Программа из двух пунктов
Программа
из двух пунктов
Прошедшие
полгода для Николая Ивановича
Воропая, директора Института
систем энергетики
им.Л.А.Мелентьева, были насыщенными
больше чем всегда. Институт по
заданию областной администрации
разработал две долгосрочные
программы — развития
топливно-энергетического
комплекса и энергосбережения,
сейчас завершает третью —
энергоснабжение северных
территорий Иркутской области. В
этих работах были задействованы
сотрудники половины отделов
института, так что координация
исследований — дело директорского
уровня. "Просто"
директорствование — это само собой.
Ведущее участие в исследованиях по
энергетической безопасности
страны и ее регионов — это тоже само
собой, уже несколько лет. Кстати,
газета недавно сообщала (номер от 30
мая) о присуждении премии
правительства России за эту работу
пятнадцати сотрудникам
центральных организаций
нескольких министерств и двух
отделений Российской Академии
наук, среди которых — профессор
Н.И.Воропай. Только что его избрали
членом-корреспондентом РАН по
Сибирскому отделению. Эти два
события — это уже не "само
собой". И вот — выборы в
Законодательное собрание. Нет, не
Н.Воропай и не его институт
"придумали" выставить
кандидатуру директора на этих
выборах, его выдвинула
инициативная группа Иркутского
научного центра СО РАН. И
закрутилось колесо: запись на
радио, на телевидении, выступления
перед избирателями девятого
округа: сначала, для разгона и
тренировки, — перед сотрудниками
своего ИСЭМ, потом — академические
институты Солнечно-земной физики,
Геохимии, Земной коры, затем — перед
работниками
"Иркутсктеплоэнерго",
строительно-монтажного
кооператива "Авангард" в
поселке Южном:
Я знаю
Николая Воропая 33 года, которые он
проработал в ИСЭМ, распределившись
в Иркутск перед окончанием
Ленинградского политехнического
института. В его трудовой книжке
лишь одна запись: принят на работу.
Пусть это не ахти какая заслуга (и
вообще не заслуга, подумаешь:), но
то, что этот белорус через
Ленинград всерьез поселился в
Сибири, думаю, иркутяне должны бы
отнести к плюсам. По научно-
классификационной лестнице он
поднимался естественным образом, а
в директора вышел, к тому не
стремясь: после скоропостижной
смерти третьего директора ИСЭМ
А.П.Меренкова он был явно наиболее
подходящей кандидатурой. Николай
Иванович, он "не наукой
единой": был в институте
секретарем комсомольской и
партийной организаций, редактором
стенгазеты "Энергия Сибири"
(подчеркну последнее: институтская
газета, которая выходит и сейчас, на
первом смотре Сибирского отделения
АН СССР — это больше 40 институтов в
чуть не десятке городов — взяла
"Золотое перо" в многоборье и
чуть не все малое золото по разным
номинациям), то есть Николай не
академический сухарь! Год назад он
попал на снимок команды ИСЭМ,
которая в открытом первенстве —
ежегодном кроссе на переходящий
кубок ИСЭМ — этот самой кубок
наконец-то вернула в институт. В
этом году Воропай опять
фигурировал на таком снимке (кубок
удержали), причем вместе с двумя
своими заместителями, ученым
секретарем: если уж начальство
бегает, то как можно остальным
увильнуть?
Это все,
конечно, интересно и здорово,
полезно для предвыборной гонки, но
что кандидат собирается принести в
Законодательное собрание? Вот что
по этому поводу сказал Николай
Иванович, анализируя результаты
встреч с избирателями. Вопросов
задавали немало, и их можно
классифицировать по трем группам.
Первая — это
вопросы типа: у нас нет горячей
воды, вы нам поможете трубы достать?
Вторая: вы,
энергетики, хотите электричество
наших ГЭС в Китай продавать, а нам
как? Собираетесь Ковыктинский газ
на корню продать монголам и
китайцам, а нам что, продолжать
уголек сжигать, от золы задыхаться?
Третья: вашим
детям в Академгородке хорошо, и
школы нормальные, и худо-бедно
спортивные сооружения имеются, а в
Юбилейном, в Южном и школы старые, и
детям податься некуда:
Помню, когда
я был доверенным лицом у Юрия
Ивановича Ковалева на выборах в
Верховный Совет РСФСР последнего
созыва, то знаю, что Ковалев в
предвыборную кампанию выделил
бригады ремонтников, которые по
жалобам избирателей оперативно
выезжали и делали, что требовалось.
Наш институт исследовательский и
академический, конкретную помощь
тоже оказывает, только не во время
"кампаний", а когда надо — и
своим пенсионерам, и школам. Но в
данном случае это ведь ни при чем!
Законодательное собрание — это не
латание дыр, это не скорая помощь, а
создание постоянно действующей
правовой базы для достижения и
поддержания порядка во всех сферах
деятельности, которую
контролирует, обеспечивает,
осуществляет власть
исполнительная.
Горячая вода,
трубы — это законодательная основа
реформирования ЖКХ.
Электроэнергия, газ — это
законодательные акты о
собственности, о недрах, о ресурсах.
Продажа энергоносителей за рубеж —
это вовсе не распродажа богатств
Приангарья, это пример разумного
хозяйствования, и кредо здесь —
продавать излишки электроэнергии,
а газа отдать столько, чтобы себя
обеспечить в первую очередь за счет
тех средств, которые получим на
реализацию газового проекта от
дяди-покупателя, поскольку самим
нам денег на газовый проект для
себя просто ведь не найти!
Что касается
школ и детей, так в Академгородке
президиум Иркутского научного
центра занимается этим инициативно
издавна. Сейчас это делает прежде
всего наш депутат в городской Думе
заместитель председателя
президиума ИНЦ Алексей Васильевич
Белов, выпрашивая, выбивая деньги
мэрии. Мы одну свою школу привели в
порядок, вторую надеемся. Так же и
на спортивные сооружения, и на
летний отдых. Вот и получается, что
у нас, бедных бюджетников, дела
здесь не хуже, чем в других
микрорайонах при крупных
промышленных предприятиях. Но и для
этого нужна законодательная база,
которая обеспечивала бы, во-первых.
разумное распределение наших
общих, иркутских денег, во-вторых,
обеспечивала постоянный контроль
за их расходованием.
Если
говорить о программе кандидата в
члены Законодательного собрания
Н.И.Воропая, то тут два пункта.
Первый — это
создание законодательных основ для
разработки и реализации программы
"Молодежь" как долговременной,
стратегической, комплексной, во
всей технологической цепочке, где
центральное звено — это Учитель,
которому нужно полное
обустройство, включая нестыдную
зарплату, жилье.
Второй — создание
свода законов и подзаконных
документов, регламентирующих все,
что связано с системой
"территория-энергетика", от
добычи первичных энергоносителей
до распределения вторичных. Причем
здесь, во втором случае, необходима
активная взаимоувязка
регионального и федерального
законодательств. И это не только
пресловутые тарифы. Вот пример. В
конце прошлого года Совет
Федерации принял закон об
использовании возобновляемых
природных энергоресурсов, который
был возвращен Президентом
Б.Н.Ельциным на доработку.
Последнее хорошо: из
представленной версии "уплыл"
содержавшийся в проекте пункт,
который давал право территориям
направлять на развитие этих ВПЭР те
деньги, которые будут экономиться
на северном завозе. В смысле,
поставить ветряки, бесплотинные
малые ГЭС за счет экономии на
дизельном топливе, которое будет
вытеснено этими экологически
чистыми источниками энергии.
Понятно, что для нашей области
такое сверхактуально. Как говорят
японцы, лучше один раз купить
человеку удочку, чем всю жизнь
кормить его рыбой: Это пример, когда
надо и наверху проталкивать особо
нужные нам законы в устраивающем
нас виде, и здесь их создавать,
базируясь на федеральных:
Вот такой
вопрос Н.Воропаю не задавали, да и
вряд ли зададут из деликатности: вы
весь из себя ученый, но пригодны ли
вы к законотворчеству, не
выступаете ли вы кухаркой,
собирающейся управлять
государством? Если б мне, его
доверенному лицу, такой вопрос
задали, я бы так ответил. Опыта
законотворчества мой директор не
имеет, но он участвовал в
разработке энергетических
программ разного масштаба вплоть
до СССР и, как я упоминал, в
разработке программы
энергетической безопасности
России. Так что не без его прямого
участия — да, именно так! — наш
топливно-энергетический комплекс,
энергетическое хозяйство страны,
Сибири, Иркутской области
функционируют, мягко говоря, не
хуже других отраслей экономики. Так
что, получается, есть такой опыт.
Александр
КОШЕЛЕВ,
ведущий научный сотрудник ИСЭМ СО
РАН.