издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Правнуки Победы

Правнуки
Победы
Три месяца
продолжался областной конкурс
творческих работ школьников,
посвященный 55-й годовщине Победы

Проводило конкурс
Главное управление общего и
профессионального образования. На
заключительный, областной, тур было
представлено более 350 работ
учащихся от 1 класса до выпускного —
сочинения и рисунки, рассказы и
поэмы, очерки и стихи,
исследовательские работы по
фольклору военных лет.
Членам областного жюри пришлось
нелегко — не только потому, что
работ оказалось много, но и потому,
что уровень большинства из них
весьма высок; каждый юный автор —
наособинку, тут и эрудиция, и
самостоятельность суждений, и
выразительность языка, и
разнообразие художественных
средств. Но, пожалуй, одна из
наиболее привлекательных черт,
которую отмечают все члены жюри в
большинстве работ, — крепкая
документальная основа, опора на
реальную жизнь: ребята
рассказывают о такой далекой для
них войне, используя не только
абстрактное знание, почерпнутое из
книг и фильмов; чаще всего в
качестве героев они выбирают людей,
которых хорошо знают —
родственников, соседей, знакомых.
Отсюда щемящая интонация
искренности, особая трогательность
повествования.
Работа жюри закончена, определены
имена лауреатов в 4 номинациях
(сочинения, рисунки, литературные
работы учащихся,
исследовательские). К сожалению, у
нас нет возможности назвать всех
победителей — их около 60. Что
особенно радует, представляют они
практически всю территорию
области, включая сельскую глубинку.
Все они получат дипломы и ценные
подарки. Лучшие произведения юных
авторов войдут в сборник "Этот
праздник со слезами на глазах",
он готовится к изданию Главным
управлением образования. Еще одной
наградой стала выставка лучших
рисунков ребят в Сибэкспоцентре — в
праздничные майские дни их увидели
сотни иркутян и гостей города. Не
останутся без внимания и учителя,
подготовившие наших замечательных
лауреатов.
Сегодня мы предлагаем вашему
вниманию несколько работ из числа
лучших. Вчитайтесь в эти искренние
строки, всмотритесь в рисунки: они
обращены к прошлому, но —
удивительное дело! — дают всем нам
надежду на будущее. Ибо если дети
так остро чувствуют трепетную,
незримую связь времен, если в них
так сильно "уважение к
минувшему", которое Пушкин
полагал одной из коренных черт
нравственности, значит, им — будем
верить — достанет сил для созидания
не только самих себя, но и своей
страны, ее культуры, ценностей.

Вера
сберегла тебя от пуль

Вера ДМИТРИЕВА, 9
класс "А" средней школы N 45 г.
Иркутска

Дорогой мой
дедушка, помнишь, как ты сажал меня
на колени к себе, ласково гладил по
голове и рассказывал сказки? Тогда
мне все казалось сказками.

Самой
любимой была та, в которой молодой
кавалерист скакал по маньчжурским
степям, лихо сбив набок фуражку.
Затаив дыхание, я слушала о том, как
полз он по болоту в разведку, чтобы
добыть "языка", как, заслышав
чужую речь, переставал двигаться и
дышать, чтобы ничем не выдать себя,
как, раненный разрывной японской
пулей, истекал кровью холодным
промозглым днем, чтобы дождаться
ночи и добраться к своим.

Завороженная
твоими словами, я была участницей
этих событий и забывала о своих
капризах. Однажды, услышав о том,
что моего любимого героя сказок
враги взяли в плен и расстреляли,
ничего от него не добившись, я
горько заплакала. Ты вдруг очнулся
и, улыбнувшись мне, сказал:
"Глупышка, не плачь, ведь это был
я. Видишь, я остался цел и
невредим!"

Для меня было
открытием, что тот самый
герой-разведчик и мой дедушка —
один и тот же человек! Я не поверила:

— Как же, но
ведь тебя расстреляли!?

— Да, и даже
штыком пронзили, чтобы добить. Но
как же я мог умереть, если тебе надо
было еще родиться? Если бы я умер, то
не было бы на свете твоей мамы, а
значит, и тебя тоже.

— Ой, дедушка,
как хорошо, что ты выжил!

И я с жаром
просила рассказать еще и еще о том
времени, когда ты воевал с японцами
на реке с таким странным названием
Халхин-Гол.

Твоя военная
биография пестрит географическими
названиями. В страшном сорок первом
тебя послали защищать Ленинград.

Твой голос
дрожит, когда ты рассказываешь о
жизни ленинградцев. В ту блокадную
зиму ты спас девочку, замерзавшую
на Фонтанке. Ей было всего 8 лет, она
отстояла огромную очередь за
хлебом, но дойти до дома уже не
смогла. Так и лежала она на
набережной, сжавшись в комок,
спрятав на груди смерзшийся кусок
хлеба, но не смея его съесть, потому
что дома ждали парализованная
бабушка и двухгодовалая сестренка.
А мама еще осенью ушла на окопы и не
вернулась.

Ты поднял ее,
легкую, почти невесомую, закутал в
свой полушубок и понес по адресу,
который был написан чернильным
карандашом на лоскуте, пришитом к
пальто.

Вера — так
звали девочку — была единственной
кормилицей и хозяйкой в этой
промороженной и пустой квартире.
Пустой, потому что вся мебель и даже
рамки от портретов ушли на дрова.
Топить буржуйку уже было нечем.

Когда ты
вошел, неся девочку на руках, то
подумал, что в живых никого нет,
потому что никто не встретил вас. Но
вдруг в груде тряпья на кровати
кто-то пискнул. Это была малышка;
бабушка, лежавшая рядом с ней, была
уже мертва. Ты долго ничего не мог
сказать, потому что в горле стоял
ком. Ты похоронил бабушку, отогрел и
накормил детей, принес дров и,
оставив свой лейтенантский паек,
ушел, пообещав вернуться.

Твоего
возвращения ждали. Каждый раз,
появляясь у девочек, ты обещал
вернуться вновь, заставляя их жить.
Ты всем сердцем привязался к ним,
они стали для тебя родными детьми.
Так уж случилось, что младшенькая
не вынесла жестокой зимы…

Когда
блокада была прорвана, ты пошел
воевать дальше. Но где бы ты ни был,
ты всегда помнил о худенькой,
тоненькой, как свечка, девочке с
надежным именем ВЕРА. Ей, Верочке,
писал ты письма с Украины и Польши,
через сослуживцев отправлял
посылки с продуктами. Слезы
застилали глаза, когда ты получал
от нее письма, написанные крупным
детским почерком на тетрадном
листке. Она, Вера, оберегала тебя от
пуль. Ты ни разу больше не был ранен,
не валялся в госпиталях: судьба
тебя хранила.

Когда
закончилась война, ты сразу поехал
в Ленинград и забрал девочку Веру с
собой в Сибирь, чтобы воспитать как
собственную дочь. Кроме тебя у нее
никого не осталось.

Сейчас, когда
приближается День Победы, я
особенно остро чувствую, что тебя
уже нет… Ты всегда брал меня с
собой на парад. Я гордо восседала на
твоем плече или шла рядом, держась
за большую и надежную руку.
Заглядывая снизу в твое лицо, я
видела непривычно крепко сжатые
губы и слезы на глазах.

— Дедушка,
почему ты плачешь?

— Это слезы
радости, Верочка, — отвечал ты мне.
(Меня тоже зовут Верой в честь той
спасенной тобой девчушки — моей
тети). — Я радуюсь, что никогда не
повторится та ужасная война.

Теперь, когда
я уже повзрослела, многое мне стало
понятно. Восстанавливая по
крупицам события почти 10-летней
давности, я с тяжелым сердцем
ощущаю твое отсутствие. Мне не
хватает твоих добрых рук, ласковых
слов, твоей поддержки — мне не
хватает тебя!

Снова
приближается праздник Победы —
твой праздник, дедушка. Но ты уже
никогда не пройдешь по площади в
строю ветеранов, не возложишь
вместе со мной цветы к Вечному огню,
не будешь стоять возле него, сняв
шапку, и холодный ветер с Ангары не
будет шевелить седые пряди твоих
волос. Никогда!

Слезы
застилают мне глаза…

Дедушка
был мне ровесником

Инга ГОНЧАРОВА, 3
"Г" класс Култукской средней
школы N 7

О войне мне
рассказал мой дедушка Иван
Андреевич Геймур. Когда началась
война, ему было всего 6 лет. Вся
Украина была захвачена фашистами.
Немцы проводили учения в полях, и
детей нередко использовали как
живые мишени. Люди голодали,
приходилось есть сусликов, птичек.
Дедушка хорошо помнит первые слезы,
когда получали похоронки, и как
радостно было, когда закончилась
война.

Мой дедушка
пошел в первый класс не первого
сентября, а 6 октября 1943 года, когда
Советская Армия освободила их от
фашистов. В первый класс шли дети
разного возраста: кому было 7 лет, а
кому уже и 10, потому что те дети,
которые должны были пойти в школу в
сорок первом и сорок втором году,
из-за войны не могли учиться.
Школами служили дома, которые
остались неразрушенными. Многие
дети даже не знали, что такое парта.
Дедушка рассказывал, как один
солдат подарил ему и его брату свой
единственный карандаш, потому что
им нечем было учиться писать.
Игрушками для детей были патроны,
гранаты, снаряды. Многие погибали
из-за этого. Дети очень маленькими
шли на работу в колхоз. Пасли коров,
телят, косили рожь и сено, возили
снопы, собирали колоски.

Я знаю, что
сейчас тоже идет война — в Чечне. Я
видела по телевизору, как чеченские
дети плакали и не хотели
возвращаться в Грозный из
санатория, где они отдыхали. Разве
можно плакать, возвращаясь домой?
Это возможно только из-за войны. Как
жалко этих детей. Война — это
ужасно. Во время войны с немцами
живых людей сжигали в печах, а в
Чечне им отрезают пальцы и головы.

Я закончу
свое сочинение словами из
дедушкиного стихотворения
"Память":

… Я хочу, чтоб в
каждом доме, школе
Наши дети знали о войне.
Знали всех героев поименно,
Не черствели в роскоши квартир,
Прокляли бы все на свете войны
И боролись яростно за мир.

Сила
дружбы

Григорий ЗАЯХАЕВ,
учащийся 8 класса средней школы с.
Еланцы Ольхонского района

Война… Что я
знаю о ней? Мало, почти ничего. Знаю,
что это голод, смерть, кровь,
похоронки, слезы, Ленинград,
Белоруссия. Это не покалеченное мое
детство. А сколько ребятишек моего
возраста в Чечне сейчас не учатся,
голодают. Потеряли родителей,
лишились дома, тепла, уюта. О них
говорят — " дети войны".

И когда я
слышу по телевизору "дети
войны", вспоминаю бабушку
Екатерину Афанасьевну Алагуеву,
которая рассказывала нам о трудных
годах Великой Отечественной войны.

Работала моя
бабушка тогда в Черноруде. Однажды
привезли в село маленьких детей,
эвакуированных из западных городов
страны. Истощенные, худые ребятишки
разучились даже улыбаться, больше
молчали. Их разобрали по домам.
Много дней и ночей прошло, пока дети
оттаяли, ожили.

Колю
Кузьмина привезли из Мурманской
области. Он уже учился в школе.
Хорошо помнил отца, мать, родные
места. Мальчик сразу потянулся к
своей учительнице Екатерине
Афанасьевне. Подолгу рассказывал
ей о родителях, о деревне, где жил, о
своих земляках. Время было трудное.
Школьники работали наравне со
взрослыми. Помогали чабанам,
рыбакам, хлеборобам. Многому
научился Коля в бурятской деревне.
А главное — понял силу дружбы между
людьми.

Война шла к
концу. Не раз бабушка делала
запросы о родителях Коли. Наконец
пришел ответ. Жив отец, вернулся на
родину. Собрали денег, продуктов на
дорогу, одели мальчика. Отправили
его с группой ребят, уезжавших
домой. Но получилось так, что Коля
отстал от них, остался один в
Еланцах. И как будто почуяло сердце
бабушки неладное. Засобиралась она
в Еланцы. Приезжает — а по улице ей
навстречу идет Коля. Весь грязный,
зареванный, кинулся к ней, обнял и
давай плакать. Привезла обратно в
Черноруд Екатерина Афанасьевна
Колю. И только через неделю она сама
повезла его в Иркутск. И опять всей
деревней собирали мальчика в
дорогу, несли из дома все, что могли.
Собрали денег на дорогу, продуктов.

Приехав
домой, Коля сразу же написал письмо
Екатерине Афанасьевне. Теплое, с
благодарностями письмо пришло и от
отца Коли. Часто писал мальчик
одноклассникам, своей учительнице.
Рассказывал о своей жизни, об учебе.

Долгие годы
шла эта переписка. Не мог забыть
русский мальчик из Мурманска то
тепло и ласку, материнскую заботу и
привязанность, что нашел он в
тяжелую годину войны в далеком
бурятском селе на Байкале.

Война
оставила глубокий след в жизни
бабушки, тяжелые воспоминания. "А
история с Колей Кузьминым, —
говорила она, — добрый кусок моей
жизни".

Я, как и Коля,
верю в силу дружбы между народами. А
если есть эта вера, значит, не будет
беды, войны.

Выкуп

И.ГОЛУБЕВ, учащийся 6
"В" класса. с. Ербогачен
Катангского района

Вспомнился
мне случай, услышанный как-то у
таежных охотничьих костров…

Шла война.
Обессилевшие старики да малые дети
особенно трудно переживали зиму.

На заимке
далеко от села жили такие вот
старенькие дед с бабкой, да собачка
у них была… Шустрая такая,
рыженькая.

— Солнышко
наше, Внучка, — ласково говорили
старики и делились с ней последники
крохами.

Дед каждое
утро, когда даже трещали деревья от
мороза, шел смотреть петли, ловушки
на зверей. Но ничего не попадало,
так как далеко ходить старик уже не
мог, а близко дичь отпугивал лай
собаки да дым жилища.

Однажды
старый дед, опустив старое ружье
(эту одностволку бабка звала
кочергой, на что старик отвечал:
"и кочерга раз в год стреляет"),
сказал:

— Надо
забивать псину… Пропадем мы с
голоду, пропадет и она.

Баба
погладила Внучку, слезы покатились
из ее глаз.

Наутро
собака исчезла. Старики звали ее,
дозваться не могли. Пригорюнившись,
догадались, что она каким-то
собачьим чутьем поняла, что задумал
дед.

Но к вечеру
из кустов шиповника выскочила
Внучка с капалухой в зубах. Увидев
хозяина, она устремилась к нему и,
радостно виляя хвостом, положила
птицу у его ног. Весь вид ее и
собачьи глазки точно говорили:

Вот тебе,
старик, выкуп, только не убивай
меня. Вместе мы выживем…

Удивительно,
как она добыла эту птицу?!

Наверное,
зарывшись в снег, птица спала, а
потом не могла выбраться из сугроба
(после оттепелей корка бывает на
снегу твердая, наст называется) и
вмерзла в снег.

Но еще
удивительнее, что собака поняла
человека и помогла ему.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры