Мне нужно сердце чище злата
Мне
нужно сердце чище злата
Арнольд
БЕРКОВИЧ, критик
Среди
спектаклей отечественной классики,
которые Бурятский академический
театр оперы и балета представил в
гастрольной афише, несомненное
внимание привлекает опера Н.
Римского-Корсакова "Садко".
Театр посвятил эту постановку
своему шестидесятилетнему юбилею
и, пожалуй, лучшего подарка вряд ли
театр мог себе сделать. Во-первых,
это крайне редко идущее на оперной
сцене произведение, если не
ошибаюсь, Бурятский театр
четвертый в России, отважившийся на
постановку "Садко". Во-вторых,
это эпическое полотно, которое
позволяет продемонстрировать
творческое совершенство и зрелость
театра. И в-третьих, как писал
критик дореволюционной поры
Кашкин: "Садко", по нашему
мнению, русская музыкальная
литература со времен Глинки еще не
имела такого высокого образца
художественного воплощения
народного русского стиля".
Для
постановки юбилейного спектакля
театр пригласил группу
постановщиков из Новосибирска и
Москвы. Следует отметить, что
музыкальный руководитель
спектакля Евгений Волынский и
режиссер-постановщик Алексей
Каратыгин создали яркое
поэтическое зрелище. Они
стремились внести в архаику
постановочных принципов театра
свежую струю, динамизм, пытаясь
вовлечь в активное действие всю
участвующую в спектакле труппу. И
там, где артисты хора, балета и
солисты прониклись режиссерской
задачей и насытили свое пребывание
на сцене логикой поведения,
возникает убедительное зрелище
широкой русской вольницы, коей
славился на многие века Великий
Новгород. "Садко" — это
поистине народная опера. По сути,
хотя она и называется именем героя
— гусляра, но истинным героем
является именно народ — новгородцы,
скоморохи, слепцы и т.д. Все они
широко представлены, но не всегда
их перемещения по сцене оправданы,
и тогда создается картина
сценического сумбура. Мне, кажется,
что здесь во многом мог бы помочь
балетмейстер. Музыка Н.
Римского-Корсакова позволяет
поставить полноценные
танцевальные номера, но
балетмейстер засл. деятель
искусств Бурятии А. Батубаева чаще
ограничивается легкими
пританцевочками, либо
использованием некоторых поз.
Существенной
претензией к постановщикам
является изъятие ими важной сцены,
предшествующей подводному царству,
это разрывает сюжетную канву и
делает для зрителя многое
непонятным.
Неровно
творчество и
художника-постановщика Натальи
Поваго. Наряду с интересным и ярким
решением сцены подводного царства,
появляется примитивно плоский и
невыразительный задник Великого
Новгорода.
Мы уже
отмечали, что опера "Садко" —
эпически народное произведение.
Римский-Корсаков не случайно отвел
такое значительное место в опере
хорам и, следовательно, он
изначально предполагал, сколь
важна дикционная четкость и
выразительность. Ясно звучащее
слово — залог успеха в этой опере. К
глубокому сожалению, это вторая
важная проблема театра, ибо хоровая
несостоятельность проявляется и в
других спектаклях, но здесь она
особенно ощутима.
Мы
сознательно начали свою рецензию с
недостатков премьерного спектакля,
ибо увиденное и подсказанное "на
старте" еще можно исправить, тем
более театр располагает и силами, и
возможностями.
Теперь мы
переходим к более приятному —
оценке работы главных
исполнителей. Партию Садко в
спектакле исполняет засл. арт.
России Вячеслав Бальжинимаев.
Актер создает былинный образ
скупыми, но выразительными
средствами. Он убедителен в этой
былинности своей внешностью,
удалью, убежденностью в
возможности своего торгового
путешествия. Садко Бальжинимаева
одинаково искренен в
песнях-жалобах, которые он поведает
зеленой дубраве, убедителен в своих
спорах с богачами-новгородцами,
веет истинной широтой русской души
в его богатырских песнях. А сколько
неподдельного чувства в его
дуэтных сценах с Волховой и
Любавой, оно — это чувство —
практически неразделимо, оно как бы
едино символизирует любовь Садко к
жене и лишь встреча с Волховой, как
сладкий волшебный сон, еще в
большей степени укрепляет его
верность Любаве.
В.
Бальжинимаеву по плечу партии
любой сложности, он умеет
выстраивать вокально всю гамму
чувств, житейских переживаний
своих героев, умеет полностью и
гармонично сливаться с образом,
достигая сценического
совершенства.
Волхова в
исполнении нар. арт. Бурятии Е.
Шараевой покоряет своей
таинственный величавостью. Актриса
создает зримую динамику
развивающейся любви Волховы к
Садко, сначала возникшую в виде
интереса к его разудалым песням, а
потом переросшая в любовь к
личности. Шараева прекрасна и в
лирических сценах, и в сцене
трагического отказа от Садко ради
его жизни на земле, ради его
верности Любаве.
Номера,
связанные с варяжским, индийским и
веденецким гостями, всегда в опере
выглядели как вставные, но в данной
постановке их партии украсили
балетным антуражем, и это
правильно, ибо придало им большую
выразительность и логичность.
Исполнитель этих партий засл. арт.
России Г. Багадаев (Варяжский
гость), засл. арт. Бурятии Д.
Занданов (Индийский гость) и засл.
арт. Бурятии Т. Танхаев (Веденецкий
гость) эффектны, в вокальном
отношении безупречны, что
обеспечивает им законный успех у
зрителей.
"Садко"
в постановке Бурятского театра
несомненно яркое, многокрасочное
зрелище, но я бы хотел сегодня
рассматривать его как генеральную
репетицию на зрителях, потому что
очень хочется, чтобы полнокровно
зажило на сцене. Слово, чтобы
полностью была осуществлена
сюжетная основа либретто, чтобы
действие представляло полотно
широкого великорусского народного
раздолья, столь щедро и с размахом
представленное в феноменальной
музыке гениального композитора
Николая Андреевича
Римского-Корсакова.