С благословения археипископа
С
благословения археипископа
В прошлом выпуске "Большой
перемены" мы рассказывали об
открытии в Иркутске в 1725 году
первой, так называемой
"мунгальской", школы. Сегодня
продолжаем экскурс в историю. О
дальнейшем развитии школьного дела
в нашем крае рассказывает директор
областного музея народного
образования Лев Петрович
МЕНЬШИКОВ.
— Лишь спустя
почти 30 лет после рождения первой
школы в Иркутске появилась вторая —
в 1754 году открылась школа геодезии
и навигации "навигационная
школа"). Она замечательна еще и
тем, что, по сути, положила начало
профессионально-техническому
образованию в нашей губернии.
Создание
этой школы, как и почти
одновременное открытие подобных
школ в Нерчинске, Охотске, Якутске,
было вызвано насущной
необходимостью: ждали освоения
присоединенные к России восточные
и северные территории. Для этого
нужны были судостроители и
штурманы, лоцманы, геодезисты и
специалисты военного дела.
Школа
состояла из трех ступеней: в первых
классах (так называемая
"российская школа") велось
обучение чтению, письму, основам
грамматики; в средних классах
("арифметическая школа")
изучали арифметику, геометрию,
тригонометрию; в старших, или
"специальных", классах —
географию, астрономию, геодезию,
навигацию и другие специальные
предметы.
Время на
обучение в каждой ступени было
разным — от одного до трех лет.
Принимались в школу подростки и
юноши всех сословий в возрасте от 12
до 20 лет. Все они находились на
государственном обеспечении,
получали "кормовые" деньги.
Число учащихся доходило до 200.
А еще через
четверть века произошло событие,
которой стало вехой не только в
развитии системы образования, но и
в целом в культурной жизни
Иркутска: открылось первое в городе
и губернии среднее учебное
заведение — духовная семинария.
Большая роль в его создании
принадлежала тогдашнему
иркутскому архиепископу Михаилу
(Матвею Миткевичу).
Обучение в
семинарии продолжалось до 10 лет: 4
года в духовном училище (бурсе) и
еще 6 — в самой семинарии. Наряду с
богословскими дисциплинами
изучались история, логика,
психология, словесность, физика,
математика.
Многие
воспитанники семинарии посвящали
себя в дальнейшем не церковной, а
светской деятельности — ведь
других средних учебных заведений в
Иркутске в ту пору не было. В стенах
семинарии учились выдающихся наши
земляки — А.П.Щапов и М.В.Загоскин.
Оба затем закончили Казанскую
духовную семинарию и занимались в
дальнейшем преподаванием и
литературой. А.П.Щапов известен
также как революционный демократ и
ученый-этнограф, а М.В.Загоскин —
как писатель и корреспондент
первых иркутских газет. Памятники
на могилах этих замечательных
людей сохранены и поныне (на
Знаменской горе и в ЦПКиО).
В эти же годы
(1780-81) была основана Иркутская
"градская" (городская) школа.
Она стала первым светским учебным
заведением, построенным на
средства, собранные по подписке
среди купечества. На момент
открытия в школе было 135 учащихся,
работало три учителя.
Иркутск
постепенно разрастался, а вместе с
этим росло и число желающих
получить образование. Существующих
учебных заведений не хватало, чтобы
удовлетворить эту потребность,
поэтому важным событием в жизни
города стало рождение Главного
народного училища. Оно было открыто
в 1789 году по Указу Екатерины П. В
состав училища влилась созданная
ранее также "градская" школа.
Таким
образом, к началу 19-го века в
Иркутске существовало пять учебных
заведений: школа переводчиков
(бывшая "мунгальская"),
духовная семинария, школа
навигации и геодезии Главное
народное училище и гарнизонная
школа — здесь обучали грамоте
военнослужащих в соответствии с
Указом Петра 1.
О том, какие
перемены в жизнь иркутских школ
внес новый, 19-й, век, мы расскажем в
следующем выпуске "Большой
перемены".