Иркутский Богоявленский собор
Иркутский
Богоявленский собор
Тамара КРЮЧКОВА,
сотрудник этнографического музея
"Тальцы"
Иркутский
Богоявленский собор со времени
своего основания в 1693 г. играл
важную роль в духовной жизни
города. Построенный у стен острога
— в самом сердце города — он на
протяжении XVIII-XIX веков был
кафедральным, т.е. главным храмом
местной епархии. В его стенах
отмечались все наиболее важные
церковные и исторические события
нашего края. Первоначально здание
было деревянным, но 3 августа 1716
года оно сгорело, став добычею
большого пожара, уничтожившего
значительную часть острожной стены
и посада. Восстанавливать собор
решили из кирпича.
Созидался
каменный собор, как это было
принято в России, всем "миром",
на добровольные "приношения от
доброхотных дателей". Тысячи
людей приняли участие в его
возведении: кто-то своими деньгами
или имуществом, кто-то трудом,
кто-то молитвами. Как видно из книги
П. Громова "Начало христианства в
Иркутске", первый денежный вклад
в сумме 200 р. сделали иркутский
комендант Л.Р. Ракитин и его брат
Иван.
Сооружение
здания заняло довольно длительное
время. Как сообщает Иркутская
летопись, его закладка была
осуществлена в июле 1718 г. Шесть лет
спустя начались богослужения в
придельном храме во имя Петра и
Павла, а в 1729 г. под колокольнею по
инициативе и "иждивением"
иркутского сына боярского Ивана
Пивоварова выросла придельная
церковь во имя Иоанна Воина.
Главный храм — Богоявленский — был
освящен только 25 сентября 1746 г.
Уставщиком,
т.е. руководителем артели
каменщиков, в соборе Богоявления в
1720-1930 годы был мастер каменного
дела Василий ГАРЯЕВ. Известный
исследователь культуры Сибири А.Н.
Копылов отметил, что до 80-х годов XVIII
в., когда в Сибири появились первые
архитекторы, зодчие-практики или
"уставщики церковного каменного
строения" — выполняли функции
архитектора и прораба-строителя.
Обычно артель, которую возглавлял
уставщик, брала за образец
какую-либо существующую церковь.
Прямым предшественником
Иркутского Богоявленского собора
исследователь архитектуры В.В.
Скопин считает Троицкий собор (1703
г.) в г. Верхотурье Тюменской
области. Об этом свидетельствуют
его внешний вид, характер
конструктивных приемов, масштабных
и ритмических взаимоотношений,
элементы (пятиглавное завершение
восьмерика, шатровая колокольня,
обрамление оконных проемов)
памятнике. Вполне возможно, что и
сам Василий Гаряев прибыл в Иркутск
из Верхотурья.
Храм
строился в период активного
освоения в России новых форм. Этот
процесс затронул все сферы
культуры и проявился повсеместно,
даже в далекой Сибири. В
архитектуре иркутского
Богоявленского собора явно
прочитываются два начала — русское
традиционное и новое, барочное.
Уставщик выбрал схему, типичную для
простых посадских церквей середины
XVII века: по продольной оси
ставилась колокольня, трапезная и
собственно храм с апсидой. Главный
вход в храм устроен через
колокольню. А колокольня имеет
традиционное в древнерусском
зодчестве шатровое завершение.
Изящный, высокий шатер придавал
Богоявленскому собору величие и
удивительно хорошо сочетался с
образом основного объема, как
свеча, устремленного вверх. Пять
небольших куполов воспринимались
как движущиеся языки пламени,
придавая динамичность всему
ансамблю храма. Пятиглавие
Богоявленского собора в начале XIX
века было разобрано и заменено
куполом с одной главой, отчего
целостность и органичная
соразмерность между главами и
несущим объемом нарушилась,
обеднив общую композицию здания.
В 60-е годы
XVIIIв., при радетельном епископе
Софронии Кристалевском к
трехпрестольному собору были
пристроены еще три придела: с южной
стороны — во имя Казанской Божией
Матери, с северной — во имя Иоанна
Предтечи и во имя Всех святых. Эти
достройки и перестройки
значительно изменили
первоначальный облик собора.
"Когда-то стройный, устремленный
вверх, он раздался вширь и словно
осел в землю, — пишет Н.М. Полунина. —
Еще большую массивность
Богоявленскому собору придала
построенная в начале XIX века новая
колокольня под "большой
колокол". В сентябре 1812 г.
выкопаны рвы для второй соборной
колокольни с большим колоколом
весом в 1761 пуд, вылитым в 1797 г. С 1797 г.
он висел на столбах, а 30 марта 1815
года поднят на новую колокольню, 10
июня колокольню окончательно
покрыли железом и поставили крест.
Время,
постепенно старившее храм,
стихийные бедствия, посещавшие
Иркутск, отражались на состоянии
памятника. Особенно значительно
Богоявленский собор пострадал во
время сильнейшего землетрясения
30-31 декабря 1861 г.: были повреждены
практически все своды, на них
появились трещины, во многих местах
над окнами и дверьми лопнули арки,
из окон фонарика холодного храма
выпали рамы, сдвинулись с места две
колонны в Петропавловском
иконостасе. Собор пришлось
ремонтировать. В 1868-1891 гг. были
исправлены все нарушения здания от
землетрясения, а по чертежам
архитектора Владислава Андреевича
Кудельского стену, делившую
трапезную и Петропавловский
придел, разобрали и заменили двумя
арками, в результате чего
образовалось пространное
помещение. В это же время заменили
два иконостаса: в главном храме и в
Казанском приделе. Тело иконостаса
Богоявленского храма выполнил
Борис Васильевич ПОПОВ, а иконы в
три верхние яруса были выписаны из
Москвы от иконописца Андрея
Семеновича РОГОЖКИНА. Иконостасы в
трапезной и Петропавловском
приделе были заменены ранее, в 1827 и
1829 гг.
За три века
своего существования
Богоявленский храм просветил
светом Христовой Веры тысячи людей:
многие здесь приняли таинство
святого крещения, молодые супруги
перед лицом Бога подтверждали
данное друг другу слово, отсюда
многие иркутяне провожали своих
сородичей и близких в жизнь вечную.
Каждый день здесь молились десятки,
иногда сотни иркутян.
Перелистывая
страницы Иркутской летописи,
убеждаешься, что он был свидетелем
всех важнейших событий в городе и в
России. От стен собора начинались
почти все крестные ходы в г.
Иркутске. С ним была связана
деятельность всех иркутских
епископов и архиепископов. Два
прославленных в Сибири иркутских
чудотворца — святители Иннокентий
и Софроний — приняли активное
участие в возведении храма. В
краеведческой литературе отмечено,
что строительство заметно
оживилось после 1727 года, когда
Иркутская епархия отделилась от
Тобольской и ее возглавил
Иннокентий КУЛЬЧИЦКИЙ. Он приложил
немало усилий к тому, чтобы
каменные работы к 1731 году были в
основном закончены. Придельную
церковь во имя Иоанна Воина,
расположенную под колокольней, 22
июля 1729 года святитель Иннокентий
освящал сам.
Во времена
второго епископа — Иннокентия
Неруновича и третьего
вышеупомянутого — Софрония рядом с
собором был построен Архиерейский
дом (первоначально деревянный,
потом каменный), где располагались
жилые покои и административные
помещения иркутского архиерея,
сюда была переведена Духовная
консистория, ведающая всеми делами
Иркутской епархии, позднее было
построено здание для духовного
училища, обучающего
священнослужителей. Здесь
появилась богатая библиотека
периодической православной
литературы, и любой иркутянин мог
взять любое издание на дом. Таким
образом, кафедральный собор
Богоявления на протяжении XVIII-XIX
веков был средоточием духовной
жизни Иркутского края. В конце XIX
века недалеко от него был построен
новый храм — во имя Казанской
Божией Матери (освящен в 1894 г.,),
которому переданы были функции
кафедрального собора.
В соборе
Богоявления покоились мощи
святителя Софрония, в миру Стефана
Кристалевского (25.12.1704 — 30.03.1771), был
третьим епископом иркутским. Родом
он из-под Чернигова, он правил
Иркутской епархией 17 лет, проявив
себя прекрасным организатором и
очень деятельным епископом. Очень
ярко это демонстрирует тот факт,
что несмотря на сложное положение
внутри епархии и неблагоприятные
времена для монастырей, когда у них
в 1764 году были отобраны земли и
крепостные крестьяне, при Софронии
монастыри расцвели и не
чувствовали материальной нужды.
При нем только в одном Иркутске
было выстроено шесть каменных
церквей.
С собором
Богоявления связана судьба
Прокопия Васильевича ГРОМОВА
(07.07.1801 — 31.08.1880), человека редких
душевных качеств, талантливого и
трудолюбивого исследователя
православной истории Восточной
Сибири и Дальнего Востока. Изучив
огромное количество архивных
документов, он написал первое
полное жизнеописание святителя
Иннокентия, опубликовав в 1868 г.
книгу "Начало христианства в
Иркутске".
Будучи сыном
иркутского священника, Прокопий
Громов учится в Иркутской духовной
семинарии, а потом в Московской
академии, закончив курс со степенью
кандидата богословия. С 1822 г. по 1833
г. был преподавателем церковной
истории в Иркутской духовной
семинарии и священником в
Благовещенской, потом в
Воскресенской (Тихвинской) церквях.
31 августа 1833 г. определен
настоятелем в Камчатский
Петропавловский собор, где
прослужил 14 лет. В Иркутск вернулся
18 марта 1847 года, служил в Спасской
церкви, а с 6 декабря 1862 г. по день
своей кончины был настоятелем
кафедрального Богоявленского
собора. Указом Сената от 23 октября
1862 г. согласно представлению
иркутского архиепископа Парфения
его утверждили редактором
"Иркутских епархиальных
ведомостей", и Прокопий Громов
исполнял эту обязанность по 1
января 1891 года. В них он опубликовал
множество своих статей по истории
Иркутской епархии и о старине
города. Награжден был двумя
золотыми наперсными крестами и
несколькими орденами. Похоронен
был в ограде Богоявленского собора.
После
революции комиссия по охране
памятников разрешила использовать
собор для размещения хлебозавода.
Это было очень тяжелое время для
памятника архитектуры.
Приспосабливая здание к
промышленным нуждам, администрация
хлебозавода многое перестроила
здесь. В храме установили печи, в
которых выпекались кондитерские
изделия. Одно время в четверике,
разделенном на несколько этажей,
было общежитие.
В 1960 г.
Богоявленский собор был поставлен
на учет и охрану как памятник
республиканского значения. В 1968 г.
хлебозавод был выселен из здания,
что дало возможность начать
восстановление храма. Главным
автором проекта и руководителем
реставрационных работ была
назначена Г.Г. Оранская, сотрудник
Всесоюзного производственного
комбината Министерства культуры
СССР. Реставрация велась 18 лет.
Иркутяне разных профессий
участвовали в восстановлении из
руин замечательного памятника
архитектуры. Среди них особенно
хочется выделить каменщика О.П.
Кикаса, через чьи руки прошли
тысячи специально приготовленных
кирпичей, каждый из которых был
положен мастером в предназначенное
место и помог воссоздать
архитектурную красоту здания, а
также бывшего преподавателя
керамического отделения
Иркутского училища искусств А.Н.
Штанько, который своим
подвижническим трудом восстановил
сложную технологию изготовления
поливных изразцов и изготовил их в
достаточном количестве для
украшения Богоявленского собора.
Реставрация
была закончена в 1985 году, и собор
был передан Иркутскому областному
художественному музею, который
развернул там экспозицию отдела
Сибирского искусства. Кроме
произведений искусства сибирских
художников, в соборе
демонстрировались выставки из
фондов Художественного музея,
мастерских художников, а также
привозные выставки (как, например,
выставка икон из Исторического
музея г. Москвы). В отделе
Сибирского искусства несколько лет
работал лекторий Общества
возрождения русской духовности и
культуры, постоянно проводились
концерты духовной музыки.
В 1994 г. при
иркутском епископе Хризостоме
собор Богоявления был передан
Иркутской епархии. Вскоре там, в
бывшем Петропавловском приделе,
был сооружен временный иконостас и
начались богослужения. В настоящее
время при неустанной заботе
владыки Вадима идет подготовка в
освящению главного Богоявленского
храма. Иконописцы С.Н. Фролов, М.Б.
Лутаенко Е.А. Алешина, И.И. Горбунова
расписали стены алтаря, трапезной и
работают над иконостасными
иконами. Уже сооружено тело
иконостаса (столяр А. Арзамасов) и
создается его резной убор
(скульптор-модельщик А. Пермяков,
позолотчик А. Карпов). В здании
строительной бригадой под
руководством А.И. Фенина произведен
ремонт: переделана система
отопления, на внешние стены нанесен
орнамент в соответствии со
старинными росписями, крыша
перекрыта медными листами.
На праздник
светлой Пасхи 1995 г. после
семидесятилетнего забвения
духовный светильник в центре
Иркутска возродился: епископом
Вадимом был освящен собор
Богоявления. Это значительное
событие, совершенное во славу
Божию, ознаменовало новый этап
развития в духовной жизни города и
области. Пришло время созидать
храмы.