Беспокойное счастье Михаила Бачина
Беспокойное
счастье Михаила Бачина
Сергей КОЗЫРЕВ,
"Восточно-Сибирская правда"
С днем
рождения его поздравляло едва ли не
все более чем 270-тысячное население
Ангарска. Бесконечные здравицы
перемешивались с букетами роз,
гвоздик и тюльпанов, а десятки
поздравлений порой разбавлялись
радостными слезинками. В тот
незабываемый вечер лучшие
творческие коллективы города
дарили ему свои лучшие номера.
Почетную грамоту от благодарных
ангарчан ему вручил мэр Ангарска
Виктор Новокшенов, а председатель
областного комитета культуры Вера
Кутищева — от имени губернатора
Приангарья Бориса Говорина.
Виновник торжества — заслуженный
работник культуры и директор
центрального Дворца культуры
нефтехимиков Михаил Филиппович
Бачин. А еще в этот посвященный его
60-летию вечер с праздничной сцены
звучали не только поздравления от
его "двухтысячной семьи".
Особым подарком для юбиляра стала
персональная выставка ангарского
художника Анатолия Варенова,
галерею которой украшал портрет
молодого Михаила Бачина. Чтобы
оказаться в эпицентре такого
внимания, тепла, любви и доброты,
ему понадобилось пройти 10 лет по
тернистой дороге искусства…
Залихвастей,
чем пятнадцатилетний Мишка Бачин,
плясать задиристую
"Цыганочку" во всем Култуке и в
других прибайкальских поселках
никто не мог. Когда под задорный
аккомпанемент отцовской балалайки
он начинал выкидывать свои
коронные коленца, казалось, в пляс
следом пускался даже обеденный
стол. Да и могло ли быть иначе.
Счастливо вобрав в себя русскую,
бурятскую, польскую и немножко
цыганской крови, Миша едва ли не с
колыбели впитал в себя
музыкальность отца и напеваемые
мамой, Улитой Ивановной, задушевные
народные песни безвестных авторов.
И ему бесконечно хотелось точно так
же научиться играть на
незамысловатых народных
инструментах, петь точно такие же
завораживающие душу песни. Когда
после пятого класса им с батей
улыбнулся в тайге ореховый фарт и
на незапланированную выручку
Филипп Иванович купил в райцентре
простенькую гармошку, радости
Михаила не было предела. А как
только она заиграла, запела в
мальчишеских руках, култукские
девчонки не стали давать проходу
смугляному гармонисту. Он все
успевал — наколоть дров и натаскать
в дом воды, погонять шайбу и
поиграть в футбол, сбегать на
тренировку в баскетбольную секцию
и принять участие в подготовке к
очередной районной спартакиаде
гимнастов в Слюдянке, слетать за
пять километров на занятия
хореографией к детдомовской
воспитательнице и по вечерам новые
народные переплясы.
Появившись в
Ангарске, молодой Бачин и тут стал
нарасхват.
Комсомольский
секретарь цеха и член заводского
комитета комсомола, незаурядный
спортсмен и подающий большие
надежды танцор, передовик
производства и… солнечная мечта
ангарских девушек. И когда в 65-м в
заводском профсоюзе ему предложили
поехать на учебу в Ленинградскую
высшую профсоюзную школу,
согласился не раздумывая. Прошло
всего ничего, а он уже танцевал на
сцене известного на всю страну
Выборгского Дворца культуры, затем
выступал на кремлевской сцене,
приглашался в Октябрьский Дворец
на Неве на совместные с Пьехой и
Броневицким концерты. Михаилу было
еще учиться и учиться, а его уже
звали в именитые российские
ансамбли — Тихоокеанского
военно-морского флота и
Забайкальского военного округа,
Красноярский и Улан-Удэнский
театры оперы и балета. И все же
после ВПШ Бачин не колеблясь выбрал
полюбившийся Ангарск с его первыми
учителями и добрыми наставниками —
Иннокентием Филаретовичем
Толстихиным, Яковом Михайловичем
Фридманом, который вскоре и стал
сватом его будущем жены Татьяны. До
последних дней пестовал Фридман
талантливую чету, помогал
"выбить" на АНХК первый ордер
на двухкомнатную квартиру,
настаивал, чтобы Таня поступила в
ту же высшую профсоюзную школу,
нянчил их первенца Алешку.
Несмотря на
мизерную зарплату, скудость на
кухне, молодые Бачины жили до
самозабвения счастливо. В те 70-е из
их гостеприимной квартиры,
казалось, сутками не выходили
многочисленные друзья и соратники.
Наверное, за эту бессребреность и
редкую коммуникабельность в 90-х
годах коллектив нефтехимиков и
выбрал Бачина директором Дворца и
не пожалел об этом. Уже через четыре
года Михаил Филиппович совершил в
ДК техническую революцию, сменив
допотопное оборудование на
сверхсовременное американское с
компьютерным программным
управлением, прекраснейшим звуком,
"одеждой" сцены и даже
телефонной связью с пультом
управления. Вот почему столичные и
зарубежные артисты не устают
восхищаться и восторгаться
бачинскими нововведениями,
благодаря которым чище звучит
голос исполнителя, а звуки музыки
проникают до глубины души.
Только не
этими достижениями гордится Михаил
Бачин. Сейчас во дворце в различных
кружках, студиях, клубах по
интересам встречаются и занимаются
до двух тысяч юных и пожилых
ангарчан, и практически все
ансамбли или художественные
коллективы носят звания образцовых
либо народных, многими из которых
руководят заслуженные работники
культуры. Это "Юность
Ангарска" и "Родничок",
народный театр "Чудак", салон
мод "У Татьяны" и ансамбль
бального танца "Сюрприз". Да
разве все перечислишь; разве после
достигнутого нельзя не считать
дворец своим вторым домом, где тебя
ждут, надеются на тебя и верят.
Когда еще 20
лет назад его пытались выдвинуть на
заслуженного, а присвоили лишь в
январе прошлого года, он не
обижался, так как сызмальства
научился за бумажными титулами
видеть иной кладезь человеческих
ценностей. К его истокам он
припадал сам, а сегодня со всей
щедротой бачинской незаурядной
натуры учит других находить такие
колодцы в нашей непростой жизни. Не
случайно его как известного на всю
область режиссера-постановщика
широкомасштабных театрализованных
представлений с одновременным
участием десятков
"разношерстных" творческих
коллективов до сих пор приглашают
на проведение губернаторских
балов. Не случайно на его стихи
композиторы слагают песни, а
дружеские шаржи можно встретить в
гримерных десятков именитых
артистов России. А еще любит Михаил
Филиппович одаривать людей
афоризмами. Но, наверное, его слова,
что "счастье — это когда душа в
обнимку с сердцем", можно смело
отнести к самому Бачину.