, когда
поток пассажиров особенно
увеличился, администрация нашла
возможность платить премию.
Выделили средства на удлинение
взлетно-посадочной полосы: первый
этап — на 400 метров в сторону города,
позже — на 800 м на Пивовариху. Эти
действия руководства зарождают у
2000 работников авиапредприятия
уверенность п перспективе, в
социальном благополучии.
— Коль мы
заговорили о реконструкции ВПП,
почему так остро встала эта
проблема сейчас? Наш аэропорт уже
давно значится международным.
— К нам стали
летать новые типы самолетов,
интуристы требуют высокого уровня
сервиса, комфорта. К сожалению, по
техническим условиям мы не можем
принимать лайнеры Ил-85, Боинг-747 и
т.д. Иркутяне еще помнят открытие
международного сектора аэропорта,
оснащенного совершенным
оборудованием для контроля, где
созданы удобства для оформления и
приема зарубежных гостей. Однако
этого уже недостаточно. У нас есть
все, но без роскоши.
— Что их
и нас, наверное, не устраивает?
— Прилетаете
в Иркутск на Ил-62, а подогнать его к
аэровокзалу не позволяют стоянки.
Приходится возить пассажиров из
глубины аэропорта. А когда выходишь
в город, утыкаешься в "шанхай"
лавок и киосков. За забором уже
территория Октябрьского округа и
мы не хозяева. Некуда поставить
личный автотранспорт. Конечно, все
это влияет на настроение людей, их
впечатления о городе.
—
Самолеты каких авиакомпаний летают
в Иркутск? Как вы строите с ними
отношения?
— Регулярно
осуществляют рейсы свыше 40
компаний и около 20 заняты
перевозками грузов. Кроме них
эпизодически выполняют полеты
мелкие авиафирмы разных городов. У
нас действует единый для всех
принцип; плати деньги — и получишь
обслуживание по всему комплексу
услуг. В расписании полетов
предпочтение отдаем местным
авиакомпаниям "Байкал",
"Саяны", "Ангара",
"Читаавиа". Для нас чем больше
рейсов, тем выгоднее. Летом каждый
день принимали и отправляли до
тридцати рейсов, свыше 3000
пассажиров. Это четверть того, что
было раньше. Замечу кстати: все
рейсы выполняются с 7 часов утра до
22 вечера. Всю ночь самолеты не
тревожат горожан.
— С
какими трудностями встречаетесь,
что мешает старейшему аэропорту
обрести былую притягательность?
— После
июля-99, когда случилась авария с
самолетом Ил-76 в нашем порту (к
счастью, обошлось без жертв),
Иркутск стал единственным в России
городом, кроме Сочи, где взлет
грузовым самолетам в его сторону
запрещен. Причем сделала это
комиссия по чрезвычайным ситуациям
области, а позже городская Дума в
нарушение Воздушного Кодекса.
Взлет в сторону Байкала осложнен
частыми северо-западными ветрами, и
при скорости свыше пяти метров в
секунду вылет Ил-76 запрещается. Они
вынуждены стоять сутками, ожидая
погоды. Заказчики все больше
отворачиваются от нашего
аэропорта, залетая в Братск,
Улан-Удэ, Абакан. На этом
ограничении авиапредприятие
потеряло минимум 12 млн. рублей,
треть из них — налоги в бюджет.
Обидно, что и трансконтинентальные
рейсы будут облетать Иркутск, а его
крупнейший аэропорт превратится в
заштатный.
Сложности
еще заключаются в радробленности
ранее мощного авиаотряда —
разделили, разбросали надежную
базу по разным собственникам, а
взаимопонимания, деловых связей не
налажено. Неоправданно, считаю, что
и керосинопровод из Ангарска и
бензозаправщик передали в
топливную компанию. Там работают
люди, далекие от нужд авиаторов. И
подобных вопросов, осложняющих
нашу работу, предостаточно. В
одиночку их не осилить.
—
Александр Иванович, оставим
проблемы на рабочие будни, а в
профессиональный праздник принято
говорить о хорошем, отметить
лучших. Кого бы вы назвали?
— Не так
давно в аэропорту служили около
пяти тысяч специалистов. Теперь в 2,5
раза меньше, коллектив словно
отфильтровался. У нас трудятся
замечательные кадры, испытавшие
немало проблем, но до конца
оставшиеся верными Аэрофлоту.
Среди них я бы отметил
руководителей ведущих служб.
Галина Лазаренко за тридцать лет
прошла путь от дежурной до
начальника отдела пассажирских
перевозок, Анатолий Шалев
обеспечивает работу всего
спецтранспорта, а Валерий
Сокольников отвечает за
авиационную безопасность.
Весь
коллектив я поздравляю с Днем
Воздушного Флота, желаю счастья,
чистого неба и удачи во всех делах!