издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Японский транзит

Японский
транзит

Дмитрий
Люстрицкий, "Восточно-Сибирская
правда"

Профессор
Еги Ямагучи представляет собой
классический образец японского
интеллектуала старой школы.
Невысокого роста, сутуловатый
японец, всегда безупречно одетый.
На пергаментно-желтом лице —
тактичная улыбка. Профессор
говорит, изредка заглядывая в
блокнот, где бисерным почерком — не
скажешь написаны, скорее
нарисованы — тезисы доклада.
Ямагучи в Иркутске не первый раз. В
августе 1999 он выступал здесь на
парламентском семинаре "Россия и
АТР". И тогда, и сейчас тема
выступления профессора —
транснациональный транспортный
коридор. На первый взгляд, идея
проста. Промышленность Японии
пожирает минеральное сырье и
топливо в гигантских масштабах.
Природные ресурсы архипелага
ограниченны, и экономика Японии
зависит от импорта. Свыше ста стран
мира обеспечивают бесперебойную
работу промышленности острова. Из
Австралии японцы везут железную
руду и алюминий, медная руда
поступает из Филиппин, свинец из
Канады, уголь из США… Огромный флот
контейнеровозов и сухогрузов
ежедневно везут через воды Тихого
океана тысячи тонн руды и металла
для Страны восходящего солнца. В
обратный путь суда уходят,
груженные радиоэлектроникой,
сверхсовременными машинами и
комплектующими для
высокотехнологичной
промышленности. Морской путь долог,
дорог и небезопасен. Япония
задыхается без надежной
транспортной артерии.

Кроме того, в
современных условиях Япония более
не может рассчитывать на
стабильное получение сырья и
топлива. Во многом это связано с
тем, что США тоже крепко подсели на
иглу экспорта ресурсов и все
активнее выдавливают "jap’s" —
"япошек" — из традиционных
сырьевых рынков.

А в России, до
которой рукой подать, простаивает
БАМ, слабо загружен Транссиб.
Только дотянись, и за 10-12 суток
японские грузы окажутся в Западной
Европе. Кроме того, Россия —
крупнейший экспортер минерального
сырья. Недра Сибири богаты
полезными ископаемыми, вот только у
нас нет денег, чтобы достать из-под
земли это богатство. А рачительные
японцы придают большое значение
освоению заграничных источников
сырья и не останавливаются ни перед
длительным периодом освоения, ни
перед значительными суммами
инвестиций.

Для того,
чтобы японский инвестор смог
реально прийти на просторы Сибири,
нужен сущий пустяк — соединить
Японию и Сахалин 70-километровым
железнодорожным тоннелем. Смело?
Наверное, да. Однако Ямагучи-сан не
похож на наивного чудака. На
пресс-конференции, заметив
скептицизм журналистов, японец
скупо улыбается: "Я не слышу
главного вопроса: кто за мной стоит?
Отвечаю: к проекту проявили интерес
группа фирм "Хитачи" и концерн
"Мицубиси". Россияне больше
знакомы с подразделениями этих
концернов, которые производят
бытовую электронику, но это только
верхушка айсберга. Японские
промышленные гиганты занимаются
буквально всем. Например, та же
"Мицубиси" производит и
истребители для японских ВВС, и
мощную технику для горных работ. К
проекту готова подключиться и
компания "Каджима Кенсетцу",
которая недавно закончила
строительство суперсовременного
тоннеля между Консю и Хоккайдо.
Сегодня в Японии создан
подготовительный комитет, который
ведет переговоры с другими
потенциальными инвесторами.

Интересно, а
что думают по поводу проекта
Ямагучи-сан у нас? Как ни странно,
заместитель начальника ВСЖД
Владимир Глазков говорит о проекте
без тени иронии. С его точки зрения,
технически этот проект вовсе не
относится к фантастике. Сейчас
завершается строительство
Северо-Муйского тоннеля на БАМе — 15
километров, пройденных в
сложнейших условиях. Россия
приступает к строительству тоннеля
под проливом Невельского, который
свяжет Сахалин с материком. Причем
работы были начаты еще в сталинские
времена.

Конечно,
существует несколько серьезных
технических проблем. Это и разная
ширина колеи, и разные системы
контроля за перевозками… Однако ни
одной технически неразрешимой
проблемы нет. При наличии
соответствующего финансирования
тоннель можно пробить за 6-7 лет.
Главная беда — нет денег.

Суперпроект
требует суперинвестиций, нищий
российский бюджет "стройку
века" не потянет. Осторожен пока
и японский инвестор — при всем
потенциале японских концернов их
средств может оказаться
недостаточно. И российская, и
японская стороны рассчитывают
привлечь к финансированию проекта
Всемирный банк. Если этот
могущественный международный
финансовый институт поддержит
проект господина Ямагучи, уже в
первой половине XXI века пассажир
сможет с комфортом проехать по
маршруту "Лондон — Токио" без
пересадок. Что даст
транснациональный коридор
Иркутской области? Заместитель
губернатора Иркутской области
Алексей Соболь настроен
оптимистично: "Для нас эта тема
важна: развитие экономики зависит
от инфраструктуры. Проект напрямую
связан с перспективами освоения
природных ресурсов, расположенных
на территории области". Сегодня
ВСЖД гоняет по БАМу порожние
составы только для того, чтобы
поддерживать в рабочем состоянии
пути и подвижной состав и платить
деньги железнодорожникам. Японский
рынок может стать локомотивом,
который вытянет из запустения
экономику северных районов
области. Вопрос о строительстве
транснационального транспортного
коридора включен в программу
"Байкальского экономического
форума", который пройдет в
Иркутске в сентябре 2000 г.
Ямагучи-сан пока обивает пороги
российских министерств, собирая
необходимые сведения и
согласования. Консультанты
"ОДА-проект" готовят документы
для оформления соответствующего
технико-экономического
обоснования, ведут переговоры с
потенциальными инвесторами. И кто
знает, может быть, еще нынешнее
поколение дачников, садясь на
пригородную электричку, будет
глазеть на сверкающий вагон
сверхскорого поезда "Токио-
Лондон"…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры