Бесконечно прекрасный мир
Бесконечно
прекрасный мир
Светлана
ГРИГОРЬЕВА
После
реставрационных работ здание
Экономической академии стало
напоминать обжитой дворец, в
котором рачительный хозяин
позаботился не только об удобстве
предназначенных для работы
помещений, но и об их эстетической
привлекательности.
Восстановленная лепнина потолков,
стены, украшенные картинами,
превратили читальные залы в храм
знаний, где царят еще красота и
изящество форм.
В этой
импровизированной галерее
представлены сегодня художники
Алла и Виктор Мироненко. Он —
живописец, она — флорист, а вместе
их работы составляют гармонический
рассказ о природе, изложенный
разными изобразительными
средствами.
Бывает,
сначала Алла составляет композиции
для Виктора, который передает на
холсте буйство их разнотравья,
листьев, стеблей, их цветовую гамму.
Потом жена из этого же букета
создает флористику, распределяя
каждое растение совсем в другой
последовательности, не похожей на
картины Виктора. На выставках они
дополняют друг друга —
мужественный и жесткий взгляд
живописца, смягчается нежной
пластикой флориста.
Но в работах
супругов есть и много общего: в
композициях Аллы совсем нет
женской милоты, в них
прослеживается художественная
логика, четкое распределение
пространства, в картине нет ничего
лишнего, все организовано в той
последовательности, которая
обнаруживает хороший вкус и
чувство красоты.
Виктор
Мироненко в разные периоды своего
творчества всегда был художником
разным. Последнее время он тяготеет
к аскетизму, тонкой проработке
странных, почти фантастических
форм природы. Его взгляд
останавливается на деревьях с
вывернутыми корнями, странном
изломе почти мертвых стволов.
Трагически одинокими кажутся
деревья, устремленные своими
ветвями вслед за порывами ветра,
холод которого ощущается в зябкой
стылости зимнего пейзажа. А
соединение пространств неба,
байкальской водной глади,
причудливого нагромождения камней
и деревьев часто создает атмосферу
мудрой созерцательности,
сосредоточенной на размышлении о
жизни, месте человека в природной
стихии.
Виктор —
мастер, виртуозно владеющий не
только техникой живописи, но
научившийся в последнее время
наполнять ее глубоким содержанием.
Алла, скорее, талантливая ученица
своего взыскательного
мужа-учителя. Звезды помогли
соединиться этим судьбам, хотя брак
кому-то может показаться
невозможным — разница в возрасте
супругов равняется двадцати годам.
Виктор по
окончании Иркутского училища
искусств получил рекомендацию на
продолжение обучения в Московском
художественном институте имени
Сурикова. Но маленький сын, жена…
Как говорят, "по семейным
обстоятельствам" он остался в
Иркутске, начал работать в училище,
студентом которого был еще вчера,
поступил на заочное отделение
исторического факультета
педагогического института. Горе
пришло нежданно, тяжело заболела и
умерла жена, сын Володя учился уже
на пятом курсе политехнического
института.
Так и начали
они жить — отец и сын, двое мужчин,
научившихся понимать друг друга с
полуслова. Как-то Володя привел
домой компанию однокурсников,
среди которых была большеглазая
девчушка, уставившаяся на Виктора
как на живого классика.
Любовь
преодолела все пересуды,
неизбежные в подобной ситуации,
соединив сердца в прочный союз, а
спустя двенадцать лет родился
долгожданный сынишка.
Ему дали
красивое имя Арсений, и сегодня
трехгодовалый мальчуган, сделал
отца молодым, заставил с большей
энергией работать, созидать,
творить. Аллу, заботливую маму, не
могут дождаться из декретного
отпуска на работе, в
реставрационных мастерских
"Традиция". Этот казавшийся
когда-то неравным брак, стал
счастливейшим из существующих.
На выставке в
Экономической академии почти рядом
разместились портреты Юрия
Ножикова и Виталия Венгера. Эти
работы кажутся чуть парадными, но
живыми в проявлении характеров их
героев. Ножиков улыбается на
портрете знакомой и
обезоруживающей улыбкой, Венгер —
театрален, его профессиональную
принадлежность можно определить
сразу.
Когда Виктор
Мироненко пишет портреты своих
соотечественников, людей, живущих
рядом с ним, например, известного
ученого Телятьева или героя
гражданской войны в Сибири
Дворянова, ему ничего придумывать
не надо — живой человек с
выраженным характером рядом, надо
только уловить его самые яркие
черты. Но в другом увлечении
художника — создании портретов
декабристов Волконского или
Трубецкого — нужно воображение,
умение представить образ в
пространстве времени, отдаленном
от нас почти двумя столетиями,
суметь ощутить и передать
состояние души поколения
победителей войны 1812 года, их
гордый дух и решимость совершить
дерзкий поступок протеста против
царя.
По
образованию Алла архитектор. Ее
флористические композиции,
наверное, близки к балетному
изяществу Чайковского. А Виктор?
Иногда слышишь в его картинах
демонизм Вагнера, в другой раз —
торжественность Равеля.
Но какими бы
разными ни были они в творчестве,
художественную задачу они решают
все ту же одну и вечную — помогают в
обычном увидеть бесконечно
прекрасный мир.