В ожидании летной погоды
В
ожидании летной погоды
Александр
САВЕЛЬЕВ
Каждый день
литсотрудник газеты "Правда
Севера" Вера Развозжаева думает
о том, как привезти домой дочь.
Прошлым летом она улетела в
Иркутск, и с тех пор Вера не видела
ее. Зимой самолеты летали раз в
неделю, и с каждым рейсом Вера
отправляла деньги — 150 рублей.
Каждую неделю она писала письма и
ждала лета — тогда у студентов
начнутся каникулы и дочь приедет
погостить. Но зимой она не знала
еще, что к лету цены на авиабилеты
поднимутся на треть, не знала, что и
сами самолеты станут редкостью, и
жила ожиданием лета. А теперь
каждый день Вера думает о том, как
привезти домой дочь.
Собственно,
перебои с авиаперевозками в
Ербогачене начались еще в апреле. К
тому времени цены на билеты уже
возросли до 1550 рублей. Но северяне:
народ крепкий, привыкли и не к таким
фокусам — поговорили пару дней, а в
целом очередное повышение приняли
как должное. А в конце апреля
самолеты и вовсе перестали летать.
Вначале никто не удивился: так
бывает каждый год — снег в
Ербогачене тает быстро, суглинок
взлетной полосы раскисает так, что
ноги вязнут по колено. Продолжается
это недели две, а потом самолеты
появляются снова. Но прошла неделя,
другая, повеял май, а самолетов все
не было. О малой и санитарной
авиации и говорить не приходится,
поскольку в последнее время это
настоящий бич района. В деревни
района самолеты Киренского
авиапредприятия не летают
месяцами, так что при вывозе
тяжелых больных ЦРБ приходилось
прибегать к посредничеству МЧС.
Киренские авиаторы ссылаются в
таких случаях на отсутствие
топлива и предлагают мэру
Катангского района позаботиться о
нем. Непонятно только, с какой
стати…
Зимой грузы в
Ербогачен завозят по автозимнику,
но с апреля по декабрь авиация —
единственный способ связи с
Большой землей. Поэтому очень скоро
местные жители вспомнили о том, что
такое дефицит. Вначале с прилавков
магазинов исчез сыр, потом колбаса,
майонез, лук, листовой чай.
Катангчане узнали, что такое
дефицит денежных средств, потому
что "наличку" не привозили и
выдавать зарплату стало попросту
нечем. Те, кому нужно было лететь в
Иркутск, давным- давно записались в
длинную очередь на ближайший рейс,
но его все откладывали со дня на
день. Мы не получали письма и
газеты, и много разных слухов и
предположений выдвигалось
относительно частоты
периодичности полетов авиации,
пока наконец не стало известно, что
в Киренском аэропорту, куда
самолеты "Байкалавиа" заходят
на дозаправку, нет топлива. 60 тонн
горючего нужно было завезти по
зимнику, но это не было сделано.
Почему — никто не знал.
К 9 мая в
Ербогачен все-таки пришел самолет.
Самолет компании "Ираэро",
который благодаря дополнительным
бакам способен без дозаправки
преодолеть три тысячи километров.
После этого рейса местные
коммерсанты торговали вареной
колбасой по 90 рублей за килограмм —
компенсировали убытки, поскольку
двумя днями раньше выгружали со
складов в аэропорту ту же колбасу,
позеленевшую от двухнедельного
ожидания летной погоды. Юристы в
авиакомпаниях — что надо, поэтому
возмещать ущерб не заставишь
никого.
Над выходом к
взлетной полосе болтается фанерный
щит с надписью "Приятного
полета". Это для тех, кто летит
самолетом компании "Ираэро".
Самолет грузопассажирский.
Откидные дюралевые лавки по бокам,
в середине — ящики с пивом и мешки с
луком. Зимой за полет на
"грузовике" брали 750 рублей.
Теперь за "приятный полет"
навигаторы берут 1800 рублей "с
носа". Компания акционерная,
поэтому в отношении цен — "сама
себе режиссер". На борт берут 18
пассажиров, остальное место — под
груз.
За май в небе
над Ербогаченом самолет появлялся
дважды. Катангский район не может
отправить призывника на комиссию в
Киренск, и неизвестно, когда и куда
попадут они служить. У инвалидов
пропадают талоны на льготные
авиаперелеты, потому что без оплаты
"Ираэро" не перевезет и
килограмма груза. Мэр района Галина
Головченко слала челобитные во все
областные инстанции, получая
лаконичные ответы, суть которых
сводится к следующему: "В бюджете
не заложено… Помощь не
предусмотрена". Прошел слух, что
в Киренск обещают завезти топливо,
и тогда "Байкалавиа" планирует
возобновить регулярные полеты.
Пока самолеты летают через
Усть-Кут. Цена билета — 2200 рублей и
вряд ли станет ниже. Я не знаю, что
посоветовать Вере Развозжаевой,
чтобы она смогла привезти домой
дочь. Не верьте тем, кто говорит о
баснословных северных зарплатах.
Зарплаты Веры едва хватит на билет
в один конец, а следующая получка
будет только через месяц. В течение
же этого времени врачи советуют
хоть чем-то питаться, чтобы можно
было ходить на работу, заниматься
огородом и просто жить в ожидании
летной погоды.