9 классов прошел -- о 10-й запнулся
9
классов прошел — о 10-й запнулся
Все началось 7 лет назад, с
принятием новой Конституции. Ее 43-я
статья снизила планку
обязательного школьного
образования до 9 лет, и школа таким
образом получила узаконенную
возможность принимать в 10 классы не
всех желающих, как прежде, а по
своему усмотрению. Чем она и не
преминула воспользоваться,
воздвигнув на пути 9-классников
барьеры конкурсного отбора. Школу
можно понять: она страдает от
переполненности, плохо
финансируется и стремится любым
способом облегчить свое положение.
Но можно понять и возмущение
родителей, которым, как выяснилось,
совершенно некуда девать своих
отвергнутых школой 14-15-летних чад;
можно понять работников милиции,
встревоженных резким ростом
преступности несовершеннолетних,
можно понять обеспокоенность
органов социальной защиты,
столкнувшихся с плодами
подростковой незанятости и
безнадзорности. Словом, ситуация
очень скоро достигла такой остроты,
что понадобился специальный Указ
Президента "О гарантиях прав
граждан Российской Федерации на
образование": вдогонку не самой
удачной из конституционных статей
Указ обязывал школу не чинить
никаких препятствий тем, кто желает
продолжить обучение в 10 классе.
Однако вернуться
к прежнему безоговорочному
всеобучу, увы, уже не удалось.
Новоприобретенная болезнь
"селекции" детей хоть и
потеряла остроту, но приняла
хронические, стертые формы. Тому
свидетельство — ежегодные
весенне-летние "обострения"
этой школьной болезни. Ее симптомы
дают о себе знать и нынче. О
последнем "урожае" жалоб
родителей, чьих детей школа
принимать в 10 класс отказывается,
мы беседуем с первым заместителем
начальника Главного управления
образования области А.К.Костиным.
—
Александр Константинович, как
явствует из писем и телефонных
обращений, главными жертвами
школьной дискриминации становятся
троечники. Что, и впрямь им дорога в
старшую школу заказана?
— И
Министерство образования, и наше
главное управление не однажды
разъясняли: право учиться в 10
классе имеет каждый закончивший 9
классов. При условии, разумеется,
что он аттестован, то есть сдал
экзамены за 9 классов и получил
документ об основном общем
образовании. Администрация школы
обязана предоставить ему
возможность продолжить обучение,
вне зависимости от того, есть у него
"тройки" или нет и сколько их.
Тройки — это, скорее, проблема
самого ученика и его родителей. Да и
потом, если рассуждать с чисто
человеческих позиций, согласитесь,
ответственность за тройку несет не
только подросток, но и учитель: он
ведь работал с учеником и в
определенной степени формировал
отношение к своему предмету,
уровень знаний…
Другой
вопрос — если речь идет о
поступлении в профильные классы с
углубленным изучением каких-либо
предметов. Старшая школа у нас, как
известно, имеет право выбирать
определенную направленность
обучения — гуманитарный профиль,
физико-математический,
естественно-научный. Понятно, что
школьнику со слабой подготовкой
будут не по силам программы
повышенного уровня и после
первого-второго полугодия его
неминуемо ждут неприятности. Так
что от усложненных программ при
наличии троек лучше отказаться. Но
все это педагоги обязаны
аргументированно разъяснить
родителям, убедить, предостеречь от
ошибки.
Тем не менее
и при наличии профильных классов
администрация обязана создать в
школе общеобразовательный класс, а
может, и не один. Дети здесь
обучаются по обычным, стандартным
программам и получают минимум,
который предусмотрен 11-летним
образованием.
Таким
образом, каждый из 9-классников
получает возможность продолжить
обучение. От школьника требуется
единственное — желание учиться.
— А если
это не просто школа, а гимназия?
Здесь, случается, без лишних
церемоний заявляют и детям, и
родителям: троечникам у нас не
место…
— Закон для
всех одинаков, и гимназии, и лицеи —
это общеобразовательные
учреждения, они не исключение из
общего правила. Как и в любой другой
школе, руководитель гимназии
обязан позаботиться об организации
не только профильных классов, но и
общеобразовательных — в полном
соответствии с запросами детей и
родителей. И тройки, повторяю, — не
повод для отказа в приеме в 10 класс.
А потом
давайте посмотрим на проблему с
моральной точки зрения. Ребенок 9
лет учился в школе, он, можно
сказать, сроднился с ней, привык к
этим стенам, и вдруг ему объявляют:
знаешь, ты нам не нужен, ищи себе
какую-нибудь другую школу… Не
имеют права педагоги такое своим
воспитанникам говорить. Кто лучше
их знает этих детей, их возможности,
особенности характера, поведения?
Поэтому будьте добры, учите их и
дальше, раз школьники и родители
этого хотят. Даже если есть тройки.
Даже если учится подросток не по
месту жительства — все равно он уже
для этой школы свой,
"доморощенный".
Есть и еще
один момент. Не исключено, что
сегодняшний троечник завтра
посерьезнеет, возьмется за ум,
определится в своих жизненных
приоритетах и выйдет на
"четверки". Все может быть, мы
ведь с живыми людьми имеем дело.
— Между
тем обиженные письма все идут и
идут. В частности, из гимназии N 2,
что в микрорайоне
Университетском…
— Такой
гимназии в Иркутске нет.
— ???
— Сегодня
существует средняя школа номер 41
города Иркутска. Статус, тип и вид
образовательного учреждения
определяются после прохождения
государственной аттестации и
аккредитации. Школа номер 41
аттестации пока не проходила и
статуса гимназии не имеет. Но
престиж ее высок, поэтому "в
народе" ее называют гимназией.
— Но как
раз народ-то — я имею в виду
родителей — не очень доволен и
статусом, и тем, что происходит в
этом учебном заведении. Вот строки
из коллективного письма: "Детей,
имеющих тройки, из гимназии
выживают. Чтобы попасть в десятый
класс, дети должны сдать
вступительные экзамены, но
троечников уже в январе
предупредили, что в 10 классе им не
учиться, даже если экзамены они
сдадут. Школьники проходят через
педсоветы, беседы с директором.
"Кому вы такие нужны?" —
говорят им прямо в лицо. Дети,
приходя домой, рыдают"… О фактах
"зажима" тех, кто имеет
несколько троек, сообщают и из
школы-гимназии N 25.
— Конечно, с
такими фактами надо тщательно
разбираться. Но предварительно
могу сказать родителям — авторам
письма: ваши дети имеют полное
право продолжать учиться, пусть и с
тройками. В общем, все, что мы
говорили выше по поводу приема в 10
классы, вполне применимо и к этим
конкретным случаям.
— А как
насчет экзаменов в 10 класс?
— Никаких
вступительных экзаменов или
тестирования быть не должно.
Действует общее правило: каждый
желающий должен учиться. И этим все
сказано.
—
Некоторые родители жалуются, что в
иных школах уже в 7-8 классах, а то и
раньше, начинают делить учеников по
признаку успеваемости. Детей с
тройками предупреждают, что им в 10-м
не учиться…
— Это тоже
незаконно. Профильная подготовка
начинается у нас только на третьей
ступени обучения. Практикой
доказано, что ранняя
профессионализация никакой роли не
играет. Если говорить о среднем
звене, о 7-8 классах, то для
углубленного изучения тех или иных
предметов существует вариативная
часть программы, куда включаются
предметы по выбору. Каждый, кто
интересуется какой-то определенной
дисциплиной, получает, таким
образом, возможность углубить свои
знания. И этого пока достаточно.
Вообще легче,
наверное, назвать те учебные
заведения, которым дано право
принимать в 10 класс не всех
желающих, а по конкурсу: это лицеи.
Потому, прежде всего, что это
старшая ступень школы, где ведется
целевая подготовка в вузы. Дети
занимаются здесь по углубленным,
интенсивным программам, они не
каждому по силам.
—
Предмет нашего разговора,
Александр Константинович,
наверняка будет интересен
родителям — он ими и заявлен. Но вот
что обидно: все то, о чем сейчас идет
речь, руководители школ знают не
хуже нас с вами. Обидно, что школа,
которая неустанно говорит об
индивидуально-личностном подходе к
детям, сама становится
нарушительницей прав ребенка на
образование. Причем нарушения
принимают порой и вовсе хитроумные
формы. Пишут, например, о том, что та
же тройка становится своего рода
орудием вымогательства, когда
родителям недвусмысленно дают
понять: хотите, чтобы ваше дитя
училось в десятом классе — внесите
в фонд школы деньги. И суммы
называют немалые, измеряемые
тысячами. Обидно, что, сообщая об
этих фактах, родители просят не
называть их фамилий — настолько
осознают они свою полную
зависимость от директора, учителя.
Из-за анонимности авторов и мы
порой школы-нарушительницы назвать
в открытую не можем… Закончится ли
это противостояние тех, кому
вообще-то положено быть в одной
упряжке: с одной стороны — школы, с
другой — родителей и детей?
— О
противостоянии, наверное, говорить
нельзя. Конечно, нарушения есть, но
они единичны, массового характера
не носят. В большинстве школ такие
проблемы не возникают. Приведу
важный показатель: в прошлом году
около 70 процентов 9-классников
перешло в старшую школу. Это
солидная цифра, и с каждым годом она
увеличивается.
Что же
касается родителей, я думаю, они не
должны бояться отстаивать права
своих детей, — как видим, закон
полностью на их стороне. И тут можно
использовать разные средства. Я
знаю, что многие из родителей
совершенно незнакомы с таким
важным документом, как Устав школы.
И напрасно. Это своего рода
конституция учебного заведения, в
нем отражены все правила его жизни.
Опираясь на этот документ, можно
очень эффективно отстаивать права
детей.
Поэтому
настоятельно советую: придя
записывать ребенка в 10 класс,
ознакомьтесь, пожалуйста,
внимательно и подробно со всеми
учредительными документами, с
программой — и тогда многие вопросы
отпадут сами собой. И вообще
осознайте свою родительскую
ответственность за обучение сына
или дочери на Ш ступени школы, чтобы
потом не возникали вопросы при
выдаче аттестата. А то бывает так:
записали в 10 класс — и думать про
школу забыли.
Ну, а если
нарушения все же возникают, то,
конечно, замалчивать подобные
факты нельзя. Нужно сообщать о них
либо в районный или городской
отделы образования, либо нам, в
главное управление. Действуя
совместно, я думаю, мы изживем это
явление, которое школу, конечно же,
не украшает.
— Будем
надеяться, читатели прислушаются к
вашим советам. И напоследок давайте
напомним телефоны доверия Главного
управления образования — они
наверняка пригодятся родителям в
эту горячую пору. Итак, (3952)34-07-76 и
34-18-86. Звоните, вам всегда помогут в
разрешении любых, самых сложных
конфликтов.