Великий пост
Великий
пост
30 апреля
Православная церковь будет
отмечать праздник Пасхи —
Воскресение Христово.
Этому празднику
праздников предшествует Великий
пост — один из важнейших и самых
древних из многодневных постов —
святая Четыредесятница. Он
напоминает нам о сорокадневном
посте Спасителя в пустыне, о
крестных страданиях Христа
(Страстная седмица) и
подготавливает к радостям Светлого
Христова Воскресения.
С вопросами о назначении Великого
поста, его особенностях я
обратилась к священнику иркутской
Крестовоздвиженской церкви
Леониду Никифорову.
Елена
Клепикова: Отец Леонид, что же такое
пост? Ведь если мы зададим этот
вопрос, то, вероятно, многие
ответят: "Пост — это отказ от
скоромной, т.е. животной, пищи и
употребление пищи главным образом
растительного происхождения".
Наверное, подобный ответ будет
неполным?
Как
утверждает о. Дмитрий Константинов,
"… пост, в котором пребывал
Спаситель,.. — это двери величайшей
духовной свободы и
самосовершенствования, без которых
не может обойтись человек,
познавший смысл духовной стороны
человеческой жизни".
О.
Леонид: Христа необходимо
принять чистым сердцем. Пост
устанавливается для того, чтобы
подготовиться принять Христа
воскресшего. Через молитву и
покаяние каждый из нас должен
испросить у Господа прощения своих
грехов и, достойно причастившись
Святых Христовых Тайн, можно
приблизиться к Богу, воссоединяясь
с ним в этом главном таинстве
церкви.
Е.К.: Отец
Леонид, как часто христианин должен
исповедоваться и в чем смысл
исповеди?
О.Л.:
Не реже одного раза в год. Лучше
четыре раза в год, когда
установлены многодневные посты, а
может быть, и чаще. Но это
определяется индивидуально для
каждого человека в общении с его
духовником.
Исповедь
есть таинство святого покаяния.
Указывая на необходимость
совершения этого таинства в церкви,
Иисус Христос сказал своим
ученикам: "Примите Духа Святого:
кому простите грехи, тому
простятся, на ком оставите, на том
останутся".
Нужно
помнить заповеди, данные Богом:
десять заповедей, данных Богом
через пророка Моисея, и девять
заповедей блаженства, которые
изложил Господь в своей Нагорной
проповеди.
Совершая
грех, мы нарушаем эти заповеди, —
надо покаяться.
Е.К.: Как
бы продолжая вашу мысль, хочется
процитировать слова пр. Аввы
Дорофея: "… Бог дал сие святые
дни (Четыредесятницу) для того,
чтобы если кто постарается со
вниманием и смиренномудрием
позаботиться о себе и покаяться во
грехах своих, он очистится от
прежних грехов, которые сделал в
продолжение года; тогда душа его
освободится от тяготы и таким
образом он очищенным достигнет
святого дня Воскресения и
неосужденно причастится Святых
Тайн, сделавшись через покаяние в
сей святой пост новым человеком".
О.Л.
Да, исповедь понимается церковью
как шаг к нашему нравственному
оздоровлению и исправлению.
Пост св.
Четыредесятницы называется
Великим, как по количеству дней,
так, особенно, по важности и
значению его для православного
христианства. Блаженный Августин
учит: "Чем более дней поста, тем
лучше врачество, чем
продолжительнее поприще
воздержания, тем обильнее
приобретение спасения. Бог, врач
душ наших, установил удобное время
для благочестивых к славословию,
для грешников к молению, для одних
искать покоя, для других
испрашивать прощения".
Пост св.
Четыредесятницы установлен
апостолами в подражание
сорокадневному посту пр. Моисея,
Илии, а главным образом, по примеру
Иисуса Христа, постившегося сорок
дней.
"Таким
образом, Великий пост — св.
Четыредесятница — это Богом
определенная десятина каждого года
(36 дней, не считая воскресных),
которую мы, отрешаясь от житейских
развлечений и всевозможных
увеселений, посвящаем
преимущественно на служение Богу —
на спасение своей души". (Закон
Божий).
Е.К. В чем
еще особенности Великого поста?
О.Л.
В величии праздника. Поскольку
праздник Воскресения Христова —
Пасха — самый главный христианский
праздник. Великий пост по
продолжительности своей и
значимости прежде всего —
подготовка к главному празднику
христианской церкви — Пасхе.
Е.К.
Черный цвет в этот пост преобладает
в Церкви. Почему?
О.Л.
Черный цвет — цвет покаяния,
осознания греховности своей. После
совершения греха первородного и
после изгнания Адама и Евы из рая
человек не изменился по существу
своему: он остается созданным по
образу и подобию Божьему. Но
природа его изменилась и стала, как
говорят святые отцы,
удобоприемлемой для зла. По
несовершенству своему человек в
грехах своих прилепляется к
земному.
А пост как
раз время, когда нужно оторваться
от земных привязанностей,
обратиться к Богу, обратить свой
взор на небо, стремиться исполнять
волю Божью. Ведь именно подготовка
к исповеди и причастию — это
длительный процесс. Когда мы идем к
покаянию, готовимся, то, осмысливая
свою жизнь, стремимся исполнять
волю Божью, дабы обрести свободу.
Истинная свобода — это свобода от
греха. Это может быть краткий миг:
человек готовился месяц, неделю —
тщательно готовился, пришел
исповедался, приобщился Святых
Тайн, может быть, достойно
воссоединяясь с Богом душою, телом
и в духе.
Как долго это
блаженное состояние продлится —
неизвестно, потому что чувства
одолевают, возникают мысли,
желания, вновь могут возникнуть
грехи. Человек грехами отдаляется
от Бога, лишается этой истинной
свободы.
Поэтому пост
— это время покаяния, время, когда
мы имеем возможность вновь и вновь
приблизиться к Богу, подняться над
земным.
Е.К.
Истинный пост, как высший духовный
подвиг, неразрывно связан с
молитвой и искренним покаянием. И
это подтверждается словами Василия
Великого: "Покаяние без поста не
полно".
Протоиерей
Алексий Осипов на вопрос, что же
такое пост, отвечает: "Если пост
понимать прежде всего как
воздержание от нелюбви, а не от
сливочного масла, то пост будет
светлым и время его будет "время
веселое". Пост установлен самим
Господом Богом и являет собой
воздержание не только в пище, но и
воздержание языка, слуха, сердца от
всего худого. … Грех невоздержания
первых людей в раю был заглажен
воздержанием Иисуса Христа".
О.Л.
В подражание Христу нашим
стремлением исполнять волю божью,
соединяясь с ним, вызвана
необходимость возвыситься душою
над низменными земными
привязанностями, прилепляясь ею
(душою) к Богу, при этом подчиняя
тело душе. Это возможно в молитве
общецерковной во время
богослужения в храме, в частной
домашней молитве и, конечно же,
исповедь и причастие — таинства,
которые прежде всего оживотворяют
душу и тело.
Е.К. Отец
Леонид, в дни Великого поста
читаются какие-то особые молитвы?
О.Л.
В дни поста молитвы особые. Они
более продолжительные, носят более
покаянный характер. Совершается
неоднократное коленопреклонение.
Особенно здесь можно выделить
молитву Преподобного Ефрема
Сирина:
"Господи и
Владыко живота моего, дух
праздности, уныния, любоначалия и
празднословия не даждь ми.
Дух же
целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любви даруй ми, рабу
Твоему.
Ей, Господи,
Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата
моего, яко благословен еси во веки
веков. Аминь".
Эта молитва
читается христианами дома и в храме
во все дни поста Великого, кроме
субботы и воскресенья.
К сожалению,
многие христиане не знают этого.
Кроме того, в храме в дни поста
читается особый покаянный канон
Андрея Критского.
Каждому
христианину желательно в дни
Великого поста, не только в
воскресные дни, когда совершается
торжественное богослужение, но и в
будние дни, прийти помолиться,
когда совершаются молитвы особые —
постовые.
Е.К. Отец
Леонид, не все многим могут прийти в
церковь в будни, даже если им очень
хотелось бы помолиться именно в
храме.
О.Л.
В нашем храме в воскресные дни и в
дни Великих праздников совершаются
Божественные литургии. Начало их
совершения в 7 и в 9.30 утра. Очень
удобно для прихожан. Нужно прийти в
храм и посвятить начало
воскресного дня Богу, а потом
обратиться к другим делам, которые
тоже необходимо выполнить.
Да и в будние
дни поста при желании можно
постараться найти возможность
прийти в храм и совершить постовые
коленопреклоненные молитвы.
Богослужения
в дни поста бывают более
длительные, чем в иное время.
Несмотря на то, что желательно
приходить в храм к началу службы, а
уходить из храма по окончании
богослужения, все же допустимо при
недостатке времени войти в храм
хотя бы на краткое время, не нарушая
благочиния богослужения.
Е.К. Отец
Леонид, как быть тем людям, которые
не могут посетить храм по болезни
или по иным причинам?
О.Л.
Они могут молиться дома. Можно для
них пригласить священника домой,
чтобы он приобщил их Святых Тайн.
Е.К.
Василий Великий выступает против
формального соблюдения поста. Он
говорит: "Для похвального поста
недостаточно одного воздержания от
яств, но будем поститься постом
приятным, богоугодным Богу.
Истинный пост — удаление от зла;
воздержание языка, подавление в
себе гнева, отлучение похотей,
злословия, лжи, клятвопреступления.
Воздержание от сего есть истинный
пост. В этом пост — прекрасное
дело".
О.Л.
Отношение к посту должно быть не
фарисейским. Господь говорит: "А
ты когда постишься, помажь главу
твою и умой лицо твое. Чтобы явиться
постящимся не перед людьми, но
перед Отцом твоим, который в тайне;
и Отец твой, видящий тайное, воздаст
тебе явно".
Е.К.
Почему Великий пост начинается с
Прощеного воскресенья?
О.Л.
Грех удаляет нас от Бога, который
ожидает нашего покаяния и прощает
нам грехи наши, но при условии, что и
мы прощаем друг друга.
Об этом мы
слышим в Евангельском чтении на
литургии в Прощеное воскресенье
слова Спасителя: "Если вы будете
прощать людям согрешения их, то
простит и вам Отец ваш небесный. А
если не будете прощать людям
согрешения их, то и Отец ваш не
простит вам согрешений ваших".
Потому и
установлен церковью чин прощения,
который совершается в этом году
завтра, 12 марта, в Прощеное
воскресенье, по окончании
воскресной вечерни в нашем храме
(начало в 16 часов).
Все
пришедшие в храм просят прощения
друг у друга за обиды, может быть,
нечаянно причиненные друг другу.
Е.К.
Протоиерей Валентин Свенцицкий
говорит: "Как нам неспокойно, как
нам тягостно, когда мы чувствуем к
себе вражду, но еще неспокойнее, еще
тягостнее, когда эту вражду несешь
в своем собственном сердце… Так
хочется самого себя освободить от
этой тяготы прощением".
О.Л.
Но искренне, от всего сердца
простить друг друга означает
только выполнить необходимое
условие для того, чтобы быть самому
прощенным Богом. Бог прощает
кающегося, приближая его к себе в
таинствах исповеди и причастия.
Но к Богу нас
приближают и добродетели, т.е.
доброе расположение сердца и
добрые дела, которые совершаются
ради Бога, ради спасения души своей,
но для ближних своих. А таковыми
добрыми делами, по учению церкви,
являются дела милосердия:
накормить голодного, напоить
жаждущего, одеть нагого, посетить
больного или заточенного в темнице,
заблуждающегося вразумить и
наставить на путь спасения. Ведь
добродетели христианские являются
главным средством в борьбе с
грехом. И если сердце христианина
исполнено любовью к Богу и к
ближнему и добрыми намерениями, то
там не будет места для греховной
страсти. Тогда и вся жизнь наша
будет наполнена добрыми делами.
Церковь учит,
что в дни поста Великого, пребывая в
воздержании и покаянии, стремясь к
добродетели, мы можем достойно
приблизиться к Светлому
Воскресению Христову.