2 = 1, если учишься по ускоренной программе обучения
2 = 1,
если учишься по ускоренной
программе обучения
Жизнь школы за последние 10
лет во многом изменилась. Перемены
были разного свойства: и со знаком
плюс, и со знаком минус. К числу
первых, безусловно, относится то,
что школа ушла от единообразия.
Сегодня за счет вариативных форм
получения образования она имеет
возможность найти путь к каждому
ученику, дать каждому шанс получить
образование, а значит, помочь
оптимально выстроить дальнейшую
судьбу.
Появились и заняли
свою нишу гимназии и лицеи, школы с
углубленным изучением тех или иных
предметов, получил развитие
экстернат, домашнее и семейное
обучение, делает первые шаги
дистанционное. С этими и другими
формами получения образования мы
будем знакомить вас, уважаемые
читатели, в выпусках "Большой
перемены", чтобы вы со знанием
дела могли выбрать то, что больше
подходит вам и вашим детям. Сегодня
наш рассказ об ускоренном обучении
— программе, родившейся и
получившей развитие в последние
несколько лет.
…На
выпускном вечере, состоявшемся
недавно в иркутской
вечерне-сменной школе N 2, все было,
как обычно в таких случаях бывает:
море цветов, красивые, как-то вдруг
повзрослевшие девушки и
молодцеватые парни,
ностальгические речи учителей и
ответные благодарственные —
выпускников и их родителей. А в
центре всеобщего внимания, конечно
же, аттестаты зрелости — первый
трудовой документ наших юных
героев, плод их многолетних
стараний… Необычным на вечере было
только одно: все 60 выпускников 10 и 11
классы закончили за один год. А
некоторые и 8-9 осилили в таком же
стремительном темпе. Причем знания
в конечном счете получили не в
каком-то усеченном, поверхностном
варианте — нет: они обучались по
программам обычной
общеобразовательной школы.
"Учиться здесь здорово", — так
оценивают программу многие
выпускники.
Идея
ускоренного обучения родилась в
Иркутске 7 лет назад и, как
выяснилось, аналогов в России не
имеет. Она базируется на сочетании
элементов, методов, приемов дневной
и вечерней школ. Этот необычный
синтез был подсказан практикой и
вполне соответствует Закону об
образовании. Автором идеи стал Яков
Михайлович Кофман — в ту пору
учитель вечерней школы. Новизну и
несомненную практическую
полезность идеи по достоинству
оценил Леонид Аполлонович
Выговский, тогдашний ректор
областного института повышения
квалификации работников
образования (сегодня начальник
Главного управления образования).
Его поддержка, по сути, и обеспечила
условия для разработки программы и
внедрения в практику. Сегодня
ускоренное обучение, как и другие
альтернативные формы, перешло под
крышу областного Центра
образования; он был создан Главным
управлением весной прошлого года.
"Программа
наша альтернативная, а значит,
рассчитана на определенные группы
детей, — говорит Яков Михайлович
Кофман, сегодня — заместитель
директора областного Центра
образования.— Я бы подчеркнул
прежде всего ее
социально-реабилитационный
характер. Потому что в основном мы
имеем дело с детьми, которые по
разным причинам учиться в обычной
массовой школе не смогли, хотя это
вовсе не означает, что школа плохая
или учитель плохой. Тем не менее
такие ситуации бывают, и они опасны,
так как чреваты последствиями:
ребенок, отторгнутый школой, вполне
может ожесточиться, стать
неуправляемым, а в нынешних
условиях и в наркоманию уйти или в
преступность. Наша задача — помочь
им остаться в образовании, несмотря
ни на что закончить школу и
получить государственный документ
о полном общем среднем
образовании".
Давайте
посмотрим, кто же они, типичные
"клиенты" ускоренной
программы? Какие жизненные
ситуации приводят их сюда?
Мальчишка-восьмиклассник,
запустивший учебу и нахватавший
двоек — ему грозит
второгодничество, которое он
воспринимает как непосильное
унижение, крах жизни. Выход видит
один — бросить школу. Отчаявшиеся
родители приводят его в ускоренный
класс: он входит сюда 8-классником, а
спустя год перейдет сразу в 10-й. И
время не потеряли, и самолюбие
пощадили…
Девочка-десятиклассница,
перенесшая тяжелую
психологическую травму. Учиться в
прежнем классе, в своей привычной
школе не в состоянии. Да и здесь, в
ускоренной, долгое время держится
особняком. Тем не менее школу
закончила, душевно окрепла, теперь
вот учится в вузе, частенько
забегает проведать учителей… Еще
один парень, "дико умный, но
конфликтный", как говорит о нем
Яков Михайлович: в обычной школе
отношения не сложились — ни с
учителями, ни с одноклассниками.
Без смены обстановки, без встряски
и ему не обойтись… А есть и такие,
кто пропустил год-два, теперь вот
спохватился, взялся за ум и хочет во
что бы то ни стало наверстать
упущенное: за год сразу два класса
взять. Впрочем, немало и вполне
благополучных, с общепринятой
точки зрения, детей: учатся они
хорошо, но торопятся жить, каждый
год у них на счету. В общем, сколько
детей — столько и причин.
Но как же так,
удивится читатель, вроде не
вундеркинды, а с 2-годичной
программой за год справляются?
Причина тому — особая, специально
разработанная технология обучения.
Не будем вдаваться в ее
подробности, скажем только, что
создавалась она в течение
нескольких лет на базе иркутской
вечерне-сменной школы N 2. "Прежде
чем дети скажут: "учиться здесь
нравится", наш учитель должен
проделать огромную и для
большинства не видимую работу, —
говорит завуч вечерне-сменной
школы N 2 Элла Наумовна Бабурина,
неутомимый энтузиаст программы,
без которой она попросту не
состоялась бы. — Требования к
учителю в системе ускоренного
обучения очень высокие. Не случайно
ведь эта программа прижилась
именно в вечерних школах, хотя дети
и учатся в обычном дневном
варианте. Дело в том, что здесь
учителя особого склада. Им
приходится сталкиваться с очень
сложными жизненными ситуациями, и
потому они способны принять
человека таким, какой он есть, со
всеми его прошлыми обидами. Наша
задача — помочь подростку снять
страхи, поверить в себя, окрепнуть.
Решаем ее через создание
бесконфликтных отношений: у нас
правило — если ты в конфликте с
учеником, значит, ты не прав."
Есть у
ускоренной программы и еще одна
особенность: дополнительные
образовательные услуги в ней
платные. По мнению Якова
Михайловича, это совершенно
необходимое условие, оно повышает
ответственность и тех, кто учит, и
тех, кто учится.
Итак,
программе 7 лет, и уже можно
подвести кое-какие итоги. В 93-м,
когда все начиналось, было
сформировано 3 класса ускоренного
обучения, нынче их 13. Эту программу
взяли на вооружение 7 школ, она
шагнула из Иркутска в Ангарск и
Усолье-Сибирское, распространилась
на 8-9 классы. Всего же за эти годы по
ускоренной форме выучилось около
тысячи юношей и девушек, есть среди
них и медалисты. Сегодня по стопам
тех школьников, кто первыми
опробовал программу, идут уже их
младшие братишки и сестренки. О
многом говорят и такие цифры: 82 %
выпускников продолжают обучение,
из них 62-65 % — в вузах. Есть и такие,
кто, выучившись по ускоренной, в
дальнейшем с ней не расстается. К
примеру, Олег Царегородцев
закончил здесь сначала 8-9 классы,
потом 10-11 и в 14 лет поступил на
физический факультет ИГУ. Сейчас он
студент второго курса и
одновременно работает в областном
Центре образования — трудится над
электронным учебником по химии.
В эти дни
около трехсот нынешних выпускников
программы готовятся к поступлению
в различные учебные заведения. А
областной Центр образования
проводит новый набор учащихся.
Если
эта форма обучения вас
заинтересовала, более подробно о
ней можно узнать по тел. 53-85-95 или по
адресу:
г. Иркутск, ул. Декабрьских событий,
107б.