издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Против воды и огня

Иркутское управление
лесами,
Иркутская база авиационной охраны
лесов
и Государственный комитет по
охране окружающей среды
Иркутской области желают всем
недымной весны и убедительно
просят
не разжигать костров в лесу
и на дачных участках.

Против
воды и огня

Георгий
КУЗНЕЦОВ, "Восточно-Сибирская
правда"

Пробуждающейся
природе, ласковому солнцу, первому
настоящему теплу и первой зелени
радуются, пожалуй, все. Но у многих
эта радость перемешана с тревогой,
потому что именно весной
значительная часть наших земляков
ждет явления двух противоположных,
противоборствующих стихий — воды и
огня! Кто-то опасается возможных
наводнений, а кто-то готовится к
неизбежным лесным пожарам.

Областные, городские,
районные, сельские власти — не
исключение. Их задача — подготовить
все и вся к встрече со стихиями,
чтобы не допустить человеческих
жертв, свести к минимуму
экономический ущерб.

Специальная
экспедиция Иркутскгидромета
завершила традиционную весеннюю
снегосъемку в горной части
Иркутской области, получив
ключевую информацию для
составления и уточнения
паводкового прогноза на нынешнюю
весну. К счастью, объективных
данных для мощных и тем более
катастрофических наводнений не
выявлено. Запасы воды в снеге (это
главнейший показатель для
определения мощности паводков) в
крайних западных районах примерно
соответствуют средним многолетним
значениям. На высотах 1200 метров —
немного больше, но в большинстве
других районов и на других высотах
составляют от 70 до 90 процентов
нормы.

Правда,
Леонид Проховник, руководитель
Иркутскгидромета, предупреждает,
что успокаиваться рано: отдельных
подтоплений, скорее всего, не
избежать. К этому тоже надо
готовиться. Кроме того, запасы воды
в снеге — хоть и главный, но не
единственный показатель половодья.
Многое будет зависеть от
температурного режима, от
интенсивности солнечного
излучения, от количества
атмосферных осадков, от местных
специфических особенностей
конкретных районов и множества
других нюансов. Тревожат малые
реки, которые могут выйти из
берегов в связи с интенсивным
таянием снегов на склонах. Особую
тревогу вызывают реки, на которых
часто возникают ледовые заторы.
Нынче в связи с особой прочностью
льда, которую он набрал во время
сильных январских морозов,
сохраняется возможность
образования крупных заторов на
Бирюсе, Лене, Нижней Тунгуске и
некоторых других реках.

Проблема
возможных наводнений была
рассмотрена специальной
межведомственной паводковой
комиссией у заместителя
губернатора области Сергея Брилки.
Ее главный вывод и главное решение
— не расслабляться! Быть готовым к
любым неожиданностям. По мере
уточнения складывающейся ситуации
эта комиссия будет собираться еще
не раз.

С огненной
стихией дело обстоит сложнее.
Наступившее тепло может в
считанные дни согнать снег,
оставшийся в лесах, и окончательно
высушить прошлогоднюю траву. А май,
по прогнозу Иркутскгидромета, тоже
ожидается довольно сухим, теплым и
(это самое страшное) ветреным.
Создадутся идеальные условия для
возникновения и быстрого
распространения лесных пожаров.
Поэтому к борьбе с лесными
пожарами, по мнению руководителя
Иркутскгидромета, область должна
готовиться основательно. При этом
Л. Проховник вновь говорит о
множестве возможных нюансов и
влиянии местной специфики в
локальном формировании погоды, а
значит, и в определении районов
особо высокой пожарной опасности.

Николай
Любуцин, руководитель Иркутской
базы авиационной охраны лесов,
рассказал, что еще в марте под
Железногорском были проведены
основательные тренировки
пожарных-десантников. Это
настоящие профессионалы,
специализирующиеся именно на
тушении лесных пожаров, причем
самых крупных и самых сложных.
Группа десантников в три-пять
человек на лесном пожаре способна
заменить полтора-два десятка людей,
привлекаемых к тушению тайги из
других, неспециализированных
предприятий.

Анатолий
Филимонов, заместитель
руководителя Иркутского
управления лесами, за
метеопрогнозом следит внимательно.
Это помогает более эффективно
использовать далеко не избыточные
денежные средства, выделяемые
государством на борьбу с лесными
пожарами, помогает лесной охране
"оказаться в нужное время в
нужном месте". Но, как говорится,
на Бога (в этом контексте — на
погоду) надейся, а сам не плошай.
Истинной гарантией для
предупреждения катастрофических
пожаров являются, по убеждению
Анатолия Ефимовича,
профессиональная, материальная,
техническая подготовленность
лесхозов к борьбе с огнем.
Тщательные проверки лесхозов,
проводимые специалистами
управления с конца февраля, помогли
выявить упущения, но сегодня уже
можно сказать, что в общей массе к
нынешнему пожароопасному сезону
лесхозы подготовились лучше, чем в
прошлом году.

Ангарский
лесхоз, территория которого
примыкает к Байкальскому и
Голоустненскому трактам, А.
Филимонов проверял лично. Проверял
дотошно и скрупулезно: наличие
необходимых приказов,
распоряжений, другой документации,
связанной с пожароопасным сезоном,
достаточность запасов ГСМ, наличие
и исправность техники,
специнвентаря, таборного имущества
и продуктов питания для бригад,
которые будут тушить пожары. Особое
внимание — профилактическим
работам, включая пропагандистскую
и разъяснительную работу с местным
населением и горожанами,
выезжающими на территорию лесхоза
для отдыха.

Повышенное
внимание к этому лесхозу не
случайно. Его территория — зеленая
зона областного центра. Здесь
излюбленные места иркутских
любителей пикников, рыбаков,
охотников. Здесь сконцентрировано
огромное количество дачных
участков. В самый опасный в
пожарном отношении период — начало
лета — сюда отправляются сотни
горожан на сбор черемши и
папоротника… А где много людей, там
много и пожаров. Это, увы, печальная
аксиома. В зеленых зонах населенных
пунктов едва ли не сто процентов
всех загораний происходит по вине
людей.

Наслушавшись
рассказов финских коллег
(последние годы они здесь частые
гости) об обилии дорог, разделяющих
на отдельные некрупные блоки все
леса Суоми, директор Ангарского
лесхоза А.Г. Черняк решил
использовать их опыт. Разумеется, в
собственной переработке. Такого
количества дорог и того качества,
что в Финляндии, силами лесхоза у
нас все равно не построить. Но…

Подготовка к
задуманному началась несколько лет
назад прочисткой старых лесовозных
дорог (в сороковых и пятидесятых
годах здесь были массовые
лесозаготовки). Эти дороги
становились осевыми. Одновременно
отыскивались по воинским частям и
покупались "за малые деньги"
неисправные "бээмпэшки" —
боевые машины пехоты, которые
восстанавливались и
переоборудовались местными
механиками. А с конца января
нынешнего года началось деление
лесов на отдельные блоки, замкнутые
дорогами по периметру.

Конечно, с
финскими эти дороги не сравнить.
Городские пожарные машины, как в
Финляндии, по ним не пройдут. Даже
вездеходам ГАЗ-66 не все они будут по
силам. Это, скорее, даже не дороги, а
особые минерализованные полосы,
сдерживающие распространение не
успевших набрать силу низовых
пожаров.

Минерализованные
полосы, то есть полосы голой земли,
на которых гореть нечему, —
традиционная профилактическая
мера для большинства лесхозов. Но
обычно это бывают канавы,
пропаханные специальным плугом. Их
пропахивают летом, когда оттает
земля, а значит, когда леса уже
горят и большая часть лесной охраны
занята на пожарах. Черняк же
сэкономил несколько месяцев, начав
обустройство своих лесов зимой,
когда лесники относительно
свободны. Но самая, может быть,
главная особенность его пока еще
экспериментальной технологии в
том, что вместо традиционной
канавы, он приспосабливает эти
полосы для проезда соответствующей
техники. В том числе и для тех самых
восстановленных и приспособленных
к тушению лесных пожаров БМП: на них
наварены емкости для воды, могут
устанавливаться помпы.

А главное, по
словам директора лесхоза, — высокая
проходимость этих машин, их
маневренность и совершенно
необычная для фактического
бездорожья скорость. Одно дело
тащиться несколько десятков
километров на тракторе с
прицепленной "телегой" или
вовсе идти пешком и нести на себе,
кроме продуктов, еще и нужный
инвентарь, другое — ехать в
относительно комфортных условиях с
хорошим снаряжением и со скоростью
от 10 до 40-50 километров в час. Эта
техника, собранная под заборами
воинских частей, обеспечивает
лесным пожарным не только
драгоценную оперативность, но и
безопасность.

Нетрадиционных
минерализованных полос, которые
можно использовать в качестве
дорог для гусеничной техники,
Ангарским лесхозом только в этом
году проложено уже свыше 200
километров. Директор намерен
успеть проложить их еще километров
50—60. Он с гордостью рассказывает
Филимонову, что, кроме трех БМП, к
пожароопасному сезону в лесхозе
полностью подготовлены еще семь
трелевочных тракторов,
укомплектованных специальными
плугами для прокладки традиционных
минерализованных полос, два
тяжелых бульдозера, две пожарные
машины на базе ГАЗ-66, ВПЛ-149
(вездеход пожарный лесной)…
Содержать и обеспечивать все это
хозяйство, конечно, дороговато. Но
живой лес, безопасность которого
обеспечивают лесники, стоит дороже.

По вопросам и
репликам проверяющего видно, что он
вполне удовлетворен ситуацией. Тем
не менее на вопрос о впечатлениях и
результатах проверки Филимонов
отвечает коротко и суховато:
"Ангарский лесхоз подготовлен
неплохо. Лучше некоторых.
Минерализованные полосы,
приспособленные для проезда
гусеничной техники, делаются
продуманно. Но это пока
эксперимент. О его результатах
будем судить осенью, по окончании
пожароопасного сезона…".

Возвращаемся
из леса на броне БМП. Александр
Черняк показывает на дальний
хребет и говорит, что тот участок в
свое время был обойден вырубками.
Там старая темнохвойная тайга:
мощнейший кедрач вперемежку с
пихтой и лиственницей. В пожарном
отношении такой лес очень уязвим.
Но для любителей пьяных пикников
он, к счастью, недоступен, потому
что далеко. А вот браконьеры,
которых лесники тоже относят к
числу главных "поджигателей",
туда забираются.

— Эти леса
относятся к зоне Байкала. Они
обеспечивают чистым воздухом
Иркутск, — говорит Александр
Григорьевич. — Мне приятно, что наши
люди понимают это и относятся к
своей работе как к доброму делу…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры