издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Историк. Археолог. Педагог.

Историк.
Археолог. Педагог.

Раднай
ШЕРХУНАЕВ, доцент ИГУ, кандидат
филологических наук

Павел Павлович Хороших…
Известный
сибирский ученый. Историк.
Археолог. Этнограф. Педагог.
Кандидат исторических наук. Доцент
Иркутского университета.
Действительный член
Восточно-Сибирского отдела
Географического общества СССР.
Публикатор и участник организации
периодической печати — научных
сборников и журналов двадцатых
годов, редактор некоторых из них,
например, "Бурятоведческого
сборника". Печатался и в
центральной прессе — в журналах
"Советская археология",
"Природа", "Советская
этнография", изданиях Академии
наук СССР…

Я знал Павла
Павловича на протяжении многих лет,
даже работал вместе с ним на
историко-филологическом
факультете Иркутского
университета. Это был добрый,
покладистый, уважительный к людям
человек, истинный русский
интеллигент. Он обладал большой
эрудицией и в то же время был
удивительно скромным, никогда не
выпячивал свое "я".

Вся жизнь
ученого связана с родным краем и
Бурятией — десятилетия посвящены
изучению их истории и культуры.
Вполне естественны его отношения к
бурятам и Бурятии. Некоторые время
назад в Улан-Удэ на одной из
товарищеских встреч ученых в кафе
"Дружба" в дни научной
конференции Павел Павлович,
выступая с кратким приветствием,
заявил, что он в знак глубокого
уважения к бурятскому народу
завещает свои этнографические и
иные собрания материалов
Бурятскому институту общественных
наук. Мы с радостью восприняли это
приятное сообщение и дружно
поаплодировали, выражая ему
горячую благодарность. Так в
рукописном отделе этой научной
организации появилось ценное
пополнение — персональный фонд
материалов П.П. Хороших. И мы,
буряты, благодарны ему и рады, что
труд ученого в свое время — 29 мая 1970
г. — достойно оценен
общественностью и правительством
Бурятской Республики: ему
присвоено почетноге звание
"Заслуженный деятель науки
Бурятской АССР".

О работах
Павла Павловича имеются отзывы в
ряде авторитетных источников, в
коллективных трудах ученых
"История Бурятской АССР",
"Очерки истории культуры
Бурятии", в которых, как и в ряде
других книг, даются ссылки на
исследования нашего автора,
приводятся для иллюстрации его
материалы-рисунки археологических
памятников… О нем написаны и
специальные статьи А.П.
Окладникова, В.В. Свинина, А.С.
Ковалевой.

Юные и
молодые годы Павла Хороших совпали
с бурным периодом политических
событий и преобразований в жизни
страны. В 1919-1923 годах он учится в
Иркутском государственном
университете, под руководством
профессора Б.Э. Петри
специализируется по археологии и
этнографии. После завершения учебы
становится ассистентом кафедры
истории первобытной культуры ИГУ,
ведет практические занятия по
истории Бурятии, истории Сибири и
Дальнего Востока. Одновременно
выполняет обязанности заведующего
этнографическим отделом
Иркутского научного музея. Позже он
руководит здесь бурят-монгольским
отделом, является секретарем и
членом совета музея, членом
президиума бурят-монгольской
секции ВСОРГО, действительным
членом Бурятского ученого комитета
Бурят-Монгольской республики.

Избранная
Павлом Павловичем профессия
диктует ему свою линию жизни, и он
становится завзятым
путешественником. Ученый объехал и
обошел предбайкальскую землю вдоль
и поперек, вел также иcследования в
районах Нижней Тунгусси, Алтая,
Хакасии, Томской области. Как
указывается в "Известиях
Восточно-Сибирского отдела
географического общества СССР",
он "собрал материалы и описал
более 700 пещер Сибири, в
значительном числе посещенных им
самим". Цифра эта колоссальная!
Тропы по берегам рек, таежным
дебрям, крутым склонам гор, темные
ходы пещер не были устланы розами —
нередко подстерегали его
непредвиденные трудности,
осложнения и даже опасность.

И о
результатах своих наблюдений,
изысканий, открытий Павел Павлович
сообщает в статьях, отчетах,
исследованиях. Он является автором
более 200 работ. При этом следует
подчеркнуть широту их тематики —
подняты и освещены вопросы не
только археологии и этнографии, но
и истории народов, художественной
литературы, фольклористики,
искусства, краеведения,
библиографии, охраны памятников
истории и культуры, туризма и т.д.

Павел
Павлович много занимается
изучением вопросов глубокой
древности Сибири. А.П. Окладников,
В.В. Свинин и другие ученые
отмечают: "П.П. Хороших открыты
многочисленные археологические
памятники различных эпох, собран
значительный материал по
хозяйству, быту и культуре
алтайцев, хакасов, бурят, эвенков и
якутов, имеющий большое
практическое и научное
значение".

Результаты
изысканий ложились в основу
публикаций Павла Павловича. Таковы
его работы: "Древности Кудинских
степей", "Писаницы на горе
Манхай", "Наскальные
изображения на горе Байтог" и
другие.

Одной из
основных работ П.П. Хороших
является обобщающая статья
"Древняя культура Прибайкалья и
Забайкалья", представляющая
первую главу капитального труда
ученых "Очерки истории культуры
Бурятии" (т. 1, Улан-Удэ, 1972). Они
иллюстрированы рисунками —
зарисовками самого автора и
другими материалами,
воспроизводящими образцы
искусства тысячелетней давности.

Статья
опирается не только на труды ученых
— археологов, этнографов и других
специалистов, но также и на данные
собственных раскопок. Подробно
рассматривается Мальтинская и
Буретьская стоянки, памятники
древней культуры, обнаруженные в
Кудинской долине, на Ольхоне и в
других местах Бурятии. Статья
открывает глубинные пласты истории
бурятского народа.

Превосходный
знаток края, он идет по его
просторам легкой и уверенной
походкой и не как простой турист, а
как труженик-исследователь с
фотоаппаратом в руках, как
художник-живописец с набором
разноцветных карандашей и красок.

Что водило
делами и помыслами ученого? Как и
каким образом он "прикипел" к
родному краю? Ответы на эти вопросы
просты, как сама жизнь и правда:
любовь к своей профессии, сознание
долга, любовь, говоря словами
Сергея Есенина, "до радости и
боли" к милой родной сторонке.

Одним из
подтверждений к сказанному
является работа Хороших "По
родному краю" (Иркутск, 1950). Она
издана в помощь экскурсантам и
туристам — в книге описаны маршруты
экскурсий по различным местам
Иркутской области и Бурятской
республики. В предисловии
отмечается, что "по местам
указанных маршрутов автор книги
проходил неоднократно со
студентами или посещал их во время
своей научно-исследовательской
работы".

В книге семь
глав — "По озеру Байкал",
"Хамар-Дабан", "По реке
Ангаре", "По реке Лене",
"По реке Белой",
"Нижнеудинские пещеры и Уковский
водопад", "Мунку-Сардык".
Описания маршрутов даются живо, с
глубоким их знанием, поражающим нас
богатством наблюдений и точностью
разного рода данных (расстояний
между населенными пунктами и
географическими точками, глубины
рек, озер и т.д.). Подробный показ тех
или иных местностей сопровождается
литературным и историческим
экскурсом в их прошлое, рассказом о
сегодняшнем их дне.

Академик
Окладников называл Павла Павловича
"ревностным собирателем и лучшим
знатоком бурятского орнамента".
В 1974 г. осуществилась давняя мечта
последнего — бурятским филиалом
Академии наук СССР выпущена в
Улан-Удэ в виде своеобразного
альбома книга "Бурятский бытовой
орнамент" — первое у нас издание
подобного рода. В нем в
многоцветном и красочном
оформлении приведены
многочисленные образцы из
коллекции орнаментов, собранных
П.П. Хороших среди бурят
Предбайкалья и Забайкалья.

В
пояснительной части книги
говорится: "Коллекция
орнаментов, собранных П.П. Хороших в
1920—1937 гг., то есть в годы, когда в
жизни и быту бурятского населения
происходили коренные изменения,
зарождались новые эстетические
представления, а старые
сохранялись как живая реальность,
имеет большое научное значение. При
сравнительном исследовании
орнаментов и сопоставлении их с
археологическими материалами они
могут рассказать многое о
воззрениях бурятского народа, его
культурно-исторических связях в
прошлом".

И далее:
"Народ умел украшать свой быт,
создавать оригинальные самобытные
костюмы и обиходные предметы, щедро
и обильно внося в их оформление
красочность. Именно в многоцветных
орнаментальных мотивах наглядно
отразилось духовное богатство,
творческая фантазия, любовь к
прекрасному, давние художественные
традиции бурятского народа".

Добавим:
Павел Павлович не прятал орнаменты
за семью замками, а периодически
организовывал их выставки для
широкого обозрения в Москве,
Иркутском университете и областном
краеведческом музее.

Павел
Павлович проявлял, в частности,
большой интерес к бурятскому
шаманизму. Это и понятно. Объектами
его исследований являлись
бурятские селения, их жители, с
которыми он часто и близко общался.
Постоянно сталкивался с фактами и
явлениями, так или иначе связанными
с мировоззрением собеседников и их
отношением к религии. Он с
пониманием и уважением относился
как к самим шаманам, так и к
верующим людям, к их привычкам,
национальным обычаям и нравам. В
эпоху так называемого безбожества
и антирелигиозной пропаганды это
было со стороны Павла Павловича не
только гуманно и великодушно, но и
по-научному прозорливо, требовало
определенной смелости. В
соавторстве с Т.М. Михайловым им
выпущена в свет книга "Бурятский
шаманизм. Указатель литературы",
охватывающая огромный, двухвековой
период. В указателе — 519 названий
книг и статей, в том числе около 20
работ самого П.П. Хороших по данной
тематике.

В своей
деятельности П.П. Хороших уделяет
пристальное внимание вопросам
духовной культуры бурятского
народа. Им опубликованы материалы
"Итоги и задачи изучения
памятников изобразительного
искусства бурят" (Приметы
аларских бурят, касающиеся погоды,
сельского хозяйства и охоты", в
соавторстве с П.П. Баторовым),
"Музыкальные инструменты, театры
и развлечения бурят-монголов (Опыт
программы для собирания сведений,
литературы) — указ. сборник и др. В
них оттеняется значение поднятых
проблем, содержится обращение и к
молодежи беречь, сохранять
достижения национальной культуры,
изучать, записывать и собирать ее
образцы.

Павел
Павлович не прошел и мимо
фольклорных изысканий. Им записаны
еще три четверти века назад тексты
таких бурятских легенд, как
упомянутая выше "Дочь Байкала —
Ангара" и "Старик Хоредой"
(жур. "Жизнь Бурятии", 1926), N 4—6).
Эти произведения, чрезвычайно
интересные по идейному содержанию,
неслучайно привлекли внимание
ученого — в них отражена смелая
художественная фантазия
бурятского народа, видны его
свободолюбивый дух, мировоззрение,
стихийно-материалистическая
философия.

С особой
признательностью хочется
подчеркнуть, что П.П. Хороших первым
из всех ученых в советское время
заговорил и опубликовал материалы
о бурятских ученых. Так, почти
восемьдесят лет назад появляется
отдельной брошюрой его работа
"Первый бурятский ученый Доржи
Банзаров" ( к столетию со дня
рождения). Краткий биографический
очерк. Предисловие профессора Б.
Петри". (Иркутск, 1922).

Через
некоторое время печатаются статьи
Павла Павловича о М.Н. Хангалове (1923
г.), "Научно-литературное
наследство М.Н. Богданова",
"Михаил Николаевич Богданов как
бурятовед", "Петр Павлович
Баторов. К 75-летию со дня
рождения", "Памяти Петра
Павловича Баторова",
"Бурятский ученый Галсан
Гомбоев"… Выбрать в ту далекую
пору эти темы для освещения в
печати мог только благородный
человек, истинный интеллигент.

П.П. Хороших
предстает перед нами крупным
российским ученым. Он был большим,
искренним и беззаветным другом
бурятского народа, до конца
преданным ему, верным принципам
свободы, гуманизма и великой правды
жизни. Он прожил большую жизнь —
умер 16 августа 1977 г. Его творчество
излучает яркий свет, вырывая из
нашего прошлого и тьмы веков
страницы трудной и созидательной
жизни предков. И это же прекрасно —
жизнь и труды Павла Павловича не
забыты!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры