Это страшный грех -- невежество
Это
страшный грех — невежество
Георгий
ДРОБИНИН, журналист
Иркутск, как и все
сибирские города, вся Сибирь,
многонационален и, естественно,
многорелигиозен. Православие,
ислам, иудейство… Даже исторически
нехарактерный для Сибири
католицизм, выражаясь мирским
языком, бурно набирает обороты: в
Свердловском округе областного
центра строится большой храм. Еще
одна мировая религия — буддизм, к
которой тяготеет значительная
часть бурятов, составляющих
коренное население Прибайкалья, и
философией которого увлекаются
многие просвещенные люди разных
национальностей и разных
вероисповеданий, пока представлен
(во всяком случае внешне) заметно
слабее. Буддисты пока не имеют в
городе своего храма. Службы, обряды,
собрания проводятся на дому.
Но это — пока.
Иркутский
хирург, кандидат медицинских наук
Бадмажап Мункожаргалов, один из
руководителей официально
зарегистрированной буддистской
общины "Дари", рассказывает,
что устные обсуждения возможности
строительства дацана в областном
центре с представителями городской
власти ведутся уже несколько лет, и
это предложение принимается в
целом благожелательно. Нынче
завершена разработка проектов и
других документов, необходимых для
официального выделения земли под
строительство буддистского храма.
— Мы со
смирением и надеждой обращаем
взоры на нами избранного мэра, —
говорит Бадмажап Эрдынеевич. —
Верим, что он с пониманием
отнесется к нашим религиозным
чувствам и наконец в крупнейшем
городе региона достойно,
собственным храмом будет
представлена еще одна мировая
религия…
Все религии
самобытны и удивительны, хотя имеют
немало общих черт, много схожих
понятий в идеологиях. Это позволило
человечеству сделать общий вывод —
Бог един.
Заметное
отличие буддизма от других мировых
религий состоит, на мой взгляд, в
том, что Будда — это не бог, по
крайней мере, не совсем бог, как
понимают многие само понятие
божества. Будда — это прежде всего
Человек, но в высшей степени
просвещенный, или, как говорят его
последователи, просветленный,
познавший суть мироздания. Будда —
не единственный. За историю
человечества их, несущих знания,
было множество. Жамьян-лама,
живущий в Иркутске, убежден, что все
пророки — Иисус, Мухаммед, Моисей,
Кришна… — тоже были Буддами. Может
быть, отсюда буддисты не делят
людей по их вероисповеданию. Для
истинного буддиста не имеет
значения, христианин ты или
мусульманин, лишь бы нес в душе
сострадание к человечеству, лишь бы
стремился к получению объективных
духовных и материалистических
знаний, лишь бы сам учил людей
познать себя, собственную душу и
материю. Жамьян-лама утверждает,
что вероисповедание человека никак
не сказывается в жизнях после
очередных перерождений: человек
волен исповедовать ту религию,
которая, на его взгляд, дает больше
возможностей для
самосовершенствования и
сострадания. А сострадание в
буддизме — самостоятельная
объемная и сложная наука.
Буддизм
утверждает, что теоретически
Буддой может стать любой неленивый,
сострадательный человек, чистый
душой и стремящийся к знаниям, так
же, как любой из нас (тоже, увы,
только теоретически) может стать
гениальным художником или
композитором. Жаль, что гениев так
мало, хотя в их явлениях нет ничего
сверхъестественного.
Кстати, лама
— это не монах, как думал я еще
недавно, и это не только
священнослужитель. Это прежде
всего — Учитель. Так переводится
слово "лама". Следовательно,
ламаизм, как называют буддизм
некоторые литературные источники,
есть не что иное, как Учительство.
Такой перевод мне кажется вполне
корректным.
У буддистов
нет божества, олицетворенного в
конкретную личность, в конкретный
образ. Они верят в существование
мирового разума или, может быть, во
всеобщее информационное
пространство. Их Бог —
общекосмическое знание, от
которого, по преданиям,
человечество много сотен тысяч лет
назад было отлучено из-за
использования этих знаний во вред
другим людям, из-за собственной
гипертрофированной
воинственности, приводившей к
самоуничтожению цивилизаций.
Воинственность могут подавить
только знания, но не подаренные
людям, как было при прошлых,
погибших цивилизациях, а те, что
человек получит самостоятельно,
собственным трудом, собственным
умом. Еще и поэтому первые
буддистские дацаны в Прибайкалье
брали к себе бурятских ребятишек,
как в интернат, и организовывали
для них комплексное обучение.
Преподавались не только
специальные религиозные знания, но
и живопись, к примеру.
Первый
осознанный человечеством Будда
(Гаутама или Шакьямуни), чье учение
было позже восстановлено и
записано его учениками, как и
другие пророки, читал проповеди,
учил людей пониманию мира, жизни,
самих себя. Но в отличие от них не
призывал слепо верить ему на слово,
учил сомневаться и отыскивать
доказательства полученным знаниям.
Учил осмысливать услышанное, а
затем собственными силами,
собственным разумом искать истину.
Буддизм
имеет такое понятие, как карма или
судьба. Но это не совсем то, что
многие понимают под судьбой как
нечто предопределенное свыше и
неизменное. В буддизме карма,
насколько смог я понять из
рассказов иркутских лам и
популярной литературы, — это,
скорее, склонность, тяготение,
способности, зачатки характера.
Карма — это начало пути, в которое
изначально ставится человек,
рожденный разумным. Но как он
пройдет этот путь, не собьется ли с
него, зависит от самого человека, от
его трудолюбия и стремления к
развитию собственного разума.
Поставленный божественным знанием
в правильную исходную точку,
человек дальше сам строит свою
судьбу. Подсказать, посоветовать,
куда идти, могут учителя-ламы.
Только посоветовать. Не больше!
Решение человек принимает сам. Если
опустил руки перед трудностями,
пассивно ждет помощи извне, его
удел — неудовлетворенность и
страдания. Борется с невзгодами,
совершенствует свой ум, стремится к
познаниям, сострадает другим и
ведет их за собой — может стать
Буддой.
Жамьян-лама
утверждает, что наше рождение в
мире людей, одном из трех высших
миров по буддистской философии,
однозначно указывает на нашу
благую, непраздную, неленивую жизнь
до этого рождения. Каждый из нас
заслужил разум, отличающий
человека от остального животного
мира. Родиться человеком разумным —
одно из высших благ. Но чтобы
остаться человеком в будущей жизни
или достичь большего, получив
доступ к мировому знанию,
необходимо прежде всего
совершенствовать, развивать свой
разум, стремиться к познанию мира и
самого себя. Человек, не сумевший
или не захотевший воспользоваться
дарованными ему мыслительными
способностями, при очередном
перерождении может вновь оказаться
животным, потому что его устраивает
животная жизнь. Самый тяжкий грех в
буддизме — невежество.
Бадмажап
Эрдынеевич Мункожаргалов считает,
что Иркутский дацан, когда он будет
построен, станет служить
искоренению этого греха.