Горячее лето - 2000
Горячее
лето — 2000
19 июля 2000 г в "АиФ —
Новости" состоялась
пресс-конференция руководителя
Департамента пассажирских
сообщений МПС России В.Н. Шатаева
Нынешнее
лето стало для российских железных
дорог одним из самых "горячих"
за последние годы: в июне 2000 г.
количество пассажиров увеличилось
на 34% по сравнению с июнем 1999 г. И это
при том, что в июне 1999-го
пассажиропоток уже увеличился на 36%
по сравнению с июнем 1998-го. По
сравнению с 1998 годом
пассажиропоток на южных
направлениях вырос в три раза.
Железнодорожники
предвидели подобный всплеск: к
началу отпускного сезона только в
южном направлении было назначено 22
дополнительных маршрута. Этого
оказалось недостаточно, и в июле
было назначено еще 9 "южных"
поездов (по 4 поезда в сообщении
Москва — Адлер и Москва — Анапа, 1
поезд в сообщении Москва —
Новороссийск).
Кроме того,
новые поезда появились и на других
направлениях: только Московская
дорога еще в конце мая
скомплектовала более ста
дополнительных составов.
Всего в
летний период организовано 4780
дополнительных пассажирских
маршрутов, дополнительно
прицеплено 15000 вагонов.
В настоящее
время с российских вокзалов
отправляется 2000 поездов ежедневно.
Каждый день более 600 тысяч
пассажиров отправляются в путь.
Только Московский железнодорожный
узел отправляет ежедневно порядка
100 тысяч пассажиров; в том числе с
Казанского вокзала — 30 тысяч.
По состоянию
на 14 июля 2000 г. задействовано 21864
вагона из 25 000 имеющихся в вагонном
парке. До 1 августа 2000 г.
предполагается подготовить и
отправить в путь еще 400 — 450 вагонов.
Сегодня
Министерством путей сообщения
используются все возможные ресурсы
для того, чтобы разрешить
сложившуюся ситуацию:
—
запрашиваются дополнительные
вагоны с дорог: только за одну
неделю — с 10 по 17 июля — за счет
привлечения этого резерва было
скомплектовано 100 дополнительных
составов, в основном следующих в
южном направлении; в том числе 25
спецпоездов, вывозящих на юг детей
из северных районов;
— срочно
вводятся в эксплуатацию новые
вагоны, приобретенные Московской
железной дорогой, — к концу июля их
количество вырастет до 40;
— ограничены
все виды бронирования
железнодорожных билетов, в том
числе и через сеть Internet, для
туристических агентств
бронирование билетов производится
только на основании паспортных
данных на туристов — эта мера даст
возможность купить билет напрямую,
минуя дорогостоящих посредников;
— ужесточен
контроль при посадке пассажиров в
вагон, с обязательным
предъявлением удостоверения
личности, в связи с участившимися
случаями спекуляции билетами;
— установлено
круглосуточное дежурство всех
служб на вокзалах;
—
задействовано максимальное (свыше
2000) количество билетных касс;
—
комплектуются дополнительные
бригады проводников с привлечением
студенческих отрядов.
Одной из
основных причин проблем, возникших
в связи с резко возросшим спросом
на пассажирские перевозки, стал
недостаток подвижного состава. В 1991
году за счет государства было
поставлено 2096 пассажирских
вагонов, в 1999 году количество
закупленных вагонов сократилось до
297, а в первом полугодии 2000 года МПС
смогло закупить 157 пассажирских
вагонов.
При этом, как
уже неоднократно отмечалось,
пассажирские перевозки остаются
для железнодорожной отрасли
убыточными.
Сегодня цена
пригородного билета составляет 22%
от реальной его стоимости, билета в
дальнем следовании — 43 %.
Убытки МПС от
предоставления льгот на проезд
различным категориям граждан
составили 15,2 млрд. рублей в 1999 году,
от пассажирских перевозок — 16 млрд.
руб. Предполагается, что в 2000 году
убытки от пассажирских перевозок
могут составить уже 32,7 млрд. рублей.
В настоящее
время в России существует 165
категорий граждан, имеющих право на
льготный проезд в поезде. 103
категории россиян имеют право
бесплатно или за 50% стоимости
ездить в пригородных электричках.
Законодатели различных уровней
предоставили льготы для проезда на
железнодорожном транспорте 75
миллионам российских граждан.
Компенсация затрат
железнодорожного транспорта на
обслуживание этих категорий
пассажиров возложена на бюджеты
соответствующих уровней. Однако
реально такой порядок не
соблюдается.
В последние
годы убытки от пассажирских
перевозок компенсировались путем
перекрестного субсидирования
пассажирских перевозок за счет
грузовых, но к 2000 году ресурсы МПС
оказались почти исчерпаны.
К сожалению,
неоднократные обращения МПС в
Государственную Думу с инициативой
о выделении отдельной строки в
бюджете государства на компенсацию
убытков от пассажирских перевозок
так и не были поддержаны
Законодательным Собранием.
Виктор
СМИРНОВ.
"Московская правда"
21.07.2000г.