издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Сочиняет по наитию"...

"Сочиняет
по наитию"…

Светлана ЖАРТУН

Прошедший
понедельник для автора-исполнителя
Валерия Стукова оказался легким и
радостным — в театре юного зрителя
имени Вампилова прошел его
творческий вечер.

Друзья,
добрые знакомые, среди которых были
поэты, художники, артисты, тихонько
подпевали мелодии песен, знакомых и
узнаваемых. Выделялись
"шестидесятники", вспомнившие
в эти минуты свои юношеские ватаги,
какими ходили по Иркутску,
опьяненные разговорами о любви,
искусстве, счастливые родством душ.

Среди
будущих писателей — Александра
Вампилова, Вячеслава Шугаева, Глеба
Пакулова, Геннадия Машкина — был
один несостоявшийся металлург —
Валерий Стуков, который с детства
не расставался с гитарой.

Друзья-писатели
помогли молодому
автору-исполнителю воспитать вкус
к поэзии. Песни его стали популярны
в начале шестидесятых годов и
звучали в передачах радиостанции
"Юность". Если встречались в
песнях плохие слова, Валерию
Стукову становилось стыдно. Друзья
подбрасывали ему стихи, которые он
смог бы полюбить, найти к ним
единственно верное музыкальное
сопровождение. Вячеслав Шугаев
открыл для него Петра Драверта —
известного ученого, поэта. В
соавторстве с ним родилась песня с
якутскими мотивами "От юрты до
юрты", которая широко разошлась
среди поющего народа. Александр
Вампилов привез из Москвы
рукописный вариант стихотворения
Николая Рубцова "Зеленые
цветы" и сказал: "Посмотри".
Если Вампилов говорил так, значит,
песню надо было писать. Она, эта
песня, родилась задолго до выхода
сборника стихов поэта. Потом были
песни "В горнице",
"Прощальная" и "Осенняя";
к ним Рубцов сам сочинил мелодию. Но
они были корявыми, немелодичными.
Стуков уловил в их неровном
звучании смысл авторской идеи,
обработал, сделал ритмичными и
напевными. Сегодня песню "В
горнице" часто называют
народной.

Как могло
случиться, что парень без
образования и каких-либо
профессиональных навыков в
сочинительстве не просто запел, а
стал придумывать мелодии,
полюбившиеся широкой аудитории
слушателей? Наверное, потому, что в
его доме все пели: обожаемый им дед,
красавица мама и отец, который,
правда, не пел, но играл на
мандолине. Представляете оркестрик
— балалайка, гитара и мандолина —
это семья Стуковых вечерами пела
свои любимые песни и романсы.
Долгое время домашней реликвией
была пластинка, подписанная
Вадимом Козиным: "Вспоминайте
нашу сыгровку". Как оказался
Козин в Иркутске, Валерий не помнит,
да и пластинка давно куда-то
пропала, но память хранит атмосферу
дома, в котором близкие любили петь.

Сын Валерия
Вениамин, названный в честь деда,
сегодня тоже сочиняет музыку, но, в
отличие от отца, образование
получил — сначала в Иркутском
музыкальном училище, потом во
Владивостокском институте
искусств. Сегодня преподает на
музыкальном факультете
педагогического университета.

Валерий
считает что в любом творчестве
должен быть в первую очередь тонкий
вкус, наитие и никакой пошлости и
примитива. Для Валерия Стукова
эталоном в искусстве был и остается
Чарли Чаплин. Каждое движение,
мимика, взгляд, поворот головы
великого артиста — образ,
запечатлевающийся на всю жизнь, это
выразительность, в которой нет
ничего лишнего, все выверено до
мельчайших подробностей.

Валерий
Стуков подошел к серьезному юбилею
— своему шестидесятипятилетию. Из
друзей юности он чаще вспоминает
Александра Вампилова, удивляясь и
сегодня его открытости, верности
дружбе.

Поступив
после школы в
горно-металлургический институт,
Валерий Стуков понял, что забрел не
туда, скучно было. Его романтика
влекла к себе, тайга. Каждое лето он
уходил рубить просеки, пробивать
шурфы, выполнять нелегкую мужскую
работу. Душа пела, и ближе к осени он
начинал с нетерпением ждать, когда
полетят "белые мухи" и можно
будет вернуться в Иркутск, начать
показывать друзьям песни,
рожденные под шелест листьев и
трав.

Женился по
любви с первого взгляда. Как-то
Новый год застал его в Братске,
когда там велось строительство
легендарной ГЭС. Как был в унтах,
ватных брюках, так и направился на
праздничный бал. Почему-то, когда
объявили "дамский вальс", он не
стал ждать приглашения, сам подошел
к нежной девушке и уверенно обнял
ее за талию. Тамара Сергеевна,
Тамарочка — она приехала в Братск
по распределению, закончив
Московский библиотечный институт,
и по первому зову перебралась к
Валерию в Иркутск. Сколько лет
прожито вместе! Сколько друзей
привечала, откармливала,
отогревала от житейских невзгод.

Валерий
говорит, что своим песням не
придает значения, они текут вместе
с кровью в его жилах. Прежде всего
человеком надо быть, культура
должна быть и доброта. "То, что
поет Стуков, — говорил Вампилов, —
это не бардовская и не авторская
песня, это русский романс, русская
песня. — И добавлял: Нет, как Гомер,
не знает, сочиняет по наитию"…

Как-то с
Сергеем Иоффе они ехали в поезде на
творческую встречу. А до этого по
радио прошла передача о поэте,
посвященная новому сборнику его
стихов, где прозвучала песня
Стукова "Ты меня не кори".
Стуков в вагоне решил
подрепетировать ее немного. Вдруг
из соседнего купе прибежали
несколько девчушек и напористо
спросили:

— Вы откуда
знаете эту песню? Она наша,
красноярская…

Авторы не
стали разубеждать девушек,
внутренне гордясь тем, что песня
так скоро обрела народную
популярность.

…В этот
вечер песни Валерия Стукова
звучали в исполнении актеров
драматического театра и театра
юного зрителя, артистов филармонии.
Эти песни были цитатами из
спектаклей "Воронья роща",
"Дорогой Саша" (по пьесе
Владимира Жемчужникова), "Мы
бежали от заката". Так
получилось, что, соединившись
судьбами в молодости с Александром
Вампиловым, Стуков все эти годы
писал песни к спектаклям,
поставленным по его пьесам, пронес
светлую память о драматурге, и
вдохновение приходило даже от
мыслей о нем.

Вечер
состоялся в театре имени Вампилова
и организован был фондом имени
Вампилова. Многие песни Валерия
Стукова тоже звучали в память о
Вампилове…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры