Готов ли Ваш малыш к школе?
Готов
ли Ваш малыш к школе?
Многие родители полагают, что
главный критерий готовности
ребенка к школе — умение читать,
писать и считать, и стараются
именно этому научить ребятишек.
Однако нередко выясняется, что
через два-три месяца учебы такие,
казалось бы, подготовленные
школьники начинают отставать, не
умеют толково ответить на вопросы
учителя, не могут сосредоточиться и
т.п. И начинаются проблемы!..
Дело все в том, что
готовность к школе — это вовсе не
набор учебных умений (ими ребенок
вполне может овладеть и в школе), а
сложный комплекс разнообразных
качеств: внимание, память, мышление,
воображение, моторика руки — а
также целый ряд социальных умений и
навыков. Вместе взятые, они и
обеспечивают успех в обучении.
Давайте с
этой точки зрения присмотримся к
нашему первокласснику: готов ли он
к школе?
ГЛАВНОЕ
ДЛЯ УСПЕШНОГО СТАРТА — чтобы
ребенок хотел учиться, чтобы в
первый класс шел с радостью.
Постарайтесь создать общий
положительный образ школы. Почаще
рассказывайте малышу о школе, об
учителях, о забавных историях из
собственной школьной жизни, о
дружбе ребят, о туристских походах
и самое главное — о том новом и
интересном, что может открыть
только школа.
В то же время
не переусердствуйте, не
идеализируйте школьные будни.
Ребенок должен знать: учеба — не
только радость, но и упорный труд. И
без усидчивости, аккуратности, без
старательности и прилежания успеха
не добьешься.
ПРИВЫЧКА
К ТРУДУ БЛАГОРОДНАЯ… Дети с
раннего возраста стремятся
включиться в дела старших. Не
отталкивайте их, наоборот,
постепенно привлекайте к
выполнению каких-то домашних
обязанностей. Например, поручите
дочке поливать цветы, вытирать
пыль. Конечно, первое время она
может и забыть о вашем поручении.
Надо ей напомнить: "Вот видишь —
ты не поливала несколько дней цветы
и они чуть не засохли. Пожалуйста,
не забывай об этом впредь".
Постепенно девочка привыкнет к
своим обязанностям и будет
воспринимать их как должное.
Прекрасный способ выработать у
детей привычку к труду и связанное
с ним чувство ответственности —
поручить им уход за домашними
животными.
Постепенно
нужно предлагать ребенку и такую
работу, которая, может, и не
интересна ему, но необходима. Ведь и
в школе не всегда приходится делать
то, что хочется.
ЕСЛИ
ТРУДНО УСИДЕТЬ НА МЕСТЕ, то и
учиться будет нелегко. В школе
малышу придется подолгу заниматься
одним и тем же, подчас однообразным
делом: выводить буквы, считать.
Чтобы преуспеть в этих и других
занятиях, требуется усидчивость.
Воспитывать
ее можно и нужно при каждом удобном
случае. К примеру, сын увлеченно
рисует, но через 10 минут бросил —
надоело. Воспользуйтесь ситуацией.
"Покажи-ка мне, что у тебя
получилось? Нет, так не годится:
смотри, домик у тебя как у Бабы-Яги:
без окон, без дверей. И труба набок,
вот-вот упадет. Как ты думаешь,
какую оценку поставила бы тебе
учительница?" Постарайтесь,
чтобы мальчик закончил рисунок, но
не забудьте похвалить за работу…
Помогите своим детям усвоить
важнейшую формулу успеха: начатое
дело нужно доводить до конца.
ЕСТЬ
ТАКОЕ СЛОВО — "НЕЛЬЗЯ". К 7
годам ребенок должен уметь
внимательно, не перебивая, слушать
взрослого, не вмешиваться в
разговор старших, не быть
назойливым.
Надо чаще
напоминить малышу, что он живет
среди людей и поэтому должен вести
себя так, чтобы своим поведением не
мешать им: папа спит — нельзя
шуметь; мама занята разговором — не
нужно в это время обращаться к ней с
вопросами.
Если ребенок
не умеет считаться с другими, он не
сумеет построить правильные
отношения с детьми и в школьном
коллективе. Ведь школа не столько
развивающая среда, сколько система
социализации, дисциплинирующая
система. Даже в самой
доброжелательной обстановке
ребенок не сможет успешно учиться,
если ему не знакомо слово
"нельзя". Он должен уметь
принимать ограничения со стороны
других и должен уметь ограничивать
себя сам.
ВОСПИТАНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ — одно из
важнейших условий успешного
вхождения ребенка в школьную среду.
Если он умеет бегло читать, но не
способен завязать шнурки и сложить
портфель, пребывание в школе будет
осложняться множеством
неприятностей.
Школа, как
известно, начинается с раздевалки.
На дверях большинства наших
учебных заведений красуются
таблички: "Посторонним вход
воспрещен!" К числу посторонних,
между прочим, относятся и родители.
Значит, справляться с пуговицами,
завязками от шапки, мешком для
сменной обуви, переодеваться на
физкультуру малышу предстоит
самому, да еще в коллективной
сутолоке. А ведь надо еще и на урок
не опоздать, правильно приготовить
вещи на парте, ничего не забыть!..
Чтобы
избавить ребенка от мук
беспомощности, постарайтесь как
можно раньше привить ему навыки
самостоятельности: пусть он сам
убирает игрушки, застилает постель,
содержит в порядке свои вещи. И уж,
конечно, никаких проблем со
шнурками или пуговицами к моменту
поступления в школу быть не должно.
САМЫЙ
ВАЖНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ (речи,
внимания, памяти, воображения и
многого другого) — чтение книг.
Нужно читать (или рассказывать)
детям сказки не менее получаса в
день. Чтение нельзя заменить
прослушиванием кассет или тем
более телевизором. Телевизора
вообще должно быть поменьше, он
снижает активность познания,
остроту восприятия.
Заодно
научите детей правильному
отношению к книге: рассматривать
сидя за столом, перелистывать
аккуратно, не загибать листов.
ФАНТАЗИЯ,
ВООБРАЖЕНИЕ, СМЕКАЛКА —
развитию этих качеств способствуют
рисование, лепка и конструирование.
Лепка к тому же хорошо развивает
мышцы рук и, что особенно ценно,
мелкие мышцы кисти: это необходимо
для того, чтобы подготовить руку
ребенка к письму. А первый класс —
прежде всего обучение письму.
И, конечно, не
забудьте позаботиться о здоровье
будущего первоклассника. Плавание,
прогулки, велосипед — занятия,
способствующие будущему успешному
вступлению в школьную жизнь.
Наталья
Даниленко,
старший методист областного
института
повышения квалификации работников
образования